Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей, которые влияют на личность детей с сиблинговой позицией. Актуальность заключается в объяснениях следующих положений: главная цель выявить у детей с сиблинговой позицией большую склонность к творчеству и креативности. Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно не имеет узкого характера, в той или иной мере присуще всем людям. В семье когда присутствует двое детей, довольно сложно определить кто из них склонен к творческому мышлению, а кто менее развит в этой сфере. Личностные способности и креативное мышление зависят, прежде всего, от воспитания и внимания со стороны родителей и учителей.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

Второй ребенок и последующие  дети (не-первенцы) ориентированы на общение, более адаптивны, готовы к  кооперации и альтруистическому  поведению. Однако они менее конформны  и менее привержены условностям, открыты для нового опыта, особенно в эмоционально-волевой сфере, обнаруживают экстраверсию [Sulloway, 1996]. Личностные особенности  детей с различным порядком рождения Салловей связывает с особенностями  их внутрисемейной ситуации. Первенцы, тяжело переживая «крушение с  пьедестала» после рождения второго  ребенка, в семейном общении оказываются  особенно чувствительными к отношению  к ним родителей, стремятся к  более близкому общению с ними, стараются заслужить их любовь и  признание. В отношении младших  братьев и сестер старшие дети, поощряемые взрослыми, занимают позицию  протекции и опеки, подражая в  этом родителю. Отсюда проистекает  их явно выраженная тенденция идентификации  с родителями, уважение власти, авторитета и традиций, известный консерватизм. Социальная ситуация развития детей  с более высоким порядком рождения — средних и младших — обусловливает их открытость в отношении общения всех членов семьи, а желание самоутверждения стимулирует их интерес к поиску возможностей самовыражения как в семье, так и за ее пределами, неприятие условностей, склонность к риску и экспериментированию.

Особый интерес представляет модель взаимоотношений и взаимодействия сиблингов в семье, определяемая порядком их рождения, особенностями отношения родителей и сформировавшимися под влиянием порядка рождения личностными особенностями самого ребенка.

Отношение родителей к  старшему ребенку (первенцу) определяется их недостаточной компетентностью  в воспитании, неуверенностью и зачастую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики. После рождения второго ребенка старший оказывается  в изоляции, пусть даже и на самое  короткое время. Неустойчивость воспитательного  стиля в сочетании с переживанием чувства лишения родительской любви  после рождения второго ребенка  с большой вероятностью приводит к формированию тревожного типа привязанности  старшего ребенка к родителю. Готовность первенца использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание родителей к себе, может принять  различные формы — от стратегии  полного послушания и стремления к успехам и достижениям («смотрите, я — лучше всех») до стратегии  шантажа и социальных провокаций («я заставлю вас любить и уважать  меня таким, какой я есть»). В отношении  младшего ребенка родители склонны  проявлять гиперпротекцию и потворствование, что может привести к эгоцентризму и запаздыванию социального развития младших детей [Земска, 1986]. К воспитанию среднего ребенка родители нередко  привлекают старшего, делегируя ему  часть своих функций, особенно если разница в возрасте между детьми достаточно велика.

Отношение старшего ребенка  к позже рожденным детям (среднему и младшему) чаще всего двойственно  включает ревность и соперничество. Средний и младший сиблинги выступают  как партнеры, предназначение которых  продемонстрировать родителям и  всем окружающим достоинства и способности  старшего. В том случае, когда  разница по возрасту между детьми мала и дети при этом одного пола — оба мальчики или обе девочки, — отношения между детьми превращаются в арену постоянного напряженного и бескомпромиссного состязания. Большая разница в возрасте между детьми, напротив, сглаживает остроту борьбы, поскольку достижения старшего становятся недостижимым идеалом для младшего ребенка. Масла в огонь подливают и родители, постоянно сравнивающие детей между собой. Но если младший в случае неудач может скрыться в спасительную гавань своего положения младшего ребенка в семье, то для старшего единственно возможным способом доказательства своего превосходства в том случае, когда средний ребенок «наступает ему на пятки», становится путь низведения младшего, провоцирования его на запрещенные и наказуемые поступки с тем, чтобы на фоне младшего выглядеть в глазах родителей примерным пай-мальчиком (девочкой).

Г. Хоментаускас [985] выделяет три стратегии неадекватного  поведения младшего ребенка, находящегося «в тени» своего старшего брата (сестры). Первая ставит целью низведение старшего в глазах родителей с использованием ябедничества, хвастовства, агрессии и  вражды. Такое поведение в детстве  приводит к отчуждению и сохранению враждебных отношений между сиблингами в зрелом возрасте. Вторая стратегия  направлена на то, чтобы любыми способами  заставить родителей признать значимость младшего. Поскольку одержать превосходство  над старшим достаточно сложно, младший  ребенок для привлечения внимания родителей использует асоциальные  формы поведения, чреватые ужесточением дисциплинарных мер, применяемых родителями, отвержением младшего ребенка, который, в свою очередь, еще с большей  настойчивостью выступает против родителей. Порочный замкнутый круг приводит к  формированию асоциального поведения  младшего ребенка. Наконец, третья стратегия  представляет собой путь изоляции и  отказа младшего ребенка от борьбы за любовь и признание родителей. Следствием подобной стратегии становится низкая самооценка и самопринятие, замкнутость ребенка, выбор роли шута и неудачника.

Средний ребенок, по мнению Хоментаускаса, испытывая чувство  отвержения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой послушности и услужливости в  надежде заслужить любовь родителей, либо вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой.

Безусловно, все перечисленные  выше стратегии представляют собой  варианты неадекватного развития отношений  между сиблингами, являясь результатом  неправильного типа семейного воспитания, фаворитизма, практикуемого родителями в отношении старшего или, наоборот, младшего ребенка.

Важно подчеркнуть, что влияние  порядка рождения опосредуется полом  ребенка. Например, известно, что старшие  девочки легче переживают рождение второго ребенка и охотнее  принимают свою «новую семейную роль — помощницы родителей, опекуна  младшего брата или сестры. Младшие  братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой  позиции в случае, если старший  ребенок иного, чем они, пола. Это  объясняется тем, что экологические  «ниши» самоутверждения у мальчиков  и девочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти  сферы утверждения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки  сотрудничества и избежать конкуренции  в семье. В случае разнополых сиблингов  влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации  и подражания младшего ребенка старшему. Так, мальчики, имеющие старших сестер, менее маскулинны по своим интересам  и поведению, а девочки, имеющие  старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулинность.

Адлер был первым из психологов, заметивших, что позиция ребенка  среди его сестер и братьев  имеет большое значение для всей его последующей жизни. Позиция эта определяется количеством детей, их полом и промежутками между их рождением. Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга. Вот некоторые общие черты, которые обычно бывают характерны для той или иной половозрастной комбинации сиблингов.

Согласно Адлеру, положение  первенца можно считать завидным, пока он - единственный ребенок в  семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому, всецело отдают себя ему. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и  безмятежным существованием. Но это  продолжается до тех пор, пока следующий  ребенок не лишит его своим  появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом  меняет положение ребенка и его  взгляд на мир. Когда такой "захват" происходит до 5 лет, это очень болезненно воспринимается ребенком, особенно если второй ребенок того же пола. Это  стимулирует один из общих стереотипов  поведения старшего ребенка: он очень  старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем  новорожденного. Старший обычно приобретает  многие родительские качества: он умеет  быть воспитателем, способен принимать  на себя ответственность и занимать лидерскую позицию. Упор на высокие  достижения делает старшего ребенка  более чувствительным и серьезным. Он добросовестный, но не принимает  критики.

Адлер часто описывал положение  первенца при рождении второго ребенка  как положение «монарха, лишенного  трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. «…Первый ребенок, будучи вначале единственным в семье, затем теряет все преимущества этого положения и ту большую  власть, которой он наслаждался со времени своего рождения. У старших детей мы часто подмечаем преобладание консервативной установки. Они полагают, что у власти должен оставаться тот, кто ею обладает. Ведь потеряли они свою власть лишь в силу случайности, но при этом отнюдь не потеряли вкус к ней». Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье, будет стремиться достичь успеха, победы. Такое поведение будет более характерно для личности с высокой самооценкой. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Поэтому можно сделать предположение, что старшие сиблинги, скорее всего, имеют высокий уровень ответственности и большинство из них доминирует внутренний локус контроля: для них основным источником активности и результатов, касающиеся как деятельности так и своей личности, является их собственное Я, они видят причины неудач и достижений в самих себе, считают, что их судьба находится в их собственных руках и действуют соответственно этим убеждениям.

Таким образом, старший ребёнок, как  правило, наделяется большей ответственностью, большими правами и обязанностями. Он более консервативный, целеустремлённый, серьёзный и добросовестный, склонен  к лидерству. При рождении младшего ребёнка, первенец чаще всего переживает психологическую травму, связанную  с потерей центрального места  в семье, он стремится восстановить его либо путём «примерного поведения» и достижений, либо «подставляя» малыша и наговаривая на него. Ребёнок  начинает страдать от нехватки заботы и внимания, неудовлетворённости  его потребностей и желаний, часто  подобные мысли только кажущиеся, но переживания и страдания оказываются  настоящими.

У младшего ребёнка могут возникать  проблемы с самодисциплиной и  трудности в принятии решений, поскольку  рядом всегда был кто-то старший  и мудрый, чтобы позаботься о его  делах. Поскольку такой ребёнок  привык быть в семье самым маленьким, он знает, что силой в близких  отношениях ничего не добьёшься, и часто  вырабатывает манипулятивные пути достижение желаемого, демонстративно обижаясь или  пытаясь очаровать. Если в семье  его чрезмерно опекали, то он может  оказаться бунтарём и, выбирая партнером  по браку «старшего ребёнка», бороться впоследствии против его контроля. Младший ребёнок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легко  в обращении и популярен среди  друзей.

Таким образом, младший ребёнок  всегда остаётся «малышом», он всегда остаётся ребёнком для своих родителей, братьев и сестёр, других родственников, всегда остаётся желание оберегать, воспитывать и заботится о  нём.

 

 


Информация о работе Особенности креативности младших школьников с различной сиблинговой позицией