Особенности мотивации обучения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.
2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………...……6
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9
1.3. Формирование мотивации учения подростков…………………………………………………………….……….15
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...…18
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………..……20
2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20
2.2. Методики исследования……………………………………..........20
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………29
ЛИТЕРЕАТУРА……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

 

З психодіагностики

На тему: «Особенности мотивации обучения у подростков»

 

 

 

 

 

                                                                 Студентки        курсу         групи


                                                                  Напрямок підготовки


                                                                  



                                                                  Керівник


                                                                


                                                                 Національна шкала


                                                                  Кількість балів    Оцінка:ECTS


                                                                  Члени комісії




 

Сімферополь

2013

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6

1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………...……6

1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9

1.3. Формирование мотивации учения подростков…………………………………………………………….……….15

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...…18

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………..……20

2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20

2.2. Методики исследования……………………………………..........20

2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…21

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………29

ЛИТЕРЕАТУРА……………………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и  родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а  желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика  не сформировались потребности в  знаниях, нет интереса к учению. В  чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она  развивается? Какие педагогические средства можно использовать для  формирования у учащихся мотивации  к получению знаний? Эти вопросы  волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника  нельзя успешно учить, если он относится  к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит  задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации  к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.

Объект: Мотивационная сфера личности подростков.

Предмет: Особенности мотивации учения у старших и младших подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.

2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.

3. Осуществить сравнительный анализ мотивации учебной деятельности у старших и младших подростков.

4. Разработать рекомендации по управлению мотивации учения в подростковом возрасте.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что уровень мотивации у старших подростков более высокий, чем у младших.

Как известно, отношение  к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением  мотиваций учения (возрастание вне-учебных  интересов, стремление к общению  со сверстниками), а с другой стороны  этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности [8, с. 52]. Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к взаимодействию со сверстниками [1, с. 163]. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Но в то же время благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости [5, с. 237].

Формирующаяся устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции  собственного поведения образуют такую  базовую характеристику личности, как ее направленность. С возникновением у подростка устойчивых мотивов поведения кризис подросткового протекания значительно легче [12, с.144]. Центральным личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня самосознания, формирование Я-концепции. Появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку выработать некоторые собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на оценки окружающих к самооценке. В результате развивается представление о Я-идеальном. Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой Я-концепции, в которой можно выделить два аспекта: знание о себе и самоотношение, т.е. выражение смысла «я» [7, с. 203].

Понимание подростком соподчинения своих желаний означает, что в  этом возрасте складывается осознанная система мотивации, образуется устойчивое доминирование какого-либо мотива. Самоанализ становится средством для  организации не только взаимоотношений  с другими, но и собственной деятельности, саморазвития и самореализации, т.е. играет важную роль в учебной деятельности [19, с. 167].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Проблема мотивации  в отечественной и зарубежной  психологии

 

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому,  что необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня реального познания закономерностей  человека и, особенно в отношение  и их реализации. С другой стороны  назрела необходимость раскрытия  связей внутренних мотивационных тенденций  человека к действию с социальной детерминации его психики.

Обзор работ отечественных  психологов показывает, что в настоящее  время накоплены данные, как для  уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более  широкого и глубокого исследования проблем мотивации. 

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами  по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной  деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.

Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов. Раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.

Божович и ее сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться».

В зарубежных исследованиях  изучению мотивов уделяется большое  внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные  работы по вопросам побуждений поведения  человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в  различных областях психологической  науки с применением различных  методов.

Своеобразное понимание  мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.

В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов [14,с.29].Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения. 

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична [18, с. 72].

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. ТолменаАткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего-либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.

В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре  личности.

 

1.2. Мотивация учебной деятельности

 

Действия человека исходят  из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а  не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. К видам мотивов можно отнести  познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого  человека в ходе учения — о социальных мотивах.

И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Познавательные мотивы имеют  уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной  программы самосовершенствования).

Информация о работе Особенности мотивации обучения у подростков