Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 22:12, курсовая работа
В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения.
Актуальность темы в том, что в настоящее время обучение в школе больше направлено на формирование учебных действий.
Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
1.1 История изучения межличностных отношений (понятие, основные
механизмы)………………………………………………………………………...5-6
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………….7-11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...15
Глава 2. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
2.1 Особенности межличностных отношений младших школьников………16-18
2.2 Роль речевого развития и общения в межличностных отношениях младших
школьников...........................................................................................................19-21
Выводы по второй главе………………………………………………………..23-24
Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Феномен общего недоразвития речи………………………………………25-29
3.2 Общее недоразвитие речи как проблема в общении младших школьников........................................…………………………………………...29-32
Выводы по третьей главе……………………………………………………….32-33
Заключение……………………………………………………………………...34-35
Список литературы……………………………………
4. общение
со сверстниками очень важный
специфический канал
5. это специфичный вид деятельности и межличностных взаимоотношений, в каком месте вырабатываются нужные умения общественного взаимодействия, знание подчиняться коллективной выдержке и в то же время защищать собственные права, сравнивать собственные интересы, с публичными. Соревнования массовых отношений, в особенности, мощная у мальчиков, работает значимой жизненной школой;
6. это специфичный вид психологического контакта. Сознание группового приспособления, солидарности, товарищеской взаимопомощи никак не упрощает школьнику автономизацию старших, однако и отчуждает ему очень важное чувство психологического благополучия и стойкости, смог ли он заслужить почтение и любовь равных себе, друзей, имеет для самоуважения младшего школьника главный смысл. Подъем воздействия ровесников имеет место быть в том, что они огромную часть времени проводят со сверстниками.
Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у старших.
В общении в коллективе человек присоединяется к идейным, нравственным, эстетическим и иным духовным ценностям и творит духовные и материальные значения сам.
Выводы по второй главе:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. В процессе общения личность развивается и самоутверждается, вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и с взрослыми.Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы, формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.
Глава 3. Специфика межличностных отношений детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Феномен общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи – различные
сложные речевые расстройства, при которых
нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне. Для общего недоразвития
речи характерными признаками являются:
позднее ее появление ( нередко лишь к
7-8 годам), скудный запас слов, аграмматизм,
дефекты произношения и фонемообразования.
Недоразвитие речи имеет различное происхождение
и, соответственно, различную структуру
аномальных ее проявлений. У одних детей
стиль в ее общепризнанных формах совсем
отсутствует, у остальных она располагается
в зачаточном состоянии. У остальных стиль
как оказалось наиболее сформированный
при наличии в нём показателей значимого
отставания от общепризнанных мерок. Все
многообразие степеней речевого недоразвития
разбивают условно на три уровня: отсутствие
общеупотребительной речи, развернутая
речь с элементами фонетического и лексико-грамматического
недоразвития. Ступени речевого недоразвития
никак не предполагают собой застывших
образований, в любом из их обретают составляющие
предшествующего и следующего значений.
Новейшие составляющие поначалу вкрапливаются,
а потом вытесняют предшествующие формы.
Мы изредка владеем с незапятнанными выражениями
какого-либо конкретного значения. Почаще
возможно повстречать переходные состояния,
в каких смешиваются черты новоиспеченого
значения наравне с еще неизжитым проявлением
наиболее ранних образований. В качестве
единых показателей отмечаются: позднее
правило становления речи, cкудный лексикографический
запас, аграмматизм, недостатки фонемообразования.
Это недоразвитие может быть выражено
в разной степени: от отсутствия речи или
лепетного ее состояния до развернутой,
но с элементами фонетического и лексико-грамматического
недоразвития. В зависимости от степени
сформированности речевых средств у ребенка
общее недоразвитие подразделяется на
три уровня.
Уровни общего недоразвития речи.
Исходя из коррекционных задач, Р.Е.Левиной была предпринята попытка сведения обилия речевого недоразвития к трём уровням. Любая степень характеризуется конкретным соответствием изначального недостатка и вторичных проявлений, удерживающих создание речевых компонентов. Переход от первого значения к иному характеризуется выходом в свет новейших речевых способностей.
1 уровень – полное либо выборочное неимение общеупотребительной речи. Дети разговаривают с окружающими, применяя «лепетные» слова, неполные, «лепетные» предписания, подкрепляя выражения жестами и мимикой. Скудность словаря смешивается с недостающим уровнем осмысливания речи, для детей дает нелегкость исполнение заданий, связанных с осознанием группы количества, времени, рода, падежа. Анализируя самостоятельную речь таких детей, можно выделить следующие закономерности:
2 уровень речевого развития характеризуется тем,
что у ребенка появляются в самостоятельных
высказываниях уже простые распростра-ненные
предложения по 2-3-4слов.Отмечается употребление
наиболее частотных грамматических конструкций,
расширяется словарный запас, в основном
за счет предметной и глагольной обиходной
лексики. Расширяются возможности воспроизведения
не только двух-, но и трех-четырех сложных.
Например: Сек а улити. (Снег на улице.)
Анализ схожих детских выражений дозволяет
отметить главные трудности в формировании
всех языковых компонентов, которые предоставляют
преимущество разговаривать о выраженном
недоразвитии речи у предоставленной
группы детей в том количестве:
1)ограниченность пассивного словарного
запаса, незнание названий многих профессий
и их атрибутов, не только оттенков, но
и некоторых основных цветов ( желтый,
коричневый, зеленый и т.д.), глаголов с
различными оттенками значений (подъехал,
переехал, выехал), предметного и глагольного
словаря, связанного с животным и растительным миром
и т.д.;
2) наличие аграмматизма ( неправильное
употребление грамматических конструкций),
пропуск предлогов ( пат ковати – спать
на кровати), отсутствие согласования
прилагательных, существительными ( ет
патипять пальцев); смешение падежных
форм ( исую кадас – рисую карандашом);
3) грубое нарушение слоговой структуры
и звуконаполняемости слов (гаю – играю,
лека – елка);
4) недостаточность фонетической стороны
речи подтверждается наличием большого
количества несформированных звуков (наблюдается
наличие 6 видов нарушений звукопроизношения:
дефекты озвончения, смягчения, сигматизм,
ротацизм, ламбдацизм, йотацизм и дефекты
небных звуков).
3 уровень речевого развития характеризуется
появлением развернутой обиходной речи
без грубых лексико-грамматических и фонетических
отклонений.
При 3 уровне речевого становления дети
используют популярные предложения, отмечается
попытка применять сложно-сочиненные
и сложноподчиненные системы. Лексика
таковых детей подключает все части речи.
Несмотря на значительное продвижение
в формировании самостоятельной речи,
четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического
и фонетического оформления связной речи,
в том числе:
Т.Б.Филичева выделила
4 уровень недоразвития речи. К четвертому уровню относятся дети с не резко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Незначимые нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детализированного обследования при исполнении умышленно выбранных заданий. Ступени речевого недоразвития никак не предполагают собой застывших образований. В любом из них обретаем составляющие предшествующего и следующих значений. Новые составляющие поначалу вкрапливаются, а потом вытесняют предшествующие формы. В настоящей реальности изредка имеем дело с незапятнанным выражением какого-либо или конкретного значения. Почаще можно повстречать переходные состояния, в каких смешиваются черты нового значения наравне с еще неизжитым проявлением наиболее ранних образований.
3.2 Общее недоразвитие речи как проблема в общении младших школьников
Структура круга общения младших школьников не имеет устойчивого характера и является подвижной. У большинства школьников возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы.
Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.
Особенно сложным такой переход бывает у детей с общим недоразвитием речи.
У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
У таких детей коммуникативные особенности отличительны от коммуникативных умений детей с нормальным речевым развитием.
Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с другими детьми.
Для ребенка, имеющего нарушения речи, общение представляет собой сложный процесс. У младших школьников с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, отмечается задержка формирования коммуникативной и обобщающей функции речи, проблемы в формировании коммуникативной сферы.
Проблема речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), проводит к снижению психической активности.