Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа
Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.
2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………...……6
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9
1.3. Формирование мотивации учения подростков…………………………………………………………….……….15
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...…18
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………..……20
2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20
2.2. Методики исследования……………………………………..........20
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………29
ЛИТЕРЕАТУРА……………………………………………………………….
Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем [6,с.86]. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.
ВЫВОДЫ
Мотивация подростка - то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Организация
исследования и описание
Целью нашей исследовательской работы стало изучение мотивации старших и младших подростков. В эксперименте приняло участие 36 обучающихся (20 человек старшего школьного возраста, 16 человек младшего школьного возраста). Исследование, которое проводилось на базе школы № 42 г. Симферополь в 11 и 8 классах.
Исходя из цели нашего исследования, перед нами были поставлены следующие эмпирические задачи:
1. Подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на изучение мотивации старших подростков;
2. Выявить уровень мотивации учения и преобладающие мотивы учения старших подростков.
2.2. Методики исследования
1. «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников». Методика разработана Лукьяновой М. И.
Данная методика приведена в приложении А
2. U-критерий Манна-Уитни
Предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню количественно-измеренного признака.
Позволяет определить достаточна ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами, чем меньше область перекрещивающихся значений, тем больше вероятность, что достоверны различия.
2.3. Анализ и интерпретация результатов
В проведенном исследовании получились следующие результаты приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты изучения мотивации по методике Лукьяновой
№ |
Показатели мотивации |
||||||||||||
11 класс |
8 класс | ||||||||||||
Очень высокий |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Сниженный уровень |
Низкий уровень |
Очень высокий |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Сниженный уровень |
Низкий уровень | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |||
1. |
32 |
63 |
|||||||||||
2. |
55 |
41 |
|||||||||||
3. |
53 |
56 |
|||||||||||
4. |
65 |
44 |
|||||||||||
5. |
45 |
32 |
|||||||||||
6. |
52 |
72 |
|||||||||||
7. |
56 |
42 |
|||||||||||
8. |
45 |
28 | |||||||||||
9. |
29 |
40 |
|||||||||||
10. |
54 |
51 |
|||||||||||
11. |
29 |
48 |
|||||||||||
12. |
65 |
36 |
|||||||||||
13. |
30 |
33 |
|||||||||||
14. |
58 |
45 |
|||||||||||
15. |
35 |
54 |
|||||||||||
16. |
33 |
60 |
|||||||||||
17. |
58 |
||||||||||||
18. |
63 |
||||||||||||
19. |
50 |
||||||||||||
20. |
36 |
По результатам исследования по методике Лукьяновой у 8 класса было выявлено:
(1 человек);
По результатам исследования по методике Лукьяновой у 11 класса было выявлено:
(0 человек);
Результаты изучения мотивации обучения у 8 и 11 класса представлены в процентах в рис. 2.1 и рис. 2 соответственно.
Рис. 2.1. Уровень мотивации обучения у 8 класса
Рис. 2.2. Уровень мотивации обучения у 11 класса
Для сравнения результатов мотивации учебной деятельности у 11 и 8 классов представлена в рис. 2.3.
Рис. 2.3. Сравнительные результаты мотивации учебной деятельности у 11 и 8 классов
Из данной схемы видно, что у большинства школьников наблюдается средний уровень мотивации (у 8 класса – 37, % и у 11 класса – 30%. Также наблюдается более высокий уровень у старших подростков (35%) нежели у младших школьников (18,75%).
Теперь подтвердим статистически нашу гипотезу, используя U-критерий Манна-Уитни. Для этого сформулируем гипотезы.
Н0: Уровень мотивации обучения в группе старших подростков не превосходит уровень мотивации младших школьников.
Н1: Уровень мотивации обучения в группе старших подростков превосходит уровень мотивации младших школьников.
Расчет U-критерия приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ |
8 класс |
Ранг 1 |
11 класс |
Ранг 2 |
1 |
63 |
32.5 |
32 |
5.5 |
2 |
41 |
13 |
55 |
26 |
3 |
56 |
27.5 |
53 |
23 |
4 |
44 |
15 |
65 |
34.5 |
5 |
32 |
5.5 |
45 |
17 |
6 |
72 |
36 |
52 |
22 |
7 |
42 |
14 |
56 |
27.5 |
8 |
28 |
1 |
45 |
17 |
9 |
40 |
12 |
29 |
2.5 |
10 |
51 |
21 |
54 |
24.5 |
11 |
48 |
19 |
29 |
2.5 |
12 |
36 |
10.5 |
65 |
34.5 |
13 |
33 |
7.5 |
30 |
4 |
14 |
45 |
17 |
58 |
29.5 |
15 |
54 |
24.5 |
35 |
9 |
16 |
60 |
31 |
33 |
7.5 |
17 |
58 |
29.5 | ||
18 |
63 |
32.5 | ||
19 |
50 |
20 | ||
20 |
36 |
10.5 | ||
Суммы: |
287 |
379 |
Результат: UЭмп = 151
Критические значения
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
87 |
107 |
UЭмп. = 151
UЭмп. > UКр.
Ответ: Н1 отклоняется, принимается Н0. Уровень мотивации обучения в группе старших подростков не превосходит уровень мотивации младших школьников.
ВЫВОДЫ
На основании этого можно сделать вывод, что наша гипотеза, что уровень мотивации у старших подростков более высокий, чем у младших не доказана.
Также, что у большинства школьников наблюдается средний уровень мотивации (у 8 класса – 37, % и у 11 класса – 30%. Также наблюдается более высокий уровень у старших подростков (35%) нежели у младших школьников (18,75%). Однако очень высокий уровень у старших подростков абсолютно не наблюдается, а среди младших подростков –
6, 25%.
Рекомендации:
В психологии известно, что развитие мотивов идет двумя путями;
1.Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2.Через саму деятельность
учения школьника, которая
На первом пути главная задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которое осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.
Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Информация о работе Особенности мотивации обучения у подростков