Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Обработать полученные данные и провести анализ мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей
1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях ………………………………………………………………….6
1.2. Специфика мотивации труда руководителей …………………....13
1.3. Влияние психических состояний на трудовую деятельность …………………………………………………………………………………...21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания
2.1. Организация и методики эмпирического исследования …………………………..34
2.2. Анализ особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания ………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………43
Список литературы …………………………………………………….45
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Сочинский государственный
университет туризма и
Социально-педагогический факультет
Кафедра общей психологии
Допустить к защите
зав. кафедрой
__________________
«____» ____________2009г.
Дипломная работа
Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания
Работа выполнена студенткой:
специальности 030301 «Психология», гр. 04-П
Фоминой Натальей Александровной
Научный руководитель:
к.п.н., доцент О.А. Михайленко
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей
1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях ………………………………………………………………….6
1.2. Специфика мотивации труда руководителей …………………....13
1.3. Влияние психических состояний на
трудовую деятельность ………………………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания
2.1. Организация и методики эмпирического
исследования
2.2. Анализ особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания ………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………43
Список литературы …………………………………………………….45
Приложение ……………………………………………………………...49
Введение
Анализ литературы свидетельствует о том, что в отечественной психологии проблема мотивации исследовались главным образом: а) в связи с деятельностью (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); б) в связи с проблемами личности (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Л.И. Анциферова, В.Г. Асеев, В.С. Мерлин) и в) в связи с установкой (Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили). Наиболее полное комплексное исследование мотивации выполнено Е.П. Ильиным.
Особый интерес представляет проблема трудовой мотивации в связи с тем, что деятельность человека, включенного в систему управленческих функций и целей организаций, тесно связана с мотивацией поведения.
Характер трудовой деятельности руководителей определяется высокой ответственность за дело и за других людей; высокой динамичностью и большим количеством служебных контактов; необходимостью быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям; высокими требованиями к самоконтролю и интерперсональной чувствительности, и приводит к эмоциональному профессиональному выгоранию. По данным многочисленных исследований – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительностью профессиональной напряжённости.
Актуальность исследования проблемы особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания определяется с одной стороны тем, что значительно увеличилось число работающих в руководящем составе, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в итоге сказывается на продуктивности их работы. А с другой стороны - отсутствием в научной литературе исследований, посвященных этой проблеме.
Целью дипломной работы является выявление особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Объект исследования: мотивация труда руководителей.
Предмет исследования: особенности мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Гипотеза: мотивация труда руководителей взаимосвязана с эмоциональным выгоранием.
Задачи исследования:
В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы :
При проверке гипотезы, в соответствии с задачами исследования нами применялся следующие методики:
1. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса
2. Методика «Диагностика
структуры мотивов трудовой
3. Методика «Мотив власти».
4. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.
Теоретическую базу исследования составили:
- принципы детерминизма, системности и развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и другие), способствовавшие созданию модели взаимосвязи эмоционального профессионального выгорания менеджеров и изменения в связи с этим их мотивации к трудовой деятельности;
- теоретические положения
деятельностного подхода,
- общие положения теории мотивации, обоснованные в трудах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; концепции мотивации деятельности П.Я. Гальперина, В.Н. Колбановского, В.Н. Мясищева, Ю.В. Шарова и др., а также основные теории мотивации трудовой деятельности зарубежных исследователей: Ф. Тейлора, Э. Мэйо, Ф. Херцберга, Д. Мак Грегора, Д. Мак Клелланда, Д. Аткинсона. А также исследования проблемы эмоционального выгорания проведенные Х. Фрейденбергом, Н.А. Аминовым, Д.В. Шпитальным, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Т.И.Рогинской.
Научная новизна работы состоит в том, что мы рассматривали эмоциональное выгорание как негативный фактор трудовой мотивации руководителей, т. к. исследований по данной проблематике в доступной литературе мы не обнаружили.
Практическая значимость работы определяется тем, что проблема влияния эмоционального выгорания руководителей на их мотивацию труда на данный момент слабо разработана.
Достоверность исследования подтверждается использованием апробированных в многочисленных экспериментальных исследованиях методик, достаточным объемом выборки и применением стандартизированных методов статистической обработки данных.
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей
1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях
Проблема мотивации
и мотивов поведения и
Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).
Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что в отечественной психологии проблемы мотивации исследовались главным образом: а) в связи с деятельностью (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); б) в связи с проблемами личности (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Л.И. Анциферова, В.Г. Асеев, В.С. Мерлин) и в) в связи с установкой (Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили). Наиболее полное комплексное исследование мотивации выполнено Е.П. Ильиным.
Исследования В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Е.А. Шумилина, В.Г. Леонтьева, С.Ю. Ликовой, Е.П. Ильина и др. указывают на то что мотивы тех или иных действий далеко не всегда осознаются людьми. Даже детальное описание мотивов своих действий человеком далеко не всегда дает ответ на вопрос о настоящих детерминантах тех или иных поступков.
Как говорил Л. С. Выготский, мотивация - это «психическая система», т. е. особый вид психических процессов, регулирующих человеческую деятельность (11). В отечественной и зарубежной психологии подходы к анализу мотивации не являются идентичными (9).
Наибольшее распространение в отечественной психологии получила концепция, основывающаяся на идее направленности личности. В основе ее лежит понимание системы побуждений, определяющих избирательность отношений и активность человека (9).
Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой деятельности, учебной, политической, спортивной и т.п.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.
Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Обозначение (название) мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему (наиболее выраженному) мотиватору. Такие мотивы можно назвать, пользуясь термином Л.С. Выготского, «однозначными», в отличие от «многозначных», в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение – притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные.
Другой подход к выделению и классификации мотивов – по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д. Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности.
Особый интерес представляют виды трудовой мотивации в связи с тем, что деятельность человека, включенного в систему управленческих функций и целей организаций, тесно связана с мотивацией поведения.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, по мнению Е. П. Ильина, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Рассмотрим те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом.
Первая группа причин – побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям, это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем.
Вторая группа причин – получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа причин – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а его природа такова, что он – не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других [17, с. 270].
Трудовая деятельность человека непосредственно связана с системой мотивационных сил. Мотивация труда, в свою очередь, находятся в сложном взаимодействии с другими факторами - ситуативными, индивидуальными. К ситуативным характеристикам относят организационные и социальные условия: количество работающего персонала, структура организации, психологический климат, эмоциональное состояние, отношения подчиненных к руководителю и т. п.
К индивидуальным характеристикам относятся интересы, склонности, желания, установки, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, коммуникабельность (47).
В психологии насчитывается не один десяток теорий мотивации, принадлежащих как отечественным, так и зарубежным авторам. В данной работе основное внимание отводится наиболее известным в практике управления мотивационным теориям зарубежных исследователей по монографии А.В.Карпова «Психология Менеджмента», изданной в 2005г.