Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей, которые влияют на личность детей с сиблинговой позицией. Актуальность заключается в объяснениях следующих положений: главная цель выявить у детей с сиблинговой позицией большую склонность к творчеству и креативности. Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно не имеет узкого характера, в той или иной мере присуще всем людям. В семье когда присутствует двое детей, довольно сложно определить кто из них склонен к творческому мышлению, а кто менее развит в этой сфере. Личностные способности и креативное мышление зависят, прежде всего, от воспитания и внимания со стороны родителей и учителей.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы  развития творческих способностей, которые  влияют на личность детей с сиблинговой  позицией.  Актуальность заключается  в объяснениях следующих положений: главная цель выявить у детей  с сиблинговой позицией большую  склонность к творчеству и креативности. Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно не имеет узкого характера, в той или иной мере присуще всем людям. В семье когда присутствует двое детей, довольно сложно определить кто из них склонен к творческому мышлению, а кто менее развит в этой сфере. Личностные способности и креативное мышление зависят, прежде всего, от воспитания и внимания со стороны родителей и учителей.

Именно в младшем  школьном возрасте у детей формируются  каркас личностного уровня деятельности и к концу уже этого возраста они могут стать субъектами, обладающими  личностью. Личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности и разных психологических  образований (воображения и сознания), которые определяют конкретный творческий потенциал человека. В процессе развития способностей происходит преобразования самой личности ребёнка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного  отношения среде.

Как правило, творческие способности не могут быть заданы извне. Они предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки.  Поэтому  наиболее полное раскрытие потенциальных  возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательских  действий предполагают учёт внутренних предпосылок развития младших школьников.

Задатки способности  к творчеству присущи любому ребёнку. Роль педагогов и родителей заключается  в раскрытии этих способностей и  создании условий для их успешного  развития. Рассматривая креативность как общую универсальную способность  к творчеству, смысловую роль структуре  личности младшего школьника. Поэтому  создание условий для развития творческих способностей -  важнейшая задача учителей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией

 

 

    1. Понятие креативность

 

Проблема креативности, реализации творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительной истории развития научных  знаний. Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории, что, в  частности, характеризует современную  социокультурную ситуацию, поскольку  созидательная творческая энергия  масс позволяет всевозможные трудности, намечать новые, неожиданные цели, обеспечивать большую свободу выбора. Поэтому  способствовать развитию креативности личности во всём её богатстве и  разнообразии, создавать условия  для наиболее полной и успешной творческой реализации – одна из первоочередных задач современной системы образования  и воспитания. Эффективность решения  этой задачи имеет прямое отношение  к разработкам разных аспектов творчества психологической и педагогической науками, что объясняет прежде всего  осознанием социального значения проблематики творчества. Острая практическая необходимость  и очевидная актуальность диктует  потребность теоретического изучения психолого-педагогических аспектов творчества, в частности, проблемы развития креативности и выдвигают её в ранг приоритетов.

Таким образом, в современном  мире необходимость и значимость исследования креативности продиктованы рядом факторов. Во-первых, ускоренное развитие материальной базы и общественных отношений требует достижения качественно  нового уровня личностных свойств и  показателей. Во-вторых, высшие достижения в духовной сфере и научные  открытия определяются  прежде всего  функционированием индивидуальных личностных характеристик и психических свойств их создателей. И наконец, ускоренные темпы обновления информационного пространства выводят в качестве приоритетного направления – развитие креативности личности каждого человека. В этом заключается острая необходимость решения проблемы творчества на современном этапе.

Разработка всего комплекса  задач, связанных с творчеством  личности, может быть успешно осуществлена только при условии тесного контакта разных отраслей научного знания. Вопросы  психологии творчества связаны с  большим спектром социальных наук, вопросы психофизиологии творчества взаимосвязаны с биологическими дисциплинами . А все вместе –  они имеют прямое отношение к  проблемам творчества в прикладных дисциплинах (искусствоведение, науковедение, технические, медицинские, художественные и другие науки). Все это свидетельствует  о необычайной сложности, а вероятно, и глобальности поставленной проблемы. Причём, на современном этапе развития научного знания о творчестве приоритетная роль отводится изучению психолого-педагогических аспектов, практическая и прикладная направленность которых не вызывает сомнения.

В настоящее время в  науке достаточно полно исследованы: общие творческие проблемы психологии творчества (А. В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и  др.); вопросы общих и специальных  способностей (В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В. Лоунфульд,  А. Осборн, Б.М. Теплов, Ф.Хартман, П.Хенриксон и др.).

Значительный интерес  представляют исследования принципов возрастной периодизации креативного развития (Л.С.Выготский, А. Гезелл, В.В. Давыдов, А. В. Запорожец, И.С. Кон, К. Левин, Л.В. Лисина, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.); эффективных средств и методов развития творческих качеств личности (К. Бейттел, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, У. Гордон, В.Л. Данилова, Л. Я. Зорина, В.И. Лебсон, В. Лоунфельд, А.М. Матюшкин, Э.М. Мирской, Г. Спенсер, К. Тейлор, Э.Г. Юдин и др.). Исследования личностных характеристик креативов опираются на анализ специфики разных видов творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Р. Кратчфилд, Ж. Либерман, С.А. Медник, А.Я. Понамарёв, С. Роджерс, Е.Торранс, Э. Фромм, П.К. Энгельмейер и др.)

Значительная роль в изучении различных сторон феномена творчества, формирования творческой личности и  развития креативных способностей принадлежит  исследованиям белорусских учёных: С.Я. Асрейко, И.А. Борейша, Н.Ф. Вишнякова, А.И. Кочетов, Р.И. Можджер, В.Н. Научик, В.А. Пархоменко, В.С. Решетько, И.М. Розет  и др.

Успешность решения любых  проблем, возникающих в разных сферах жизнедеятельности личности и общества, зависит прежде всего от компетентного  подхода к их реализации. Специфика  разных явлений окружающей действительности. Специфика разных явлений окружающей действительности определяется их сущностью, содержанием, значением, которые необходимо всесторонне изучать и разрабатывать  в соответствии с требованиями времени. Такова проблема творчества и тесно  связанных с ней вопросов о  творческих качествах личности, творческом мышлении, творческой деятельности, творческом процессе, творческом потенциале и  возникшая в последние десятилетия  проблема креативности.

Возникновение понятия «творчества» восходит к трудам Платона и Аристотеля. Последний понимал творчество в  широком смысле слова: творить, по Аристотелю, означает создавать то, чего ранее  не существовало. Это определение  включает в себя не только творчество в области психического, но сюда относится и материальное воплощение замысла, его реализация.

Такое понимание творчества сохраняется у тех исследователей, которые занимаются изучением специальных  видов творческой деятельности. Р. Нусбаум  писал: Творить – это значит претворять внутренний образ … во внешнюю  реальность».

И только в более поздних  исследованиях отчётливо прослеживается интерес к центральному звену  творческой деятельности – закономерностям  и механизмам, обусловливающим появление  определённого психического продукта.

Поскольку творчество как  конкретное явление действительности изучается комплексом наук, то объект, предмет, субъект, функции и цели творчества разрабатываются в соответствии с конкретными задачами. В связи  с этим существует множество определений  творчества и трактовок о его  сущности как в рамках одной отрасли  науки, так и в целом в разных отраслях знаний.

Гносеология внесла вклад  в определение понятия творчества как инновации, аксиология – в  выявление значимости и роли творчества, социология – в изучение субъекта творчества, социальной детерминации творческого процесса.  Философия  предлагает своё понимание творчества, которое изменялось в разные исторические эпохи и в разных философских  школах. Например, современные философы считают творчеством деятельность, результатом которой становится создание новых материальных и духовных ценностей: «Оно предполагает наличие  у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся  продукт, отличающийся новизной,  оригинальностью, уникальностью…»

Обобщая различные определения  творчества в зарубежной психологии, Р. Холмен пишет: «Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом (Маккелар), способность  находить новые связи (Кюби), возникновение  новых отношений (Роджерс), появление  новых сочинений (Меррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Ласуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию  опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)».

В представленных выше трактовках феномен творчества определяется через  его продукт. Между тем до сих  пор продолжается спор между исследователями (психологами и философами), читающими, что творчество следует определять через его продукт, и учёными, полагающими, что сущность творчество – сам его процесс.

