Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.
Проанализировать профилактические мероприятия, направленные на снижение склонности к правонарушению у несовершеннолетних.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 6
1.1Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как
социально – педагогическая проблема 6
1.2 Научно - практические подходы профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 10
1.3 Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей 12
1.4 Социально – педагогический и психологический
портрет несовершеннолетнего правонарушителя 13
2 Теоретико – методологические основы социальной работы
с несовершеннолетними правонарушителями 18
2.1 Задачи профилактики несовершеннолетних правонарушителей 18
2.2 Этапы исследования профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 19
2.3 Методы исследования профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 25
3 Деятельность по профилактики правонарушений несовершеннолетних
на территории Амурской области 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей (Автосохраненный).docx

— 315.99 Кб (Скачать файл)

В систему профилактики входит и прокуратура Российской Федерации, которая выполняет надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних и координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе преступностью несовершеннолетних.

    1. Научно – практические подходы профилактики несовершеннолетних правонарушителей  

В 90-е годы преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые ранее считались благополучными (школы, техникумы, ВУЗы). Отклонение в поведении подростка – это результат психологической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. Так как результат – реакция протеста, неповиновения, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны,  склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя. Интересны результаты исследования Н.Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись. Прогуливали занятия».

Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной эффектностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей  или воспитателя.

В третьей группе подростков «преобладало расторможенность влечений:

сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего  они из

семей, где родители вели  асоциальный образ жизни, где  постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны,  раздражительны.

Н.Вайзман пишет, что у подростков с остаточной ограниченной патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, не могут трудиться, в ПТУ тоже не могут заниматься, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25 % с ограниченной патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах. В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства являются психологические особенности полового созревания, крушения любви, обиды.

Подросткам характерны размышления  о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими. Они становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства. Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода со стороны специалиста в социальной работе (далее – специалиста). Так, одному ребенку требуется вмешательство специалиста, чтобы помочь ему обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером. В работе специалиста встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни. Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному работнику в работе.

Социальный работник должен, прежде всего, знать возрастные особенности психического развития ребенка. Л.С.Выгодский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14-17 лет. В 17 лет характер возраста критически стабильный. В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Специалист должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созреванием. Работа с трудными подростками обязательно предполагает психологический процесс перевоспитания. Перевоспитание – это трудный процесс и для воспитанника и для воспитателя.

Задача специалиста состоит  в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности. Подробная технология достичь контакта работника с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым.

1.3 Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические  особенности, что позволяет рассматривать  ее в качестве самостоятельного объекта. Необходимость такого выделения  обусловливается особенностями  соматического, психического и нравственного  развития несовершеннолетних, а также  их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного  формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные  особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной  профилактики, а также для своевременной  коррекции личности подростков, характеризуемых  асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

Подростковому возрасту присущи  различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.

1.4 Социально – педагогический и психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных  фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего  преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка  чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие  опыт антисоциального поведения. У  большинства таких подростков в  структуре личности доминируют отрицательные  качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно  или, в конечном счете, связан с личностными  деформациями.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей  деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование  их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников лишь 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания.

В отличие от личности с  позитивными, одобряемыми обществом  интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение  формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к  формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно  опасным, противоправным способам их удовлетворения.

Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в  подъездах и т. п. зафиксировано  не менее чем у 2/3 лиц, совершивших  преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой  оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения  к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих  преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентации.

Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются  этими подростками, исходя из групповых  интересов. Жизненные цели смещаются  у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно оценивать поведения потерпевших, У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность  также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим  чертам несовершеннолетних преступников.

В абсолютном большинстве  несовершеннолетний преступник — это  лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного  поведения. Случайно совершают преступления из них единицы.

Полное представление  о личности требует выявления  и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного  потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания.

К нравственно-положительным  качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами  семьи. Однако при этом характерна избирательность  их проявления, существенно сниженная  распространенность по сравнению с обычными сверстниками.

К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание  сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетается с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений.

Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто  одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков.

Несовершеннолетние правонарушители  по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально  отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в  том числе:

- различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);

- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);

- заболевание алкоголизмом;

- явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

Педагогическая коррекция  поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального  подхода, в основе которого лежат  особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер коррекции, ориентированных на социально организованный выход энергии, шумливости, подвижности путем переключения его на занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода энергии. Наоборот, шизоидный тип акцентуации, характеризующийся склонностью к углубленным размышлениям и страдающий коммуникативными расстройствами, нуждается в расширении взаимоотношений со сверстниками на основе излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности акцентуированных подростков и вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, то неизбежны нервные срывы и антисоциальные проявления.

В данной части курсовой  работы рассмотрены теоретические  основы профилактики правонарушений несовершеннолетних, изучены особенности личности несовершеннолетних правонарушителей видно что, значительно расширяющая временные рамки и основания проведения профилактической работы.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные  особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной  профилактики, а также для своевременной  коррекции личности подростков, характеризуемых  асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

Информация о работе Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей