Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа
Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.
2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………...……6
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9
1.3. Формирование мотивации учения подростков…………………………………………………………….……….15
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...…18
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………..……20
2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20
2.2. Методики исследования……………………………………..........20
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………29
ЛИТЕРЕАТУРА……………………………………………………………….
КУРСОВА РОБОТА
З психодіагностики
На тему: «Особенности мотивации обучения у подростков»
Сімферополь
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
1.1. Проблема мотивации в отечественной
и зарубежной психологии……………………………………………………
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9
1.3. Формирование мотивации
учения подростков……………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………
2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20
2.2. Методики исследования……………………………………....
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………
ЛИТЕРЕАТУРА…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Каждый учитель хочет,
чтобы его ученики хорошо учились,
с интересом и желанием занимались
в школе. В этом заинтересованы и
родители учащихся. Но часто и учителям
и родителям приходится с сожалением
констатировать: «не хочет учиться»,
«мог бы прекрасно заниматься, а
желания нет». В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у ученика
не сформировались потребности в
знаниях, нет интереса к учению. В
чем сущность потребности в знаниях?
Как она возникает? Как она
развивается? Какие педагогические
средства можно использовать для
формирования у учащихся мотивации
к получению знаний? Эти вопросы
волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника
нельзя успешно учить, если он относится
к учению и знаниям равнодушно,
без интереса и, не осознавая потребности
к ним. Поэтому перед школой стоит
задача по формированию и развитию
у ребёнка положительной
Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.
Объект: Мотивационная сфера личности подростков.
Предмет: Особенности мотивации учения у старших и младших подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.
2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.
3. Осуществить сравнительный анализ мотивации учебной деятельности у старших и младших подростков.
4. Разработать рекомендации по управлению мотивации учения в подростковом возрасте.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что уровень мотивации у старших подростков более высокий, чем у младших.
Как известно, отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотиваций учения (возрастание вне-учебных интересов, стремление к общению со сверстниками), а с другой стороны этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности [8, с. 52]. Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к взаимодействию со сверстниками [1, с. 163]. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Но в то же время благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости [5, с. 237].
Формирующаяся устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции собственного поведения образуют такую базовую характеристику личности, как ее направленность. С возникновением у подростка устойчивых мотивов поведения кризис подросткового протекания значительно легче [12, с.144]. Центральным личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня самосознания, формирование Я-концепции. Появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку выработать некоторые собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на оценки окружающих к самооценке. В результате развивается представление о Я-идеальном. Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой Я-концепции, в которой можно выделить два аспекта: знание о себе и самоотношение, т.е. выражение смысла «я» [7, с. 203].
Понимание подростком соподчинения своих желаний означает, что в этом возрасте складывается осознанная система мотивации, образуется устойчивое доминирование какого-либо мотива. Самоанализ становится средством для организации не только взаимоотношений с другими, но и собственной деятельности, саморазвития и самореализации, т.е. играет важную роль в учебной деятельности [19, с. 167].
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии
Проблема мотивации является
актуальной как в отечественной,
так и в зарубежной психологии.
С одной стороны, это происходит
потому, что необходимость внедрения
в практику психологических исследований,
выход к реальному поведению
человека, к его регуляции требует
сегодня реального познания закономерностей
человека и, особенно в отношение
и их реализации. С другой стороны
назрела необходимость
Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.
Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.
Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов. Раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.
Божович и ее сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться».
В зарубежных исследованиях
изучению мотивов уделяется большое
внимание. Выполнены многочисленные
теоретические и
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.
В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов [14,с.29].Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.
В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление.
Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична [18, с. 72].
В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. ТолменаАткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего-либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.
В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.
Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.
1.2. Мотивация учебной деятельности
Действия человека исходят
из определенных мотивов и направлены
на определенные цели. Мотив - это то,
что побуждает человека к действию.
Не зная мотивов, нельзя понять, почему
человек стремится к одной, а
не другой цели, нельзя, следовательно,
понять подлинный смысл его действий.
К видам мотивов можно отнести
познавательные и социальные мотивы.
Направленность на содержание учебного
предмета говорит о наличии
И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Познавательные мотивы имеют
уровни: широкие познавательные мотивы
(ориентация на овладение новыми знаниями
— фактами, явлениями, закономерностями),
учебно-познавательные мотивы (ориентация
на усвоение способов добывания знаний,
приемов самостоятельного приобретения
знаний), мотивы самообразования (ориентация
на приобретение дополнительных знаний
и затем на построение специальной
программы
Информация о работе Особенности мотивации обучения у подростков