Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

У нормально развивающихся детей преддошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.

Содержание работы

Особенности математических представлений у детей в норме………6-13
Особенности математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью….………..............14-21 Глва 2. Экспериментальное изучение особенностей математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Методы и методики изучения математических представлений детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом…….21-24
Заключение………………………………………………………………….25-26
Список литературы…………………………………………………………27-30 Приложение………………………………………………………………...31-35

Файлы: 1 файл

Гореславец. готовая курсовая...... (2).doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

 

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной и клинической психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

 

 

 

 

          студентки 2 курса

группы СП2Л

Гореславец Татьяны Владимировны

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,  доцент кафедры специальной и клинической психологии 

Прилепко Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите                       Дата защиты «    »___________2014 г.

«   »________________2013 г.                  Оценка «_____________________»

 

Зав.кафедрой____________

 

г. Ставрополь, 2013-2014 г.

                                                    Содержание

  Введение……………………………………………………………………..3-5

  Глава 1.  Теоретические   аспекты  особенностей   математического представления у дошкольников.

    1.   Особенности математических представлений у детей в норме………6-13

    1.   Особенности  математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью….………..............14-21    Глва 2. Экспериментальное изучение особенностей математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта    2.1 Методы и методики изучения математических представлений детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом…….21-24      Заключение………………………………………………………………….25-26   Список литературы…………………………………………………………27-30   Приложение………………………………………………………………...31-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

                                                      Введение 

Актуальность исследования. Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий

У нормально развивающихся детей преддошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).       

При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе

    У детей с  нарушением интеллекта развитие  математических представлений происходит гораздо сложнее.

    Как известно, причиной интеллектуального нарушения является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т.д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть. Однако особой проблемой является обучение таких детей.

     Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

   Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что развитие математических представлений у ребенка с интеллектуальными нарушениями должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.[49]

Вопросы особенностей математических представлений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями рассмотрены в работах Л. В. Кузнецовой, Н. Г. Морозовой, А. А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, Ж.Т. и др.

     Фактор, делающий данную  проблему актуальной связан с  тем, что дети с интеллектуальными  нарушениями это разнообразная категория, которая включает в себя детей с различной степенью тяжести дефекта. Вместе с тем анализ экспериментальных исследований показывает, что в отношении каждой из представленных категорий детей с недостатками интеллекта не выделены дифференциальные особенности математических представлений.

     Фактор, делающий данную  проблему актуальной связан с  тем, что дети с интеллектуальными  нарушениями это разнообразная  категория, которая включает в  себя детей с различной степенью  тяжести дефекта. Вместе с тем анализ экспериментальных исследований показывает, что в отношении каждой из представленных категорий детей с недостатками интеллекта не выделены дифференциальные особенности математических представлений.

      Цель данной работы - рассмотреть особенности математических представлений у детей с интеллектуальными  нарушениями.

     Объектом исследования являются математические представления у детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования - особенности развития математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

    Гипотеза исследования: математические представления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характеризуется такими особенностями, как:

    • низкий уровень развития умений и навыков по сравнению с детьми в норме;
    • сложности в усвоении последовательности действий;
    • неспособность выполнять математические задания самостоятельно.      

     Задачи исследования:

    1)Изучить научную, методическую литературу по исследованию нарушений математических способностей у детей с интеллектуальным недоразвитием.

   2)Проанализировать особенности математических представлений  у детей дошкольного возраста в норме и у детей с интеллектуальным недоразвитием.

   3) Подобрать методики исследования.

Методы:

-анализ теоретической литературы;

-метод эксперимента;

-метод количественного и качественного  анализа результатов исследования. 

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

  ГЛАВА I. Теоретические аспекты особенностей математических представлений у дошкольников

    1. Особенности математических представлений у детей в норме                 Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий.[7]                                                                                                           Под математическим  развитием дошкольников  следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и  связанных с ними логических  операций.       Проблемы обучения детей математике интересовали ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Б.А. Кордемский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов. [21]                                                                                 Огромный вклад в методику математики внес И. Г. Песталоцци. Он назвал свою теорию образования элементарной, так как считал, что развитие ребенка должно начинаться с наипростейших элементов и двигаться к сложным. Им была разработана система расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за Я. А. Коменским И. Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. С целью облегчить ребенку наблюдения и упорядочить их он выделил простейшие элементы, общие для всех учебных предметов и потому являющиеся исходными для любого предмета. Первоначальное обучение счету И. Г Песталоцци предложил начинать с единицы: на основе сочетания разъединения единиц давать детям наглядные представления о свойствах чисел. Он первый стал обучать детей геометрии и предлагал переход от изучения формы к измерениям, рисованию и письму.[32]                                                          Разработка подходов к освоению детьми количественных отношений, чисел и цифр стала основной проблемой. Д. Л. Волковский, Ф. Н. Блехер, В. А. Лай, К. Ф. Лебединцев и в настоящее время Г. Доман, последователи А. В. Грубе, безосновательно считали, что освоение первоначальных количественных представлений должно проходить на основании целостного восприятия чисел.   В противовес методу изучения чисел В. А. Латышевым был предложен метод изучения действий. Обучение, основанное на этом методе, способствовало значительному повышению уровня теоретической подготовки. Однако отвлеченные математические закономерности, которыми должны были руководствоваться ученики при выполнении тех или иных операций, иногда не имели для них реального смысла, были лишены прочной базы чувственного восприятия.    В дальнейшем при обучении детей математике стали использовать метод изучения чисел, и метод изучения действий в их сочетании. Большой интерес представляет метод М. Монтессори, который связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей.                                                                                                                                                                                                                                            Наглядный   дидактический   материал,   разработанный  М. Монтессори, позволяет активизировать работу зрительных, слуховых, тактильных анализаторов. Упражнения со специально разработанными пособиями имеют цель развить представления детей о количестве, форме, величине, пространстве и времени.

   Когда ещё не существовало таких терминов, как «гуманизация» и «личностно-ориентированный подход», М. Монтессори обращалась к педагогам и родителям с призывом относится к ребенку как к личности, не унижать его человеческое достоинство, не рассматривать как орудие проявления своей воли, а самое главное — доверять в стремлении к самообразованию. Занимаясь с детьми, она действительно добилась высоких результатов обучения. Введение созданных ею методов в практику школ привело к внушительным результатам.

   Взгляды М. Монтессори повлияли на организацию математического образования дошкольников в России. Её последователями стали Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, которые воплотили идеи М. Монтессори в педагогическую практику, адаптировали их к отечественным условиям.

   Система сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель) показала, что создание развивающей среды является важным условием полноценного математического развития.[25]

    В исследования Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, А. А. Столяра, Л. И. Тихоновой и др. показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике и развитии интереса к обучению. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению  развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию.

   Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей.

   Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени навыков и умений в счете, но и развитие познавательных процессов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

   Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов. Приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия.

   Методика формирования математических представлений продолжает поиск оптимальных условий обучения дошкольников. Разработаны подходы к развитию познавательных интересов к математике у старших дошкольников.

   Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, В. А. Козлова, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей.

   Повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей. Учителям и воспитателям представляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников.

   Поэтому главной проблемой педагогов — воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня проблема реализации этих программ на уровне образовательных технологий.

    Возрастные особенности.

   3-4 года очень важный период  в жизни ребенка. Центральной  функцией становится память. В  этом возрасте проявляется кризис трёх лет. Ребёнок в этом возрасте может впитывать огромное количество информации о внешнем мире. В этом возрасте у детей мышление наглядно – действенное. Операции мышления не развиты. Память двигательная, эмоциональная.

   Повышается произвольность поведения ребенка (ребенок может действовать так как надо).маленький ребенок действует с предметами, старший дошкольник устанавливает взаимосвязи, задает вопросы.

   Старшие дошкольники предпочитают  интеллектуальные занятия, а младшие игровые, практические.

   Старший дошкольник овладевает  более сложными видами деятельности, где требуется произвольная регуляция, умение соотносить реальные действия, умение оценивать действия и  результаты, с действиями.

   Старшие дошкольники могут  принимать и понимать учебную задачу, т. е. они понимают, что выполняют то или иное действие не с конкретной точки зрения, а с общей.

   Ориентировка в обучении дошкольников только на конкретные предметные способы действий, затрудняет обучение в начальной школе, когда приходится действовать на уровне абстрактных понятий. Все это порождает ряд вопросов: «Как учить результативно?», «Как готовить к школе?», «Как повысить интерес к математике?». Ответ на них требует исследовательского решения.

   Вариативность зачастую приводит к снижению качества образования, неоправданному росту требований к поступающим в школу и перегрузке детей. Подготовка к школе часто рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. Создатели программ и учебников игнорируют закономерности психического развития ребенка, а воспитатели используют «школьные» технологии: фронтальные занятия по предмету, вербальные методы обучения, систематический контроль за усвоением знаний. Тем самым осуществляется недопустимая акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования.

Информация о работе Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями