Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 22:12, курсовая работа
В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.
Актуальность темы в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование учебных действий.
Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
1.1 История изучения межличностных отношений (понятие, основные
механизмы)………………………………………………………………………...5-6
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………….7-11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...15
Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
2.1 Особенности межличностных отношений младших школьников………16-18
2.2 Роль речевого развития и общения в межличностных отношениях младших
школьников...........................................................................................................19-21
Выводы по второй главе………………………………………………………..23-24
Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Феномен общего недоразвития речи………………………………………25-29
3.2 Общее недоразвитие речи как проблема в общении младших школьников........................................…………………………………………...29-32
Выводы по третьей главе……………………………………………………….32-33
Заключение……………………………………………………………………...34-35
Список литературы……………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Поволжская государственная
социально-гуманитарная
Факультет специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Курсовая работа
«Особенности межличностных отношений младших школьников с общим
недоразвитием речи»
образование, профилю
Самара 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
1.1 История изучения межличностных отношений (понятие, основные
механизмы)……………………………………………………
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………….7-11
Выводы
по первой главе…………………………………………………………...
Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
2.1 Особенности межличностных отношений младших школьников………16-18
2.2 Роль
речевого развития и общения
в межличностных отношениях
школьников....................
Выводы
по второй главе………………………………………………………..
Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Феномен
общего недоразвития речи………………
3.2 Общее
недоразвитие речи как проблема в общении
младших школьников....................
Выводы
по третьей главе……………………………………………………….32-
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Представленная работа посвящена теме: "Особенности межличностных отношений младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР)".
В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.
Актуальность темы в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование учебных действий.
Важнейшим звеном развития ребенка в период младшего школьного возраста является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте наиболее высокими темпами развивается личность ребенка.
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания.
Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
Фундаментальная значимость проблемы взаимоотношений детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.
Впервые проблема межличностных отношений начала разрабатываться за рубежом в структуре других социально-психологических проблем. В более дифференцированном виде она выступила в период становления массового производства и развития городов. Межличностные отношения на том этапе затрагивались только в противовес основной проблеме того периода - массовой психологии (Г. Лебон, Г. Трад, С. Сигеле, М. Лацарус и др., XIX век).
Большое влияние на изучение межличностных отношений и развитие социальной психологии в целом оказали работы Чарльза Кули (1864-1929) и Георга Зиммеля (1858-1918). Эти исследователи впервые стали рассматривать личность не «вообще», а связывая ее особенности с процессами взаимодействия внутри группы и с различными характеристиками групп. Они представляли личностные черты как проекции взаимоотношений человека в социальных группах. Очень важное значение в их теории придается интерпретации мыслей и чувств других людей. Малая группа понимается как социальная среда в целом, и трактуется этими авторами как общность людей, в котором имеются контакты «лицом к лицу», то есть межличностные отношения.
Впервые проблема межличностных отношений начала разрабатываться за рубежом в структуре других социально-психологических проблем. В более дифференцированном виде она выступила в период становления массового производства и развития городов. Межличностные отношения на том этапе затрагивались только в противовес основной проблеме того периода - массовой психологии (Г. Лебон, Г. Трад, С. Сигеле, М. Лацарус и др., XIX век).
В 20-е годы XX века оформился научный этап развития социальной психологии. Начало развития этого этапа связывают с именем В. Мёде, Ф. Оллпорта, В.М. Бехтерева. В .Меде и Ф. Оллпорт независимо друг от друга проводили эксперименты, выявляющие влияние группы на протекание познавательных процессов индивида (ощущение, внимание, восприятие, мышление).
В исследованиях В.М. Бехтерева (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым) были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях совместной деятельности.
Так, начиная с 20-х годов социальный (групповой) аспект в психологии становится ведущим в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Это обусловлено тем, что широкий размах прикладных исследований поддерживался крупными экономическими концернами и военными ведомствами. Интенсивно проводилось изучение влияния межличностных отношений на производительность труда, трудовую дисциплину.
В экспериментах Э. Мэйо было установлено значительное влияние неформальных отношений между членами группы на производительность труда, текучесть кадров, изменению норм и т.д. Приблизительно с середины XX века вопросы взаимодействия между людьми, взаимовлияния в группе и прочие легли в основу создания целых направлений, а также модификации прежних. К числу таковых относятся необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля и концепция групповой динамики (в работах К.Левина и его последователей) транскальный анализ, теория социальных представлений, символистический интеракционизм и др.
1.2 Виды межличностных отношений
Натура межличностных взаимоотношений значительно различается от природы общественных взаимоотношений: их важная специфичная черта –эмоциональная база. Эмоциональная база межличностных взаимоотношений значит, что они появляются и складываются на базе конкретных эмоций, рождающихся у людей сообразно отношению приятель к приятелю. В отечественной школе психологии отличаются три вида, либо значения психологических проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная база межличностных взаимоотношений подключает все виды данных психологических проявлений.
Отношения между людьми никак не складываются только на базе конкретных психологических контактов. Хозяйка активность задает и иной ряд взаимоотношений, опосредованных ею. Потому-то и считается очень принципиальной и тяжелой задачей общественной психологии одновременный анализ двух линий взаимоотношений в группе: как межличностных, так и опосредованных общей деятельностью, т.е. в окончательном счете стоящих за ними публичных взаимоотношений.
Сущность межличностных отношений.
Межличностные отношения – совокупность взаимосвязей, складывающихся между людьми в форме эмоций, суждений и обращений приятель к приятелю.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря данному составляющему происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по сообразно общей деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания считаются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия – возбудимый резонанс на переживания иного человека, который имеет возможность проявляться в облике сопереживания (переживания тех эмоций, которые проверяет другой), сочувствия (личного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождающееся содействием);
3) поведенческий компонент – подключает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения представленного человека к иным людям, к группе в целом. Он играет особую роль в регулировке отношений. Отдача межличностных взаимоотношений оценивается сообразно по состоянию довольства-неудовлетворенности категории и ее членов.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1) официальные и неофициальные;
2) деловые и личные;