Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей, которые влияют на личность детей с сиблинговой позицией. Актуальность заключается в объяснениях следующих положений: главная цель выявить у детей с сиблинговой позицией большую склонность к творчеству и креативности. Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно не имеет узкого характера, в той или иной мере присуще всем людям. В семье когда присутствует двое детей, довольно сложно определить кто из них склонен к творческому мышлению, а кто менее развит в этой сфере. Личностные способности и креативное мышление зависят, прежде всего, от воспитания и внимания со стороны родителей и учителей.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

Такое несоответствие между  проявлениями интеллекта детей в  разговорах и играх, с одной стороны, и в занятиях по письму и счёту, где они лишь начинают овладевать орудиями умственной деятельности, - с  другой, указывает на отсутствие достаточной  связи между содержанием учебных  занятий и реальными возможностями  детей.

Младшим школьникам свойственна  рассудительность, способность к  умозаключениям, но им, как правило, чужда рефлексия. Совмещение в умственных особенностях младших школьников правильности, формальной отчётности суждений и одновременно крайней односторонности, а зачастую нереальности суждений, т.е. наличие  наивно – игрового отношения к  окружающему – необходимый этап возрастного развития, который позволяет  безболезненно и весело приобщаться  к жизни взрослых, не боясь и  не замечая трудностей.

Самооценка младшего школьника  во многом зависит от оценок учителя  и родителей. Она конкретна, ситуативная  и воображает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте большое  значение имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности, а  также узколичные мотивы – благополучия, престижа. Среди этих мотивов доминирует мотив “хочу получать хорошие  отметки”. В это же время упорядочивается  связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

Умственное развитие в  этот период проходит через три стадии: первая – усвоение действий с эталонами  по выделению искомых свойств  вещей и построение их моделей; вторая – устранение развёрнутых действий с эталонами и формирование действий в моделях; третья – устранение моделей  и переход к умственным действиям  со свойствами вещей и их отношениями.

Меняется и сам характер мышления ребёнка. Совершенствуются основные качества внимания: объём, концентрации, устойчивость. Зрительный, слуховой и  двигательный механизмы обеспечивают развитие осмысленного, правильного  и целенаправленного восприятия сложных изображений, пространства, времени. Память достигает более  высокого уровня развития. Способность  младших школьников к логической мыслительной деятельности проявляется  в повышенном интересе к причинным  зависимостям, выделению существенных признаков и переходу к обобщениям и выводам.

Одна из важнейших педагогических задач данного периода состоит  в том, чтобы научить младших  школьников учиться легко и успешно. Главная ценность обучения состоит не в накоплении объёма знаний, а в усвоении этих знаний и совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребёнку ощутить ситуацию успеха.

С поступлением ребёнка в  школу меняется весь уклад его  жизни и ценности: эпоха игр  сменяется эпохой учения. Такие психологические  особенности детей младшего школьного  возраста как авторитетность учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность содействуют  повышению восприимчивости.

В этом возрасте дети вбирают  и впитывают знания благодаря  свежести и остроте восприятия, направленности их умственной активности на повторение, принятие и подражательность.

Младший школьный возраст  – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Важными условиями умственного  развития в эти годы являются: а) подражательность многим действиям  и высказываниям; б)повышенная впечатлительность, внушаемость; в)направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять. Каждое из этих свойств  выступает, главным образом, своей  положительной стороной, что благоприятно для обогащения и развития психики.

Учебные занятия служат новым  источником роста познавательных сил  младших школьников. Большое значение имеет выполнение действий “про себя", во внутреннем плане. Кроме того, развиваются волевые качества, проявляются особенности не только активности, но и формирующейся саморегуляции.

Для учеников начальных классов  первостепенное значение имеют наряду с началом теоретической подготовки конкретность, образность познания. Важно  использовать для обогащения психики  присущие детям этого возраста яркое  воображение и эмоциональность.

Рассмотренные особенности  младшего школьника возраста оказывают  существенное влияние на познавательное возможности детей, обусловливают  дальнейший ход общего развития и  являются факторами становления  креативности как общей универсальной  способности к творчеству.

 

 

1.3. Влияние сиблинговой позиции на личность ребёнка

 

А. Адлер первым сформулировал  положение о зависимости развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция  характеризует этот порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер  выделил следующие сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок.

Единственный ребенок  в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много  времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак  не может быть отнесен в категорию  «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как  правило, относится высокий уровень  интеллектуального развития, а к  слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного  эгоцентризма. При создании собственной  семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного  ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему  свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

Старший ребенок в семье  раньше или позже, в связи с  появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность  за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве  при рождении следующего сиблинга драма  ревности, столкновение с ситуацией  утраты своей уникальности как единственного  объекта любви родителей, необходимость  поделиться ею еще с кем-то часто  приводят к рождению невротической  любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».

Младший ребенок в семье  — предмет всеобщей заботы. Он избалован  вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той  лишь разницей, что родители, более  опытные и искушенные в проблемах  воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует  ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а  уровень притязаний и настойчивости  в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую  позицию младшего, будет склонен  в силу преимуществ этой позиции  занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».

Средний ребенок в семье  — наиболее сложная позиция. С  одной стороны, складываются все  «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих  позиций.

В случае незначительной разницы  в возрасте сиблингов ролевые  позиции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев  здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и  опекуна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особый характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением личностной идентичности [Мухина, 1981], вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.

На основе изучения биографий  выдающихся людей Ф. Салловей приходит к выводу о том, что величайшие открытия в науке, революционные  деяния, перевороты в обществе связаны  с именами людей, которые были средними детьми в своей семье. Средние  дети отличаются, таким образом, особыми  социальными способностями к  поиску и открытию принципиально  нового, являются возмутителями спокойствия  и ниспровергателями авторитетов [Sulloway, 1996]. Салловей предлагает эволюционно-психологическую  концепцию «борьбы за ресурсы», объясняющую  генезис указанных личностных особенностей. Суть «борьбы за ресурсы» состоит  в том, что в семье дети всегда претендуют на большие ресурсы —  внимание, время, душевное тепло, ласку, заботу со стороны отца и матери, — чем те, что реально могут  предоставить им родители, вынужденные  делить свои возможности между всеми  детьми. Соревнование за доступ к родительским ресурсам приводит к формированию амбивалентных  конкурентных (явных или скрытых) отношений между сиблингами. В  борьбе за собственную «нишу» в семье  в выигрышном положении оказываются  старшие и младшие дети. Старшие, будучи первенцами, уже завоевали  свое место в сердце родителей  до рождения второго ребенка и  в отношениях с сестрами и братьями лишь отстаивают то, что им уже по праву первородства принадлежит. Младшие  дети, лишенные младших конкурентов, не только получают возможность использовать ресурсы родителей (старшие дети уже выросли!), но наделены также  заботой и вниманием со стороны  старших. Средние же дети обречены на то, чтобы всегда быть в тени старших  или младших. Поэтому наиболее адекватной адаптивной стратегией для них становится выход за пределы семьи в поисках  ниши для самореализации. Отсюда стремление среднего ребенка как можно раньше автономизироваться и отделиться от семьи, его недоверие к традициям  и авторитетам, направленность на создание новых отношений.

Исследование психологического феномена влияния порядка рождения, сиблинговой позиции на развитие личности ребенка в современной  психологии по-прежнему является актуальным и теоретически значимым, отвечает социальной потребности разрешения важнейших задач формирования зрелой гармоничной личности и оптимизации  системы семейного воспитания.

Можно выделить ряд направлений  исследований, анализирующих зависимость  личностного развития от порядка  рождения.

Исследования социальных достижений обнаружили связь порядка рождения с высокими научными, социальными, политическими успехами личности. Например, Ф. Гальтон заметил, что в составе членов Королевского научного общества преобладают единственные дети и первенцы, а Дж. Кеттел показал, что среди 855 выдающихся американских ученых большинство составляют старшие и младшие дети, в то время как средние крайне редко достигают значительных успехов в науке. Биографический метод позволяет утверждать, что большинство президентов, конгрессменов и политических деятелей США в семье были старшими либо младшими детьми. Возможности высоких достижений в науке женщинами также устойчиво коррелируют с их сиблинговой позицией в семье [Altus, 1965]. Успеваемость единственных детей в школе лучше, чем у детей других сиблинговых позиций, причем констатируется предрасположенность единственных детей к интеллектуальной деятельности, характеризующейся высокой степенью индивидуализации стиля и творчества [Карацуба, 1998].

Была выявлена зависимость уровня интеллектуального развития ребенка от порядка рождения (Е.Л. Григоренко, Т.А Думитрашку, И.В. Равич-Щербо, Анастази А.). Так, в большинстве случаев констатировалось снижение коэффициента интеллектуального развития у детей, занимающих сиблинговые позиции средних и младших детей, по сравнению с единственными и старшими детьми. По данным Анастази, в популяциях с высоким уровнем рождаемости наблюдается снижение уровня интеллекта. Показатели вербального интеллекта, способности к абстракции, памяти, уровня креативности детей из многодетных семей значительно чаще оказываются ниже, чем у детей единственных (Т.А. Думитрашку).

Объяснение более высоких  социальных и интеллектуальных достижений ребенка, занимающего сиблинговую  позицию единственного или старшего в семье, следует искать в особенностях его общения и сотрудничества с родителями. Модель «обогащенной»  интеллектуальной среды [Zajonc, Markus, 1979] объясняет  преимущества старших детей тем, что длительное время до рождения второго ребенка они безраздельно владели вниманием и заботой  взрослых, им уделялось больше внимания, с ними больше играли, читали, занимались родители. Интеллектуальная среда оказывается  тем более благоприятна для развития ребенка, чем меньше детей в семье  и чем больше интервал между рождением  первого и второго ребенка. Вместе с тем особенности типа семейного  воспитания, родительской позиции, уровня интеллектуального и культурного  развития самих родителей определяют содержание и формы их с ним  общения, а тем самым и ресурсный  потенциал «интеллектуальной семейной среды» как источника умственного  развития ребенка.

Обнаружена связь особенностей Я-концепции ребенка и его сиблинговой позиции. Самооценка старших и единственных детей оказывается выше, чем у средних и младших [Coopersmith, 1967], они более автономны и самодостаточны. Вместе с тем единственные и старшие дети более склонны к негативной оценке своего психологического состояния и проявляют ипохондрические тенденции [Weiker, 1973]. Для них характерна повышенная тревожность, связанная со стремлением поддержать свой высокий статус, они более склонны к невротизации.

Выявлены различия в коммуникативной компетентности детей с разным порядком рождения. Старшие и единственные дети оказываются более чувствительны к межличностным отношениям, мнению других людей, потребность в аффилиации у них выражена ярче [Sachter, 1959]. Первенцы более ориентированы на общение со взрослыми, склонны к директивности в общении [Snow et al., 1996]. Младшие дети проявляют наибольшую компетентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налаживании отношений, у них много друзей, в группе сверстников они считаются наиболее популярными [Фримен, 1996]. Исследователи объясняют указанные различия тем, что младшие и средние дети имеют продуктивный опыт общения как с ровесниками, так и со старшими и младшими детьми в семье. Не претендуя на исключительность своего положения среди братьев и сестер, они более доброжелательны, готовы пойти навстречу и адаптировать свои ожидания в отношении поведения сверстников, более готовы к равноправному сотрудничеству.

Наконец, выявлена связь  порядка рождения ребенка и риска возникновения девиаций. Так, исследование склонности к алкоголизму подтвердило предположение А. Адлера о том, что наибольшая тяга к алкоголю будет проявляться у детей, вторых по порядковому номеру рождения. В исследовании Р. Литтла было показано, что единственные и старшие дети начинают употреблять алкоголь позже, чем «вторые», и в меньших количествах [Little, 1989]. Дети из больших семей более склонны к делинквентному поведению; у девочек-подростков, имеющих четырех и более братьев и сестер, отмечена вероятность ранней половой жизни и беременности [Wagner, 1985].

Обобщая данные разных исследований, Салловей выделяет следующие личностные особенности детей с различной  сиблинговой позицией. Единственные и старшие дети (первенцы) проявляют  большую заинтересованность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответственны в учебе и потому более успешны в школе; они  более амбициозны, их уровень притязаний выше, они уверены в себе, склонны  к доминированию в межличностных  отношениях со сверстниками. Вместе с  тем старшие более подвержены тревоге и невротизации.

Информация о работе Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией