Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 08:55, контрольная работа
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология.
Именно такое
осознание и определение
На этой стадии, которая вызывает различные эмоции, неодинаковое отношение к конфликту оппонентов, предлагаются некоторые варианты, формы совместных действий:
Для того, чтобы достичь максимума желаемого, разрабатываются и предлагаются определенные формы действий:
Этап решения
межличностного конфликта, является самой
сложной задачей для его
При этом выбор способов
и методов преодоления
2. Типы конфликтов.
Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.
Внутри личностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
Социальный конфликт — это “ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга”. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.
Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтных ситуаций.
1. Структурные методы разрешения
конфликта.
Существует несколько эффективных способов
управления конфликтной ситуацией.
Их можно разделить на две категории: структурные
и межличностные. При разрешении конфликта
руководитель должен начать с анализа
фактических причин, а затем использовать
соответствующую методику. Уменьшить
возможность конфликта можно, применяя
методики разрешения конфликта.
Существует четыре структурных
метода разрешения конфликтов.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним
из лучших методов управления, предотвращающий
дисфункциональный конфликт, - разъяснение
того, какие результаты ожидаются от каждого
сотрудника и подразделения. Здесь должны
быть упомянуты такие параметры как уровень
результатов, который должен быть достигнут,
кто предоставляет и кто получает различную
информацию, система полномочий и ответственности,
а также четко определены политика, процедуры
и правила. Причем, руководитель уясняет
все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы
его подчиненные хорошо поняли, чего ждут
от них и в какой ситуации.
КООРДИНАРНЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ.
Это применение координационного механизма.
Один из самых распространенных механизмов
- цепь команд. В управлении конфликтной
ситуацией очень полезны средства интеграции,
такие как управленческая иерархия, использование
служб, осуществляющих связь между функциями,
межфункциональные группы, целевые группы
и межотдельские совещания. Исследования
показали, что организации, которые поддерживали
нужный для них уровень интеграции, добились
большей эффективности, чем те, которые
не сделали этого. Например, компания,
где назрел конфликт между взаимозависимыми
подразделениями - отделом сбыта и производственным
отделом
- сумели разрешить проблему, создав промежуточную
службу, координирующую объем заказов
и продаж. Эта служба осуществляла связь
между отделом сбыта и производства и
решала такие вопросы, как требования
к сбыту, загрузка производственных мощностей,
ценообразование и графики поставок.
ОБЩЕОРГАНИЗАЦИООНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ.
Установление общеорганизационных комплексных
целей - еще один структурный метод управления
структурной ситуацией. Эффективное осуществление
этих целей требует совместного усилия
двух или более сотрудников, групп или
отделов. Идея, которая заложена в эти
высшие цели - направит усилия всех участников
на достижение общей цели.
Например, если три смены
производственного отдела конфликтуют
между собой, следует сформулировать
цели для своего отдела, а не для
каждой смены в отдельности. аналогичным
образом, установление четко сформулированных
целей для всей организации в целом также
будет способствовать тому, что руководители
отделов будут принимать решения, благоприятствующие
всей организации, а не только их собственной
функциональной области. Изложение высших
принципов (ценностей) организации раскрывает
содержание комплексных целей. Компания
старается уменьшить возможности конфликта,
излагая общеорганизационные комплексные
цели, чтобы добиться большей слаженности
и деятельности всего персонала.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения
можно использовать как метод управления
конфликтной ситуацией, оказывая влияние
на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим группам
организации и стараются подойти к решению
проблемы комплексно, должны вознаграждаться
благодарностью, премией, признанием или
повышением по службе. Не менее важно,
чтобы система вознаграждений не поощряла
неконструктивное поведение отдельных
лиц или групп.
Систематическое скоординированное
использование системы
2 Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны пять основных межличностных
стилей разрешения конфликтов:
УКЛОНЕНИЕ. Этот стиль характеризуется
подразумевает, что человек старается
уйти от конфликта. Один из способов разрешения
конфликта - это не попадать в ситуации,
которые провоцируют возникновение противоречий,
не вступать в обсуждение вопросов, чреватых
разногласиями. Тогда не придется приходить
в возбужденное состояние, пусть даже
и занимаясь решением проблемы.
СГЛАЖИВАНИЕ. Этот стиль характеризуется
поведением. которое диктуется убеждением,
что не стоит сердиться, потому что “мы
все - одна счастливая команда, и не следует
раскачивать лодку”. “Сглаживатель”
старается не выпустить наружу признаки
конфликта и ожесточенности, апеллируя
к потребности в солидарности. К сожалению,
совсем забывают про проблему, лежащую
в основе конфликта. Можно погасить стремление
к конфликту у другого человека повторяя:
“Это не имеет большого значения. Подумай
о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”.
В результате может наступить мир, гармония
и тепло, но проблема останется. Больше
не существует возможности для проявления
эмоций, но они живут внутри и накапливаются.
Становится очевидным общее беспокойство,
растет вероятность того, что в конечном
счете произойдет взрыв.
ПРИНУЖДЕНИЕ. В рамках этого стиля превалируют
попытки заставить принять свою точку
зрения любой ценой. Тот, кто пытается
это сделать, не интересуется мнением
других. Лицо, использующее такой стиль,
обычно ведет себя агрессивно, и для влияния
на других обычно использует власть путем
принуждения. Конфликт можно взять под
контроль, показав, что обладаешь самой
сильной властью, подавляя своего противника,
вырывая у него уступку по праву начальника.
Этот стиль принуждения может быть эффективным
в ситуациях, где руководитель имеет значительную
власть над подчиненными.
Недостаток этого стиля заключается в
том. что он подавляет инициативу подчиненных,
создает большую вероятность того, что
будут учтены не все важные факторы, поскольку
представлена лишь одна точка зрения.
Он может вызвать возмущение, особенно
у более молодого и более образованного
персонала.
КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется
принятием точки зрения другой стороны,
но лишь до некоторой степени. Способность
к компромиссу высоко ценится в управленческих
ситуациях, так как это сводит к минимуму
недоброжелательность и часто дает возможность
быстро разрешить конфликт к удовлетворению
обеих сторон. Однако, использование компромисса
на ранней стадии конфликта, возникшему
по важному решению может помешать диагнозу
проблемы и сократить время поиска альтернативы.
Такой компромисс означает согласие только
во избежание ссоры, даже если при этом
происходит отказ от благоразумных действий.
Такой компромисс - это удовлетворенность
тем, что доступно, а не упорный поиск того,
что является логичным в свете имеющихся
фактов и данных.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль - признание
различия во мнениях и готовность ознакомиться
с иными точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти курс действий, приемлемый
для всех сторон. Тот, кто пользуется таким
стилем не старается добиться своей цели
за счет других, а скорее ищет наилучший
вариант решения конфликтной ситуации.
Расхождение во взглядах рассматривается
как неизбежный результат того, что у умных
людей есть свои представления о том, что
правильно, а что нет. Эмоции можно устранить
лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный
от вашего взгляд.
Глубокий анализ и разрешение конфликта
возможны, только для этого требуется
зрелость и искусство работы с людьми...
Такая конструктивность в разрешении
конфликта (путем решения проблемы) способствует
созданию атмосферы искренности, столь
необходимой для успеха личности и компании
в целом.