Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:24, курсовая работа
У нормально развивающихся детей преддошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.
Особенности математических представлений у детей в норме………6-13
Особенности математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью….………..............14-21 Глва 2. Экспериментальное изучение особенностей математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Методы и методики изучения математических представлений детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом…….21-24
Заключение………………………………………………………………….25-26
Список литературы…………………………………………………………27-30 Приложение………………………………………………………………...31-35
Педагог учит детей производить простейшие обобщения, которые являются результатом их деятельности (эмпирические обобщения). Для подведения к таким обобщениям взрослый подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, помогает делать обобщение. При формулировке важно учить правильно понимать математические термины. При подборе материала следует помнить, что признаки объектов должны быть явными, четкими.
В основе овладения математическими представлениями лежит выполнение ряда мыслительных операций — классификации, сериации — и понятие о сохранении количества. Поэтому в коррекционно-образовательном процессе значительное место отводится их формированию. Усвоение операций классификации, сериации и понятия о сохранении количества также важны для социальной адаптации детей, так как помогают приобрести, упорядочить, систематизировать собственный опыт.
Операция классификации необходима для успешного узнавания и запоминания новых предметов и явлений окружающего мира, объединения их в группы на основании выделенного общего признака, что облегчает ориентировку в социуме. На занятиях по формированию элементарных математических представлений, в играх, бытовых поручениях классификацию можно производить по следующим критериям:
Педагог сообщает детям заданное основание для классификации, и они выполняют разделение.
При выполнении операции сериации дети сравнивают предмет с каждым другим предметом, определяют его местоположение в ряду, упорядочивают различия (длинный — длиннее — самый длинный). Это помогает им усваивать относительность признака предмета в ряду. Операция сериации необходима для выявления и упорядочения различий между объектами, явлениями, ситуациями, действиями.
Представление о сохранении количества требует понимания, что определенные свойства (цвет, форма, вес, количество) не меняются независимо от условий и ситуации восприятия. Приобретая и перерабатывая новый опыт, ребенок в процессе специального обучения усваивает, что одно и то же количество может занимать большее и меньшее пространство на плоскости, больших и малых по размеру предметов может быть одинаковое число. Это дает возможность оценивать окружающую действительность, не основываясь на непосредственном восприятии, а на знании постоянства количества, что формирует адекватный жизненный опыт и является важным для социального развития ребенка.
Исходя из этого, можно подчеркнуть следующие выводы:
1 Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность
2. Основными проблемами нарушения математических представлений детей с интеллектуальными отклонениями являются: замедленный темп усвоения, неспособность выполнять задания самостоятельно. Страдают зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет развитие математических представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. д.
3 Математические представления детей с нарушением интелекта требует повышенного внимания и дополнительных занятий со стороны педагогов и родителей.
Глва 2. Экспериментальное изучение особенностей математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Методы и методики изучения математических представлений детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом
Цель исследования – изучить особенности математических представлений для детей с нарушениями интеллекта.
Задачи экспериментального исследования:
Принципы проведения исследования:
Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.
Принцип системного изучения ребенка. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.
Принцип единства диагностики и коррекции. Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.
Принцип комплексного подхода. Только всестороннее комплексное изучение позволяет правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции.
Принцип качественного анализа результатов обследования. Качественный анализ включает в себя особенности отношения ребенка к заданию (т. е. особенности мотивации деятельности), способы ориентировки в условиях задания, понимание и осознание инструкции, способность действовать в соответствии с определенным образцом или инструкцией, особенности программирования деятельности, способы решения предложенной задачи, особенности операционального компонента деятельности, умение контролировать себя, замечать и исправлять ошибки, оценивать результат (особенности саморегуляции), характер сотрудничества со взрослым (обучаемость).
Принцип доступности. Диагностические задания следует подбирать с учетом возраста обследуемого ребенка, ведущей деятельности, онтогенетических закономерностей становления психических функций.
Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.
Критерии оценки:
Цель: выявить усвоение ребенком цифр, и в дальнейшем изучить его умение считать.
Оборудование: для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.
Оценка результатов:
2-3 балла — ребенок в среднем усво
0-1 балл — ребенок в среднем усвоил 3-9 числовых карточек.
Цель: выявить усвоение ребенком счета.
Оборудование: числовая лента, карточки с числами, числовой столб, схемы арифметических действий
Суть математики по методике "Стосчёт Зайцева" состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа.
Ребёнок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество. Технология «Стосчет» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Там, где работают со «Стосчетами», не проходят цифру за цифрой, не изучают состав десятка, переход через десяток.
Методика №3 «Различить по величине».
(Методика предложена М. Монтессори.)
Цель: изучить умение ребенка различать предметы
по величине (большой – маленький), ориентироваться
на величину предметов, соотносить действия
рук с величиной предметов, употреблять
слова большой – маленький. Продолжать
учить выделять и группировать предметы
по заданному признаку на основе
2-3 балла — ребенок в среднем различил 3 предмета по величине.
0-1 балл — различил от 0 до 2 предметов по величине.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Таким образом, на
выбранные критерии (усвоение числа; усвоение счета; усвоение
представлений о величине) мы подобрали
специальные методики: «Больше - меньше» (Методика
.
В курсовой работе нами была изучена такая проблема, как особенности математических представлений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Основные задачи работы были достигнуты:
проанализированы особенности математических представлений
у дошкольников в норме и с нарушением интеллекта;
Исследуя данную проблему, мы исходили из важности развития математических представлений дошкольников с нарушением интеллекта, как одного из важных процессов в развитии. Данное исследование представляет собой особый интерес, а так же является актуальном, и будет оставаться таким еще долгое время.
Анализ литературных источников по проблеме позволил нам сделать ряд выводов:
Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий. Однако усвоение математики детьми представляет большие трудности.
Учащиеся должны получать
К особенностям математических
представлений детей в дошкольном возрасте
относятся: связь с игрой, опора на помощь
взрослого, расширение самостоятельности
детей в выполнении задания, накопление
определенного запаса предметных знаний
и умений, развитие у них необходимых специфических
познавательных и умственных умений, которые
являются базовыми для успешного усвоения
в дальнейшем математического и любого
другого обобщенного содержания
Дети в силу присущих им особенностей
психического развития слабо ориентируются в содержании
Нарушение интеллекта представляет собой стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность.
К особенностям математических представлений детей с нарушениями интеллекта относятся: замедленный темп усвоения, неспособность выполнять задания самостоятельно. Страдают зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет развитие математических представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. д.
Информация о работе Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями