Особенности мотивации обучения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.
2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………...……6
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9
1.3. Формирование мотивации учения подростков…………………………………………………………….……….15
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...…18
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………..……20
2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20
2.2. Методики исследования……………………………………..........20
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………29
ЛИТЕРЕАТУРА……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая!!!.docx

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и  к тому, кто требует действия от других.

     Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне  приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

     Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

Развитие внутренней мотивации  учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ОБЩИЙ ВЫВОД

 

    Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.

   Вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [3,5]. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации [4]. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 4].

   Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

  Подростковый возраст  можно отнести к одному их  самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.

     Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований подросткового возраста - чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.

   Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

    Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.

 

 

 

 

 

                             

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

 

1.   Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 52 с.

2.   Валеев Г. Х.  Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 163с.

3. Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 237с.

4. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.144 с.

5. Яньшин П.В., Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности, СПб, 2004. 203 с.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 167с.

7. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 29 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2005. – 72 с.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2003. – 110 с.

10. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 2007. – 63 с.

11. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2000. – 212 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2003. – 321 с.

13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2006. – 327 с.

14. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2000. 245 с.

15.  Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 340 с.

16.  Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 86 с.

17.  Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 2009. – Т. 2. – 151 с.

18.  Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы /

    Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2006. – 187 с.

19. Гликман, Г. Б. Как стимулировать желание учиться / Г. Б. Гликман // Народное образование. – № 2 –  2003. – 209 с.

 

20. Лозоцева, В. Н. Формирование учебной мотивации школьников /

         В. Н.  Лозоцева // Школа и производство – №4 –   2004. –  305 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

                                                                                                          Приложение

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все  варианты ответов к нему. Подчеркни  два варианта ответов, которые совпадают  с твоим собственным мнением.

 

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

• Дальнейшей жизни

• Поступления в ВУЗ, продолжения образования

• Саморазвития, самосовершенствования

• Будущей профессии

• Обретения места в обществе

• Создание карьеры

• Получение стартовой квалификации и устройства на работу

2. Я бы не учился, если бы…

• Не было школы

• Не было бы необходимости в этом

• Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь

• Не чувствовал, что это необходимо

• Не думал о том, что будет дальше

• Обучение в школе и знания необходимы мне для…

3. Не нравится, когда меня хвалят за…

• Знания

• Успехи в учёбе

• Хорошую успеваемость

• Способности и ум

• Трудолюбие и работоспособность

• Хорошие отметки

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

• Получить образование

• Создать семью

• Сделать карьеру

• В развитии и совершенствовании

• Быть счастливым

• Быть полезным

• Принять достойное участие в эволюционном процессе

• Пока не определена

5. Моя цель на уроке…

• Получение информации

• Получение знаний

• Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала

• Выбрать для себя необходимое знание

• Внимательно слушать учителя

• Получить хорошую отметку

• Пообщаться с друзьями

6. При планировании своей работы я…

• Обдумываю её, вникаю в смысл

• Сначала отдыхаю

• Стараюсь выполнить всё аккуратно

• Выполняю сначала наиболее сложную её часть

• Стараюсь выполнить её быстрей

7. Самое интересное на уроке – это…

• Обсуждение интересного вопроса

• Малоизвестные факты

• Практика, выполнение заданий

• Интересное сообщение учителя

• Диалог, обсуждение , дискуссия

• Получить отличную отметку

• Пообщаться с друзьями

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

• Он мне очень интересен

• Он мне необходим

• Мне нужна хорошая отметка

• Без всяких усилий, потому что делаю это всегда

• Меня заставляют

• У меня хорошее настроение

9. Мне нравиться делать уроки, когда

• Их мало и они не сложные

• Когда я знаю, как их делать и у меня всё получается

• Это мне потребуется

• Это требует усердия

• Я отдохну после школы и дополнительных занятий

• У меня хорошее настроение

• Материал или задание мне интересны

• Всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний

10. Учиться лучше меня побуждает..

• Мысли о будущем

• Конкуренция и мысли о получении аттестата

• Совесть, чувство долга

• Стремление получить высшее образование

• Ответственность

• Родители или учителя

11. Я более активно работаю на уроке если…

• Ожидаю одобрения окружающих

• Мне интересна выполняемая работа

• Мне нужна хорошая отметка

• Хочу больше узнать

• Хочу, чтоб на меня обратили внимание

• Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем

12. Хорошие отметки – это результат…

• Моего напряжённого труда

• Труда учителя

• Подготовленности и понимания мной темы

• Моего везения

• Моего добросовестного отношения к учёбе

• Моего таланта или способностей

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит…

• Настроения и самочувствия

• Понимания мной учебного материала

• Моего везения

• Активной подготовки, прилагаемых усилий

• Заинтересованности в хороших отметках

• Внимание к речи учителя

14. Я буду активным на уроке, если..

• Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал

• Смогу справиться с предлагаемыми заданиями

• Считаю нужным всегда так поступать

• Меня не будут ругать за ошибки

• Твёрдо уверен в своих знаниях

• Мне иногда так хочется

15. Если учебный материал мне не понятен…

• Ничего не предпринимаю

• Прибегаю к помощи товарищей

• Мирюсь с ситуацией

• Стараюсь разобраться во что бы то ни стало

• Надеюсь, что разберусь потом

• Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке

16. Сделав ошибку при выполнении заданий я..

• Выполняю его повторно, исправляя ошибки

• Теряюсь

• Прошу помощи у товарищей

• Нервничаю

• Продолжаю думать над ним

• Отказываюсь от его выполнения

17. Если я не знаю , как выполнить учебное задание, то я…

• Обращаюсь за помощью к товарищам

• Отказываюсь от его выполнения

• Думаю и рассуждаю

• Списываю у товарища

• Обращаюсь к учебнику

• Огорчаюсь

18. Мне не нравиться выполнять учебные задания, если они…

• Требуют большого умственного напряжения

• Не требуют усилий

• Требуют зубрёжки и необходимость действовать по шаблону

• Не требуют сообразительности

• Сложные и большие

• Однообразные и не требуют логического мышления

 

Предложения 1,2,3, входящие в  содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как  личностный смысл обучения.

Предложения 4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.

Информация о работе Особенности мотивации обучения у подростков