Одним из сторонников изучения творчества через продукт является К. Тейлор. Взгляд, согласно которому сущность творчества раскрывается через процесс, наиболее отчётливо прослеживается в работах Р. Арнгейма, считающего, что «о творчестве нельзя судить по тому объекту, который оно воспроизводит… Творчество – это полное развёртывание  знаний, действий и желаний».

Существует также ряд  определений творчества, которые  акцентируют внимание на качествах  творческой личности. Дж. Гилфорд указывает, что «творческий потенциал может  быть определён как совокупность способностей и других черт, которые  содействуют успешному творческому  мышлению». А. Осборон утверждает, что  история цивилизации – это, по существу, «отчёт о человеческой творческой способности, а воображение является краеугольным камнем человеческих усилий… покоривших мир».

Проблема творческих способностей как основы творческого потенциала личности рассматривалась многими  исследователями в разных странах  мира, и в настоящее время эта  проблема в теории творчества остаётся неразрешённой, и процесс поиска истины продолжается. С. Смит по этому  поводу писал: «Наиболее необходимым  и ценным товаром в нашем мире сегодня являются творческие способности. Мы можем не беспокоиться об отправлении  людей к другим планетам, о решении  проблем, связанных с расовыми предрассудками, о плате за политические кризисы  или о какой-либо другой серьёзной  проблеме, если мы научимся направлять свою энергию на творческий ум человека. В творческих способностях, и только в них одних лежат ответы на все эти проблемы всего человечества».

Таким образом, в свете  представленных дефиниций проблема творчества рассматривается с различных  позиций и включает в себя в  качестве составляющих другие родственные  понятия и категории, которые, очевидно, обозначают одну и ту же реальность. Так , М. Валлах пишет: «Трудно отделаться от чувства, что термин «творчество» включает  в себя то, что прежде обозначалось словами «интеллект», «одарённость», «чувствительность», образованность», «инсайт», открытие», «мышление», «интуиция», «решение задач», «обучение».

Но несмотря на различие формулировок и определений творчества, можно выделить в них общие  существенные черты: во всех случаях  речь идёт о создании чего-то нового, оригинального. Творчество противостоит подражанию и имитации. Однако в  понятии нового требуется уточнение. Бытует мнение, что новое следует  трактовать как новое для данного  субъекта, а не в общечеловеческом смысле.

Известна и другая трактовка  этого понятия: «новизна»рассматривается не в индивидуальном, а в социальном смысле, т.е. продукт творчества соотносится  не с теми знаниями, которые имелись  у субъекта до начала творческой деятельности, а с продуктами деятельности других людей. Х. Харгривз считает, что «оригинальной  личностью признаётся тот,  чьи  мысли, идеи не приходят в голову большинству, иначе говоря, чьи идеи не являются всеобщими».

Другой существенной чертой всех представленных определений творчества является его неразрывная связь  с деятельностью, причём деятельностью  продуктивной. Если мы попытаемся проанализировать поведение человека, всю его деятельность, то можем заметить без особого  труда, что в ней выделяются два  основных вида. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным, сущность которого заключается в воспроизведении  и повторении уже ранее выработанных приёмов поведения и прежних  впечатлений. Другой – творческим или  комбинирующим. Сюда относится создание новых образов, отношений, аналога  которым не было в предшествующем опыте человека.

По определению Л.С. Выготского, творческой деятельностью называется такая «деятельность человека, которая  создаёт нечто новое, все равно  будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью  внешнего мира или известным построением  ума или чувства, живущих и  обнаруживающихся только в самом человеке». В.А. Сухомлинский справедливо отмечал, что «творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». Творчество нельзя сводить только к труду писателя, художника, учёного или конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности. Творчество – удел только гениев, но и насущная необходимость в выполнении простой повседневной деятельности. А результаты этой деятельности – не только конкретные продукты или идеи, но и сами действия.

Творчество представляет собой некий специфический стиль  деятельности, та не вид её (труд художника, музыканта и т.п.). Этот стиль не всегда совпадает со специальными способностями  к какой-либо конкретной деятельности. Очень метко писал Л.С. Выготский: «…Творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие  исторические произведения, но  и  везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт  что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению  с созданием гениев».

Информация о работе Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией