Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:17, курсовая работа
Цель: Выявить и описать особенности мотивации учения у младшего и старшего подростка.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения по положению мотивации учебной деятельности подростков.
2. Разработать диагностическую схему по изучению мотивационного учения у старших и младших подростков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………...……6
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………………..……..9
1.3. Формирование мотивации учения подростков…………………………………………………………….……….15
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...…18
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………..……20
2.1. Организация исследования и описание выборки ……………….20
2.2. Методики исследования……………………………………..........20
2.3. Анализ и интерпретация результатов…………………......…...…21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………………29
ЛИТЕРЕАТУРА……………………………………………………………….
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.
Вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [3,5]. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации [4]. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 4].
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Подростковый возраст можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.
Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований подросткового возраста - чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.
Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 52 с.
2. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 163с.
3. Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 237с.
4. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.144 с.
5. Яньшин П.В., Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности, СПб, 2004. 203 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 167с.
7. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 29 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2005. – 72 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2003. – 110 с.
10. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 2007. – 63 с.
11. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 2000. – 212 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2003. – 321 с.
13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2006. – 327 с.
14. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2000. 245 с.
15. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 340 с.
16. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 86 с.
17. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 2009. – Т. 2. – 151 с.
18. Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы /
Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2006. – 187 с.
19. Гликман, Г. Б. Как стимулировать желание учиться / Г. Б. Гликман // Народное образование. – № 2 – 2003. – 209 с.
20. Лозоцева, В. Н. Формирование учебной мотивации школьников /
В. Н. Лозоцева // Школа и производство – №4 – 2004. – 305 с.
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…
• Дальнейшей жизни
• Поступления в ВУЗ, продолжения образования
• Саморазвития, самосовершенствования
• Будущей профессии
• Обретения места в обществе
• Создание карьеры
• Получение стартовой квалификации и устройства на работу
2. Я бы не учился, если бы…
• Не было школы
• Не было бы необходимости в этом
• Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь
• Не чувствовал, что это необходимо
• Не думал о том, что будет дальше
• Обучение в школе и знания необходимы мне для…
3. Не нравится, когда меня хвалят за…
• Знания
• Успехи в учёбе
• Хорошую успеваемость
• Способности и ум
• Трудолюбие и работоспособность
• Хорошие отметки
4. Мне кажется, что цель моей жизни…
• Получить образование
• Создать семью
• Сделать карьеру
• В развитии и совершенствовании
• Быть счастливым
• Быть полезным
• Принять достойное участие в эволюционном процессе
• Пока не определена
5. Моя цель на уроке…
• Получение информации
• Получение знаний
• Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала
• Выбрать для себя необходимое знание
• Внимательно слушать учителя
• Получить хорошую отметку
• Пообщаться с друзьями
6. При планировании своей работы я…
• Обдумываю её, вникаю в смысл
• Сначала отдыхаю
• Стараюсь выполнить всё аккуратно
• Выполняю сначала наиболее сложную её часть
• Стараюсь выполнить её быстрей
7. Самое интересное на уроке – это…
• Обсуждение интересного вопроса
• Малоизвестные факты
• Практика, выполнение заданий
• Интересное сообщение учителя
• Диалог, обсуждение , дискуссия
• Получить отличную отметку
• Пообщаться с друзьями
8. Я изучаю материал добросовестно, если…
• Он мне очень интересен
• Он мне необходим
• Мне нужна хорошая отметка
• Без всяких усилий, потому что делаю это всегда
• Меня заставляют
• У меня хорошее настроение
9. Мне нравиться делать уроки, когда
• Их мало и они не сложные
• Когда я знаю, как их делать и у меня всё получается
• Это мне потребуется
• Это требует усердия
• Я отдохну после школы и дополнительных занятий
• У меня хорошее настроение
• Материал или задание мне интересны
• Всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний
10. Учиться лучше меня побуждает..
• Мысли о будущем
• Конкуренция и мысли о получении аттестата
• Совесть, чувство долга
• Стремление получить высшее образование
• Ответственность
• Родители или учителя
11. Я более активно работаю на уроке если…
• Ожидаю одобрения окружающих
• Мне интересна выполняемая работа
• Мне нужна хорошая отметка
• Хочу больше узнать
• Хочу, чтоб на меня обратили внимание
• Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем
12. Хорошие отметки – это результат…
• Моего напряжённого труда
• Труда учителя
• Подготовленности и понимания мной темы
• Моего везения
• Моего добросовестного отношения к учёбе
• Моего таланта или способностей
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит…
• Настроения и самочувствия
• Понимания мной учебного материала
• Моего везения
• Активной подготовки, прилагаемых усилий
• Заинтересованности в хороших отметках
• Внимание к речи учителя
14. Я буду активным на уроке, если..
• Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал
• Смогу справиться с предлагаемыми заданиями
• Считаю нужным всегда так поступать
• Меня не будут ругать за ошибки
• Твёрдо уверен в своих знаниях
• Мне иногда так хочется
15. Если учебный материал мне не понятен…
• Ничего не предпринимаю
• Прибегаю к помощи товарищей
• Мирюсь с ситуацией
• Стараюсь разобраться во что бы то ни стало
• Надеюсь, что разберусь потом
• Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке
16. Сделав ошибку при выполнении заданий я..
• Выполняю его повторно, исправляя ошибки
• Теряюсь
• Прошу помощи у товарищей
• Нервничаю
• Продолжаю думать над ним
• Отказываюсь от его выполнения
17. Если я не знаю , как выполнить учебное задание, то я…
• Обращаюсь за помощью к товарищам
• Отказываюсь от его выполнения
• Думаю и рассуждаю
• Списываю у товарища
• Обращаюсь к учебнику
• Огорчаюсь
18. Мне не нравиться выполнять учебные задания, если они…
• Требуют большого умственного напряжения
• Не требуют усилий
• Требуют зубрёжки и необходимость действовать по шаблону
• Не требуют сообразительности
• Сложные и большие
• Однообразные и не требуют логического мышления
Предложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения 4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.
Информация о работе Особенности мотивации обучения у подростков