Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 22:12, курсовая работа
В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.
Актуальность темы в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование учебных действий.
Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
1.1 История изучения межличностных отношений (понятие, основные
механизмы)………………………………………………………………………...5-6
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………….7-11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...15
Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
2.1 Особенности межличностных отношений младших школьников………16-18
2.2 Роль речевого развития и общения в межличностных отношениях младших
школьников...........................................................................................................19-21
Выводы по второй главе………………………………………………………..23-24
Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Феномен общего недоразвития речи………………………………………25-29
3.2 Общее недоразвитие речи как проблема в общении младших школьников........................................…………………………………………...29-32
Выводы по третьей главе……………………………………………………….32-33
Заключение……………………………………………………………………...34-35
Список литературы……………………………………
3) рациональные и эмоциональные;
4) субординационные и паритетные.
Официальными (формальными) называют отношения, появляющиеся на официальный базе и регулируемые уставами, распоряжениями, указами, законами. Отношения, имеющие правовую базу. В эти отношения люди вступают сообразно должности, а никак не из собственных симпатий либо антипатий приятель к приятелю.
Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе собственных отношений людей и никак не ограничиваются практически никакими официальными рамками.
Деловые отношения появляются в взаимосвязи с общей работой людей. Ими имеют все шансы существовать казенные отношения, базирующиеся на распределении повинностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения – отношения между людьми, которые складываются кроме их общей деятельности. Разрешено почитать либо никак не почитать собственного сослуживца, проверять к нему симпатию либо антипатию, дружить с ним либо таить злобу. Следственно, в базе собственных взаимоотношений лежат ощущения, которые люди чувствуют сообразно отношению приятель к приятелю. Потому личные отношения носят индивидуальный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные дела. Знакомство –это дела, как скоро мы знаем людей сообразно фамилии, можем входить с ними в неглубокий контакт, побеседовать с ними. Товарищество – наверное наиболее узкие позитивные и равноправные отношения, складывающиеся почти со всеми людьми на базе единых интересов, взоров из-за проведения досуга в компаниях. Дружба – наверное еще наиболее узкие избирательные отношения с людьми, базирующиеся на доверии, привычки, общности интересов. Интимные дела считаются видом собственных взаимоотношений. Интимные отношения – это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
Рациональные отношения – это отношения, основанные на разуме
и расчете, они строятся исходя из ожидаемой
или реальной пользы от устанавливаемых
отношений. Эмоциональные отнош
отношения, напротив, базируются на чувственном восприятии друг друга, нередко в отсутствии учета беспристрастной информации о человеке. Потому оптимальные и чувственные отношения чаще никак не схожи. Так, возможно чувствовать вражду к человеку, однако входить с ним в оптимальные отношения во добро единой цели либо собственной выгоды.
Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.
Выводы по первой главе
Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.
Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности.
Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
2.1 Особенности межличностных отношений младших школьников
Младший школьник – человек, деятельно овладевающий умениями общения. В данном возрасте протекает напряженное введение дружественных контактов. Приобретение умений общественного взаимодействия с категорией ровесников и знание как заводить приятелей считается одной из важных задач становления на данном возрастном этапе.
С приходом в школу отмечается убавление коллективных взаимосвязей и отношений между детьми младшего школьного возраста сообразно сопоставлению с предварительной категорией детского сада. Возможно это можно объяснить новым коллективом и новейшей для ребёнка учебной деятельностью.
Приобретение умений общественного взаимодействия с категорией ровесников и знание как заводить приятелей считаются одной из важных задач становления школьника на данном возрастном этапе.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.
Отличительная черта отношений младших школьников состоит в том, что их дружба базирована на общности наружных житейских событий и нечаянных интересов; к примеру, они учатся за одной партой, вблизи живут, увлекаются чтением либо рисованием. Сознание младших школьников еще никак не достигло такого значения, чтоб избирать приятелей сообразно каким значимым качествам личности. Однако в целом дети 3-4 классов глубже понимают те либо другие свойства личности. И теснее в 3 классе при надобности избрать одноклассников для общей деятельности.
Конкретно в младшем школьном возрасте возникает социально-психологический парадокс дружбы как отдельно-избирательных глубочайших межличностных взаимоотношений детей, характеризующихся обоюдной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и абсолютного принятия другого. В данном возрасте более распространённой считается массовая дружба. Дружба исполняет очень много функций, основными из которых считается формирование самосознания и создание ощущения причастности, взаимосвязи с сообществом себе схожих.
Сообразно ступени психологического вовлечения общения ребёнка с ровесниками, оно имеет возможность существовать товарищеским и дружественным. Товарищеское общение – чувственно наименее глубочайшее обращение ребёнка, реализуется главным образом в классе и в большей степени с подобным полом. Дружественное – как в классе, так и за пределами его и также в основном с подобным полом.
Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.
В начальных классах у школьника теснее имеется рвение занять конкретное место в системе собственных отношений и в текстуре коллектива. Дети часто тяжко переживают несоответствие между требованиями в данной области и определённым состоянием.
Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
В проявлении и развитии необходимости детей в общении, у воспитанников младших классов имеются значимые личные особенности. Разрешено отметить две категории детей в согласовании с данными чертами. У первых обращение с друзьями в главном ограничивается школой. У остальных обращение с друзьями теснее занимает большое место в жизни.
Надлежит выделить, что главные черты межличностных взаимоотношений младших подростков были поставлены в сознательно однотипных условиях, в рамках обычного метода изучения. Поставленные при данном прецеденты зависимости межличностных взаимоотношений от тех, либо других компонентов изучения или обучения (главным образом, от методов организации воспитательной работы с учащимися) лишь видоизменяли картину их развития. Само же положение о деятельностном опосредствовании межличностных отношений здесь оказывалось более частным по сравнению с выводом о возрастной их специфике.
Младший школьный возраст – период положительных конфигураций и преображений, происходящих с личностью ребёнка. Поэтому такой главной является степень достижений, осуществленных любым ребёнком на предоставленном возрастном этапе. Ежели в данном возрасте малыш никак не ощутит удовлетворенность знания, никак не получит уверенность в собственных возможностях и способностях, сделать это в предстоящем станет сложнее. И состояние школьника в текстуре собственных отношений с ровесниками еще сложнее станет поправить.
2.2 Роль речевого развития и общения в межличностных отношениях младших школьников
На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.
Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.
Конкретно усваиваемые и принятые на вооружение ребёнком средства действенного общения в первую очередь обозначают отношение к нему находящихся вокруг людей. Обращение делается особенной школой социальных взаимоотношений. Ребёнок покуда невольно раскрывает для себя наличие различных стилей общения. Конкретно в критериях автономного общения малыш раскрывает для себя различные стили вероятного построения взаимоотношений.
Общение с ровесниками получает совсем, необыкновенную значимость. В отношениях начального возрастного равноправия младшие школьники отрабатывают методы отношений, проходят необыкновенную особую школу социальных взаимоотношений.
Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают
об уроках и домашних обязанностях.
В отношениях с ровесниками ученик устремляется воплотить собственную личность, найти свои способности в общении. Чтоб исполнять данные рвения, ему необходимы собственная воля и собственная ответственность. И он защищает данную собственную свободу как преимущество на зрелость. При данном сообразно отношению к родителям младший школьник занимает негативную позицию.
При всей ориентации на предложение себя посреди ровесников младшие школьники различаются последним конформизмом. Один находится в зависимости от всех, устремляется к ровесникам и тотчас готов исполнить то, на что его направляет группа. Группа творит чувство «мы», которое поддерживает школьника и усиливает его внутренние позиции. Совсем нередко дети для усиления данного «мы» прибегают к самостоятельной коллективной речи, к самостоятельным невербальным символам. В этом возрасте начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу. В неформальных объединениях формируется или заимствуется из старших по возрасту группировок своеобразный сленг – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь может быть полностью сленговой, но и также может иметь в обороте 5-7 сленговых слов.
Основное, что данные слова находятся в группе, считаются ее имуществом, они преступают общепризнанные мерки ежедневной этики, освобождают от нормативной пристойности и предоставляют чувство раскрепощения в разговоре.
Дети используют сленг в классе, в спортивных группах, во дворах, а еще в диффузных неформальных группах.
Общение владеет большим смыслом в формировании человеческой нервной системы, ее развитии и становлении мудрого, культурного поведения. Недочет общения - возможность привести к задержкам умственного и физиологического развития, болезням. Через общение с психологически развитыми людьми, человек получает все собственные высочайшие познавательные, возможности и свойства. Через функциональное общение с развитыми людьми младшие школьники сами преобразуются в личности.
Общаясь, личность:
1. усваивает опыт человечества;
2. параллельно
идет процесс накопления
3. общаясь
с людьми можно открыть