Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.
Проанализировать профилактические мероприятия, направленные на снижение склонности к правонарушению у несовершеннолетних.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 6
1.1Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как
социально – педагогическая проблема 6
1.2 Научно - практические подходы профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 10
1.3 Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей 12
1.4 Социально – педагогический и психологический
портрет несовершеннолетнего правонарушителя 13
2 Теоретико – методологические основы социальной работы
с несовершеннолетними правонарушителями 18
2.1 Задачи профилактики несовершеннолетних правонарушителей 18
2.2 Этапы исследования профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 19
2.3 Методы исследования профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 25
3 Деятельность по профилактики правонарушений несовершеннолетних
на территории Амурской области 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей (Автосохраненный).docx

— 315.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 41 с. 2 рисунка, 28 источников

 

Несовершеннолетние, правонарушения, профилактические мероприятия,

преступность, комиссии по делам несовершеннолетних

 

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические  особенности, что позволяет рассматривать  ее в качестве самостоятельного объекта  изучения.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные  особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной  профилактики, а также для своевременной  коррекции личности подростков, характеризуемых  асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                    

1 Теоретические основы профилактики

    несовершеннолетних               правонарушителей                                        6

1.1Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как

     социально – педагогическая проблема                                                 6

1.2 Научно - практические подходы профилактики

несовершеннолетних правонарушителей                                                10

1.3 Особенности личности  несовершеннолетних правонарушителей    12

1.4 Социально – педагогический  и психологический 

       портрет несовершеннолетнего правонарушителя                            13

2 Теоретико – методологические основы социальной работы

    с несовершеннолетними правонарушителями                                              18        

2.1 Задачи профилактики  несовершеннолетних правонарушителей     18

2.2 Этапы исследования  профилактики        

      несовершеннолетних правонарушителей                                           19

2.3 Методы исследования  профилактики 

      несовершеннолетних правонарушителей                                            25

3 Деятельность по профилактики  правонарушений несовершеннолетних 

   на территории Амурской области                                                                  29

Заключение                                                                                                                37                          

Библиографический список                                                                                     39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рост преступности в России, в том числе среди несовершеннолетних, стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, таких как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте, любовь к Отечеству и забота о ближних утратили свое значение.

В данной работе под профилактикой  правонарушений несовершеннолетних рассматривается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового сознания, социально-полезных навыков и интересов.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические  особенности, что позволяет рассматривать  ее в качестве самостоятельного объекта  изучения. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы: выявить  особенности социальной работы с  несовершеннолетними, склонными к  совершению правонарушений.

Проанализировать  профилактические мероприятия, направленные на снижение склонности к правонарушению у несовершеннолетних.

Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.

Предметом курсовой работы деятельность по профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Для написания курсовой работы необходимо рассмотреть следующие  задачи:

- рассмотреть личность несовершеннолетнего правонарушителя;

- рассмотреть научно - практические подходы профилактики                                                                           несовершеннолетних правонарушителей;

- задачи и этапы исследования профилактики несовершеннолетних правонарушителей;

- изучить деятельность по профилактики правонарушений несовершеннолетних на территории Амурской области.

Для написания дипломной  работы были изучены материалы отечественной  и зарубежной литературы, периодические  издания, а также интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы профилактики несовершеннолетних  правонарушителей 

 

            

При профилактике правонарушений несовершеннолетних, ограниченную основу методики мер профилактики составляет социально-педагогический подход.

Приоритет социально-педагогических и культурно-воспитательных средств в качестве ведущих направлений профилактики основан на признании, с одной стороны – эффективности культурно-творческого развития ребенка, обеспечивающего его включение в систему ценностей традиционно -гуманистической культуры, а с другой стороны – необходимости этого для устойчивой профилактики правонарушений.

    1. Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как социально – педагогическая проблема

Под профилактикой правонарушений понимается предохранение людей, общества, государства от правонарушений, а точнее – система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий правонарушений, удержания от совершения правонарушений.

Принято выделять общесоциальное и специальное предупреждение правонарушения.

В случае общесоциального предупреждения речь идет о том, что общее

совершенствование различных  сфер общества благоприятно воздействует на нейтрализацию роста правонарушений и даже на ее уменьшение.

Социальные предупредительные меры осуществляются в интересах предупреждения правонарушений. Применяют различные меры предупреждения:

1)          Общегосударственные, относящиеся к большим государственным группам;

2)          Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или

микрогруппам;

3)          Индивидуальные.

По содержанию меры предупреждения правонарушений бывают экономические, политические, социальные, правовые и другие . Каково соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» правонарушений?

В плане общесоциальных мер борьбы с правонарушениями эти понятия являются синонимами, но в плане специального предупреждения правонарушений эти понятия не являются равнозначными: здесь профилактика выступает лишь одной из стадий предупреждения правонарушений. Сама профилактика представляет собой меры по выявлению, устранению, замещению причин и условий правонарушений. Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних является Федеральный Закон от 24 июня 1997года № 120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушении

несовершеннолетних». В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики. Применение этого закона на практике обеспечивается принятием на федеральном уровне специальных программ,  утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Прежде всего,  объектами  мер профилактических правонарушений являются несовершеннолетние, которые находятся в социально-опасном положении вследствие безнадзорности,  беспризорности, нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий. Субъектами этой системы в соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки и

______________________

 Бакаев, А.А. Система профилактики  правонарушений несовершеннолетних / А.А. Бакаев. - М.: Росс. Право, 2009. - 214 с.

попечительства и службы занятости. Основная задача комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН) – предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этих возрастных групп населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием молодежи в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Вторым элементом системы  органов профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы социальной защиты – это территориальный центр социальной помощи, психолого-педагогические помощи, центр экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главное, что они нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Сюда входят и бесплатное оказание социальных услуг, тесная связь с семьей, помощь в организации досуга молодежи.

Третьим элементом системы  профилактики являются специализированные учреждения молодежи, которые нуждаются в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, которые оказались в трудной жизненной ситуации. К таким учреждениям относятся: социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Четвертым элементом системы  профилактики являются учреждения образования  и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относятся:

- введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения;

- проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения воспитания

- выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования;

- помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.

Кроме того, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, и детей,

оставшихся без попечения, тоже являются ответственными за профилактические функции .

Пятым элементом профилактики правонарушений молодежи являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры и спорта, туризма, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основные задачи органов по делам молодежи – координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе.

Шестой элемент системы  профилактики – это органы управления и учреждения здравоохранения. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществление лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.

Седьмым элементов профилактики правонарушений несовершеннолетних –  являются органы внутренних дел, среди которых ведущую роль играют подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

Вспомогательными элементами профилактики правонарушений несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства  и органы

______________________

 Зиядова, Д.З. Роль социальной защиты в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / Д.З. Зиядова. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. - 144 с.

 

служб занятости. Названы  они вспомогательными потому, что носят преимущественно распорядительно - контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетними.

Центральным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактике правонарушений несовершеннолетних является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве

РФ, положение о которой  было утверждено постановлением Правительства  от 5 июня 1994 года № 646.

Информация о работе Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей