Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

У нормально развивающихся детей преддошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.

Содержание работы

Особенности математических представлений у детей в норме………6-13
Особенности математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью….………..............14-21 Глва 2. Экспериментальное изучение особенностей математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Методы и методики изучения математических представлений детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом…….21-24
Заключение………………………………………………………………….25-26
Список литературы…………………………………………………………27-30 Приложение………………………………………………………………...31-35

Файлы: 1 файл

Гореславец. готовая курсовая...... (2).doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

     Особенности математических представлений могут быть изучены с помощью таких методик, как:

  • Методика «Больше - меньше»; (Методика Глена Домана); 
  • Методика  «Стосчет» (методика Н. А. Зайцева);
  • Методика «Различить по величине» (Методика М. Монтессори.).

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы                       1.Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы //Дефектология. 1992№4.  2.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. - №1.                                                                                                             3.Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. – 136 с.                                                                                         4.Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология - 1994. - № 4.                              5.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.                                                                                                                            6.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.                                                                                                                                   7.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983. 
8.Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968. 
9.Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. - №4. 
10.Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М: Просвещение, 1989. 
11.Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.                                                                                                                          12.Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. -- М., 1992.                                                                                                             13.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 2008. 
14.Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990. 
15.Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение,1981. 
16. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968. 
17. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.                                                                                                             18. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. -- М.,1998.   19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 2008. 
20. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990. 
21. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981. 
22. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968. 
23. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988. 
24. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва, «Просвещение», 1969.                                                                                                                                  25. Монтессори М. "Дом ребёнка". Изд. 4-е.-М. : Изд. "Задруга" 1920г. стр. 182-183.                                                                                                                         26. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах - М., 1965.                                                               27. Метлина Л.С. Математика в детском саду. -- М., 1977.                                      28. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 2006. 
29. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред.

30.Б.П. Пузанова.-- М.: Изд. центр «Академия», 2000. -- 267 с.                                                  31. Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. -- М.: Изд. Центр «Академия», 2003. –432 с.                                                                          32. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.                                                                                        33. Перова М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5--9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. --С. 29--43.                                     34. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. -- М., 1997.                                                                                                     35. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.--2-е изд., перераб.--М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.—144 с.                                                                                                                                 36. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. -- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. –408 с.                                                        37. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. -- М., 1989.                                                                                                          38. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. -- М., 1992.                                                                                                       39. Программы для 0--4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). -- М., 1997.                                                                                               40. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. -- М., 1991.                                                                                             41. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение». 1978. 
42. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва, «Просвещение», 1996. 
43. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.                                                                                                                        44. Розанова Т.В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики //Дефектология. -- 1985. -- № 3.                                            45. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. Вузов и ун-тов: М.: Просвещение, 2002. – 224 с.                                                                                                                                46. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.-- М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 390 с.                                                                                               47 Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009. 
48. Скаткин Л.Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач. Москва, 1963.                                                                                                     49. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.                                                                                                                             50 Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964. 
51. Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся. / Начальная школа.- № 11. - 2008. 
52. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004. 53. Шеина И.М. Трудности выполнения умственно отсталыми школьниками вычислительных операций с многозначными числами // Дефектология. -- 1994. -- № 4.                                                                                                            54.Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007.

 

 

 

 

 

                                              Приложение

 

                                       Материал к методике №1

                                     Ход занятия:

    Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество - две точки, а мы взрослые – значок – цифру «2». Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

 

 

 

                                          Материал к методике №2

                                                   Ход занятия:

    Числовая лента, висящая  на стене, делает расположение  чисел от маленьких к большим  для ребёнка таким же привычным, как и для взрослых, имеющих  представление о законе построения  натурального ряда чисел. Учитывая  психологические особенности дошкольника - период преобладания наглядно-образного  и наглядно-действенного мышления, Н.А.Зайцев предусматривает возможность моделирования чисел, манипулирования числовыми карточками, действия с числовой лентой и столбом. Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом.

     Все это очень эффективно  для  математического развития  дошкольника, для совершенствования  его интеллектуальных способностей. Практические действия не остаются неизменными. Постепенно происходит их интериоризация, ребенок начинает представлять числовую ленту, столб, выполняет вычисления на основе образов чисел, а затем переходит к действиям в уме, без опоры на наглядность. Дети «перерастают»  «Стосчет», совершают арифметические действия на основе абстрактного мышления.

 

 

 

                                 Материал к Методике №3.

.                                                   Ход занятия:                                                                                                                                

В группу входит педагог с уже знакомой детям куклой Таней, говорит, что Тане понравилось играть с ними и она опять пришла в гости.                                                     «Посмотрите, что сегодня принесла с собой Таня? (Мяч) Давайте поиграем. Лови, Катя, мяч! Бросай мяч кукле. Лови мяч, Вова». И т.д. Далее педагог говорит, что он принес и другие игрушки для куклы Тани и для детей, предлагает всем сесть за столы.                             

Кладет на поднос рядом два мяча – большой и маленький. Показывает на один мяч и четко произносит: «Маленький мяч». Берет его в руки и показывает детям, что мячик можно спрятать в ладошках: «Спрятался. Он маленький». Дает мячик по очереди всем детям и просит спрятать его в ладошках, каждый раз повторяя, что мячик маленький. Затем аналогичные действия проделываются с большим мячом, при этом подчеркивается, что его нельзя спрятать в ладошках – он большой.                                                                    Далее педагог вновь кладет рядом оба мяча, подчеркивая: чтобы узнать, какой мяч большой, а какой маленький, их нужно положить рядом друг с другом. Предлагает каждому ребенку показать, где большой мяч, а где маленький. Затем сам указывает на один из мячей: «Какого размера этот мяч – большой или маленький?». Так название признаков величины переходит в активный словарь детей. Если ребенок не говорит, педагог учит его показывать величину жестами: делать круговые движения руками с большим или меньшим размахом.

    Педагог кладет на  стол большой и маленький кубики: «Что это?». Располагая их друг около друга, предлагает показать, где большой кубик, а где маленький. Затем кладет на поднос еще три больших и три маленьких кубика. Вызывает по очереди детей и дает инструкцию: «Все вот такие большие (маленькие) кубики сложи в эту коробку». Образец ставят перед ребенком. Его действия комментирует: «Кладем еще такой кубик, еще такой, еще... Вот как много таких кубиков». Спрашивает у ребенка: «Что ты сложил в коробку? Большие или маленькие кубики?». Педагог опять ставит кубики на поднос и вызывает следующего ребенка.                                                                                         Проводится игра «Чудесный мешочек». В нем находятся большая и маленькая матрешки. Ребенку дают возможность рассмотреть и ощупать игрушку-образец. Далее на ощупь он должен достать из мешочка матрешку

такого же размера. Для проверки выбранный предмет приставляется к образцу. Педагог спрашивает. «Большую или маленькую матрешку ты достал?».                                                                                                  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями