Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.
Проанализировать профилактические мероприятия, направленные на снижение склонности к правонарушению у несовершеннолетних.
Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 6
1.1Профилактика несовершеннолетних правонарушителей как
социально – педагогическая проблема 6
1.2 Научно - практические подходы профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 10
1.3 Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей 12
1.4 Социально – педагогический и психологический
портрет несовершеннолетнего правонарушителя 13
2 Теоретико – методологические основы социальной работы
с несовершеннолетними правонарушителями 18
2.1 Задачи профилактики несовершеннолетних правонарушителей 18
2.2 Этапы исследования профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 19
2.3 Методы исследования профилактики
несовершеннолетних правонарушителей 25
3 Деятельность по профилактики правонарушений несовершеннолетних
на территории Амурской области 29
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей (Автосохраненный).docx

— 315.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

2.1 Задачи профилактики несовершеннолетних правонарушителей

Деятельность по профилактике правонарушений - деятельность органов  и учреждений системы профилактики правонарушений по применению системы  социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений являются:

-обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов  граждан от противоправных действий (бездействия);

-предупреждение правонарушений, выявление и устранение причин  и условий, способствующих их  совершению;

-принятие профилактических  мер, направленных на предупреждение  правонарушений;

-снижение уровня преступности  в Санкт-Петербурге;

-координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан в области профилактики правонарушений;

-обеспечение участия  граждан в профилактике правонарушений;

-воспитание граждан в  духе соблюдения законности и  правопорядка;

-предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и

антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и  устранение причин и условий, способствующих этому;

-обеспечение защиты прав  и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая  реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении;

-выявление и пресечение  случаев вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

2.2 Этапы исследования профилактики несовершеннолетних правонарушителей

Следует уделить особое внимание этапам профилактической деятельности с подростками-правонарушителями. Каждый этап уникален и представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:

1) ранняя профилактика (задачей  является оздоровить среду и  оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных  условиях жизни и воспитания  еще до того, как отрицательное  действие этих условий скажется  на поведении таких лиц);

2) непосредственная профилактика (не допустить переход на преступный  путь и обеспечить исправление  лиц со значительной степенью  дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);

3) профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);

4) профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние  этих подростков на законопослушных  несовершеннолетних).

Рассмотрим каждый из названных  этапов подробнее. Этап ранней профилактики - один из наиболее важных этапов предотвращения преступности несовершеннолетних. На нем происходит предупреждение и  устранение существенных нарушений  нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних, устранение источников неблагоприятного воздействия на условия  жизни и воспитания несовершеннолетних, корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а  также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Я рассмотрю раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье  должна осуществляться в следующей  последовательности:

1) выявление неблагополучных семей;

2) диагностика семейного неблагополучия;

3) осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

4) принятие административных и уголовно - правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Выявление семей, где не обеспечивают должного воспитания или надлежавшие  условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс  сбора и анализа различной  по содержанию информации из многочисленных источников. Для выявления семей  с признаками неблагополучия, можно  рекомендовать проведение в учебном  заведении опросов, как для самих  подростков, так и их родителей, близких  родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.

Профилактические мероприятия  по нормализации обстановки в неблагополучной  семье предполагают осуществление  различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической  помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны  семьи должно носить комплексный  характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.

Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать  факторы, лежащие в основе семейного  неблагополучия. Если неблагоприятная  обстановка в семье создана в  силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни  родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п. Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых.

По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей - одиночек должна входить не только выплата им денежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д.

Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны  родителей. Это, прежде всего, семьи, где  родители из-за своего антиобщественного  или преступного образа жизни  не создают элементарных условий  для воспитания детей, допускают  жестокое обращение с ними, вовлекают  детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни.

Следующий уровень ранней профилактики - уровень образовательного учреждения.

Ранняя профилактика на уровне образовательного учреждения должна включать:

1) педагогику ненасилия. Педагогика ненасилия в качестве основного компонента ранней профилактики насильственных преступлений несовершеннолетних может быть включена не только в систему общего образования, но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте.

2) педагогику здорового потребительства. Данный компонент социального воспитания ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности. Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у учащегося способности ориентироваться и противостоять на личностном уровне деструктивным «искушениям» быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг.

3) педагогику духовно-нравственных основ семьи. Эта составляющая ориентирована на профилактику половой распущенности детей. Сегодня, когда современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность, когда все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только «хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать», так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению.

4) педагогику правового воспитания. Под правовым воспитанием понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно.

Перейдем к следующему этапу профилактики преступности несовершеннолетних - непосредственной профилактики. Она  необходима, если на предыдущем этапе  не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

Следующий этап профилактики, а именно профилактика предпреступного поведения, образуют меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу удержать от перехода на преступный путь.

Последний этап, - это этап профилактики рецидива. Очень важно  понять, как следует воздействовать на подростка, который вопреки всем мерам профилактики все же совершил преступление. Следует ли применять  к нему все меры наказания, или  целесообразнее продолжать воспитательный процесс. Постараемся ответить на этот вопрос путем рассмотрения моделей  правосудия по делам несовершеннолетних.

1) карательная модель - самая распространенная модель в мире. Под карательным правосудием подразумевается широкая идеологическая база, которая отдает предпочтение наказанию в виде лишения свободы и меньше уделяет внимания реабилитационным задачам. Помещение подростка в воспитательную колонию затрудняет и практически сводит к минимуму задачу его перевоспитания. По данным исследования «Особенности работы уголовно-исполнительных инспекций с несовершеннолетними осужденными». Несовершеннолетние заключенные - самая беззащитная и бедствующая часть тюремного населения. Унижения, издевательства, избиения, изнасилования - повседневная реальность учреждений для «малолеток». Криминологам хорошо известно: чем в более раннем возрасте человек оказался в закрытом учреждении, тем больше вероятность того, что он станет рецидивистом, тюремным долгожителем, человеком, обреченным на «вечное» изгнание из нормального человеческого общества.

2) терапевтическая модель. Согласно этой модели преступное поведение рассматривается как симптом скрытых нарушений, при этом природа и серьезность преступления сравнительно менее важны, чем обеспечение терапевтических услуг для исцеления этих нарушений. Преступление не рассматривается само по себе, оно является знаком нарушения процесса социализации. Вмешательство компетентных органов должно исправить это социальное отклонение, применяя методы, адекватные личностным проблемам и нуждам молодого правонарушителя. Таким образом, терапевтическая модель не признает функцию наказания и даже как бы оправдывает правонарушителя, сводя до минимума его ответственность за правонарушение.

Оценивая эти две модели осуществления правосудия над несовершеннолетними  можно мягко сказать, что они  и в практическом и в концептуальном плане не совершенны.

3) модель восстановительного правосудия. Эта модель стремится бороться с преступностью, привлекая внимание к ущербу, возникающему при совершении конкретного преступления и придавая первостепенное значение компенсации в пользу жертвы. Восстановительное правосудие делает акцент на необходимости активного вовлечения жертвы, общества и правонарушителя в процесс, в центре внимания которого находится осуждение правонарушителя, принятие им ответственности и возмещение ущерба от преступления. Понятие «ответственности» здесь означает то, что вы понимаете, что совершили аморальный поступок и готовы сделать все необходимое, чтобы исправить это. При этом правонарушитель находится не на обочине процесса, а активно принимает участие в своей судьбе. Главная ценность, которой придерживается восстановительное правосудие, заключается в сбалансированном учете нужд правонарушителей, жертв и общества, как трех клиентов системы правосудия.

Восстановительное правосудие - это довольно эффективная, по моему  мнению, модель, но все же она может  быть применена не ко всем несовершеннолетним правонарушителям. Следовательно, встает следующая проблема: как предотвратить  повторное попадание на преступный путь подростков, которые были лишены свободы.

Из других реабилитационных мероприятий можно выделить рассылку информационных справок и запросов в службы занятости по выбранному месту жительства за шесть месяцев  до освобождения, оформление документов (паспорт, трудовая книжка и др.), создание реабилитационных центров, оказание освободившимся гуманитарной и правовой помощи.

Все эти меры хоть и осуществляются, но профилактического эффекта от них мало. Необходима новая система, которая подразумевала бы работу с подростком с первого дня  заключения, прививала бы ему положительные  нравственные качества.

Информация о работе Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей