Особенности межличностных отношений младших школьников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.
Актуальность темы в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование учебных действий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
1.1 История изучения межличностных отношений (понятие, основные
механизмы)………………………………………………………………………...5-6
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………….7-11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...15
Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
2.1 Особенности межличностных отношений младших школьников………16-18
2.2 Роль речевого развития и общения в межличностных отношениях младших
школьников...........................................................................................................19-21
Выводы по второй главе………………………………………………………..23-24
Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Феномен общего недоразвития речи………………………………………25-29
3.2 Общее недоразвитие речи как проблема в общении младших школьников........................................…………………………………………...29-32
Выводы по третьей главе……………………………………………………….32-33
Заключение……………………………………………………………………...34-35
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная ОНР.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия"

 

Факультет специального образования

 

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

 

 

 

Курсовая работа

 

«Особенности межличностных отношений младших школьников с общим

недоразвитием речи»

 

 

 

                                                                               Выполнила:

                                                                        студентка  2 курса 23 группы,

                                                                                    обучающаяся по направлению         

                                                                  подготовки "Специальное

                                                        (дефектологическое)

                                                           образование, профилю

                                                                    "Специальная психология"

                                                                    Громыко Анна Валерьевна

                                                                   Научный руководитель:

                                                                                к.п.н. Белкина Ирина Николаевна  

 

                                                                                Подпись

 

                                                                                Оценка

 

 

Самара 2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема

1.1 История изучения межличностных отношений (понятие, основные

механизмы)………………………………………………………………………...5-6

1.2 Виды межличностных отношений………………………………………….7-11

Выводы по первой главе…………………………………………………………...15

Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста

2.1 Особенности  межличностных отношений младших школьников………16-18

2.2 Роль  речевого развития и общения  в межличностных отношениях младших 

школьников...........................................................................................................19-21 

Выводы по второй главе………………………………………………………..23-24

Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 

3.1 Феномен  общего недоразвития речи………………………………………25-29

3.2 Общее недоразвитие речи как проблема в общении младших школьников........................................…………………………………………...29-32

Выводы по третьей главе……………………………………………………….32-33

Заключение……………………………………………………………………...34-35

Список литературы……………………………………………………………..36-37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Представленная работа посвящена теме: "Особенности межличностных отношений младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)".

В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.

Актуальность темы в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование учебных действий.

Важнейшим звеном развития ребенка в период младшего школьного возраста является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте наиболее высокими темпами развивается личность ребенка.

Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей.

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания.

Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.

Проблемами межличностных отношений занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский,Т. А. Репина,В. Р. Кисловская,Н. Н. Обозов,А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива. Коломинский Я. Л. говорит о том, что «отношения и взаимоотношения-это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей».

Проблема являются взаимоотношения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Объектом являются особенности развития межличностных отношений младших школьников.

Предметом данного исследования являются межличностные отношения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Целью исследования является теоретическое изучение и анализ закономерностей межличностных отношений младших школьников с общим недоразвитием речи на основе анализа литературных источников.

В рамках достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.   Изучить историю изучения межличностных отношений;

2. Выделить особенности  и проблемы межличностных отношений у младших школьников;

3. Проанализировать роль общего недоразвития речи в межличностных отношениях младших школьников.

 

 

 

 

 

Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема

 

    1. История изучения межличностных отношений (понятие, основные механизмы)

 

Фундаментальная значимость проблемы взаимоотношений детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Впервые проблема межличностных отношений начала разрабатываться за рубежом в структуре других социально-психологических проблем. В более дифференцированном виде она выступила в период становления массового производства и развития городов. Межличностные отношения на том этапе затрагивались только в противовес основной проблеме того периода - массовой психологии (Г. Лебон, Г. Трад, С. Сигеле, М. Лацарус и др., XIX век).

Большое влияние на изучение межличностных отношений и развитие социальной психологии в целом оказали работы Чарльза Кули (1864-1929) и Георга Зиммеля (1858-1918). Эти исследователи впервые стали рассматривать личность не «вообще», а связывая ее особенности с процессами взаимодействия внутри группы и с различными характеристиками групп. Они представляли личностные черты как проекции взаимоотношений человека в социальных группах. Очень важное значение в их теории придается интерпретации мыслей и чувств других людей. Малая группа понимается как социальная среда в целом, и трактуется этими авторами как общность людей, в котором имеются контакты «лицом к лицу», то есть межличностные отношения.

Впервые проблема межличностных отношений начала разрабатываться за рубежом в структуре других социально-психологических проблем. В более дифференцированном виде она выступила в период становления массового производства и развития городов. Межличностные отношения на том этапе затрагивались только в противовес основной проблеме того периода - массовой психологии (Г. Лебон, Г. Трад, С. Сигеле, М. Лацарус и др., XIX век).

В 20-е годы XX века оформился научный этап развития социальной психологии. Начало развития этого этапа связывают с именем В. Мёде, Ф. Оллпорта, В.М. Бехтерева. В .Меде и Ф. Оллпорт независимо друг от друга проводили эксперименты, выявляющие влияние группы на протекание познавательных процессов индивида (ощущение, внимание, восприятие, мышление).

В исследованиях В.М. Бехтерева (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым) были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях совместной деятельности.

Так, начиная с 20-х годов социальный (групповой) аспект в психологии становится ведущим в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Это обусловлено тем, что широкий размах прикладных исследований поддерживался крупными экономическими концернами и военными ведомствами. Интенсивно проводилось изучение влияния межличностных отношений на производительность труда, трудовую дисциплину.

В экспериментах Э. Мэйо было установлено значительное влияние неформальных отношений между членами группы на производительность труда, текучесть кадров, изменению норм и т.д. Приблизительно с середины XX века вопросы взаимодействия между людьми, взаимовлияния в группе и прочие легли в основу создания целых направлений, а также модификации прежних. К числу таковых относятся необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля и концепция групповой динамики (в работах К.Левина и его последователей) транскальный анализ, теория социальных представлений, символистический интеракционизм и др.

 

 

 

1.2 Виды межличностных  отношений

 

Натура межличностных взаимоотношений значительно различается от природы общественных взаимоотношений: их важная специфичная черта –эмоциональная база. Эмоциональная база межличностных взаимоотношений значит, что они появляются и складываются на базе конкретных эмоций, рождающихся у людей сообразно отношению приятель к приятелю. В отечественной школе психологии отличаются три вида, либо значения психологических проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная база межличностных взаимоотношений подключает все виды данных психологических проявлений.

Отношения между людьми никак не складываются только на базе конкретных психологических контактов. Хозяйка активность задает и иной ряд взаимоотношений, опосредованных ею. Потому-то и считается очень принципиальной и тяжелой задачей общественной психологии одновременный анализ двух линий взаимоотношений в группе: как межличностных, так и опосредованных общей деятельностью, т.е. в окончательном счете стоящих за ними публичных взаимоотношений.

Сущность межличностных отношений.

Межличностные отношения – совокупность взаимосвязей, складывающихся между людьми в форме эмоций, суждений и обращений приятель к приятелю.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие  и понимание людьми друг друга;

2) межличностную  привлекательность (притяжение и  симпатия);

3) взаимодействие  и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный  компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря данному составляющему происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по сообразно общей деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания считаются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный  компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия – возбудимый резонанс на переживания иного человека, который имеет возможность проявляться в облике сопереживания (переживания тех эмоций, которые проверяет другой), сочувствия (личного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождающееся содействием);

3) поведенческий компонент – подключает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения представленного человека к иным людям, к группе в целом. Он играет особую роль в регулировке отношений. Отдача межличностных взаимоотношений оценивается сообразно по состоянию довольства-неудовлетворенности категории и ее членов.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные  и неофициальные;

2) деловые  и личные;

Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников с общим недоразвитием речи