Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Обработать полученные данные и провести анализ мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей
1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях ………………………………………………………………….6
1.2. Специфика мотивации труда руководителей …………………....13
1.3. Влияние психических состояний на трудовую деятельность …………………………………………………………………………………...21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания
2.1. Организация и методики эмпирического исследования …………………………..34
2.2. Анализ особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания ………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………43
Список литературы …………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию РФ

Сочинский государственный  университет туризма и курортного дела

Социально-педагогический факультет

Кафедра общей психологии

 

 

Допустить к защите

зав. кафедрой

__________________

«____» ____________2009г.

 

 

Дипломная работа

Особенности мотивации  труда у  руководителей с различной  степенью эмоционального выгорания

 

Работа выполнена студенткой:

специальности 030301 «Психология», гр. 04-П

Фоминой Натальей Александровной

Научный руководитель:

к.п.н., доцент О.А. Михайленко

 

Сочи – 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей

1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях ………………………………………………………………….6

1.2. Специфика мотивации труда руководителей …………………....13

1.3. Влияние психических состояний на трудовую деятельность …………………………………………………………………………………...21

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания

2.1. Организация и методики эмпирического исследования                                        …………………………..34

2.2. Анализ особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания ………………………………………...36

Заключение ………………………………………………………………43

Список литературы …………………………………………………….45

Приложение ……………………………………………………………...49

 

Введение

Анализ литературы свидетельствует о том, что в  отечественной психологии проблема мотивации исследовались главным образом: а) в связи с деятельностью (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); б) в связи с проблемами личности (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Л.И. Анциферова, В.Г. Асеев, В.С. Мерлин) и в) в связи с установкой (Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили). Наиболее полное комплексное исследование мотивации выполнено Е.П. Ильиным.

Особый интерес представляет проблема трудовой мотивации в связи с тем, что деятельность человека, включенного в систему управленческих функций и целей организаций, тесно связана с мотивацией поведения.

Характер трудовой деятельности руководителей определяется высокой ответственность за дело и за других людей; высокой динамичностью и большим количеством служебных контактов; необходимостью быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям; высокими требованиями к самоконтролю и интерперсональной чувствительности, и приводит к эмоциональному профессиональному выгоранию. По данным многочисленных исследований – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительностью профессиональной напряжённости.

Актуальность исследования проблемы особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания определяется с одной стороны тем, что значительно увеличилось число работающих в руководящем составе, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в итоге сказывается на продуктивности их работы. А с другой стороны - отсутствием в научной литературе исследований, посвященных этой проблеме.

Целью дипломной  работы является выявление особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.

Объект исследования: мотивация труда руководителей.  

Предмет исследования: особенности мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.

Гипотеза: мотивация труда руководителей взаимосвязана с эмоциональным выгоранием.

Задачи исследования:

    1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
    2. Провести эмпирическое исследование мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
    3. Обработать полученные данные и провести анализ мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы :

    1. метод теоретического анализа и обобщения;
    2. методы психологического исследования (тестирование, беседа);
    3. методы статистической обработки эмпирических данных.

При проверке гипотезы, в соответствии с задачами исследования нами применялся следующие методики:

1. Методика «Мотивация  к успеху» Т. Элерса

2. Методика «Диагностика  структуры мотивов трудовой деятельности»  Т.Л. Бадоева.

3. Методика «Мотив  власти».

4. Методика «Диагностика  уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.

Теоретическую базу исследования  составили:

- принципы детерминизма, системности и развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и другие), способствовавшие созданию модели взаимосвязи эмоционального профессионального выгорания менеджеров и  изменения в связи с этим их мотивации к трудовой деятельности;

- теоретические положения  деятельностного подхода, позволившие рассмотреть мотивацию как основную побудительную силу трудовой  деятельности;

- общие положения теории мотивации, обоснованные в трудах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; концепции мотивации деятельности П.Я. Гальперина, В.Н. Колбановского, В.Н. Мясищева, Ю.В. Шарова и др., а также основные теории мотивации трудовой деятельности зарубежных исследователей: Ф. Тейлора, Э. Мэйо, Ф. Херцберга, Д. Мак Грегора, Д. Мак Клелланда, Д. Аткинсона. А также исследования проблемы эмоционального выгорания проведенные Х. Фрейденбергом, Н.А. Аминовым, Д.В. Шпитальным, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, Т.И.Рогинской.

Научная новизна работы состоит в том, что мы рассматривали эмоциональное выгорание как негативный фактор трудовой мотивации руководителей, т. к. исследований по данной проблематике в доступной литературе мы не обнаружили.

Практическая значимость работы определяется тем, что проблема влияния эмоционального выгорания руководителей на их мотивацию труда на данный момент слабо разработана.

Достоверность исследования подтверждается использованием апробированных в многочисленных экспериментальных исследованиях методик, достаточным объемом выборки и применением стандартизированных методов статистической обработки данных.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей

1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях

Проблема мотивации  и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в  психологических исследованиях  деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегративные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития психологии, но и для решения многих практических задач»[30, с. 205]

Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что в отечественной психологии проблемы мотивации исследовались главным образом: а) в связи с деятельностью (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); б) в связи с проблемами личности (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Л.И. Анциферова, В.Г. Асеев, В.С. Мерлин) и в) в связи с установкой (Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили). Наиболее полное комплексное исследование мотивации выполнено Е.П. Ильиным.

Исследования В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Е.А. Шумилина, В.Г. Леонтьева, С.Ю. Ликовой, Е.П. Ильина и др. указывают на то что мотивы тех или иных действий далеко не всегда осознаются людьми. Даже детальное описание мотивов своих действий человеком далеко не всегда дает ответ на вопрос о настоящих детерминантах тех или иных поступков.

Как говорил Л. С. Выготский, мотивация - это «психическая система», т. е. особый вид психических процессов, регулирующих человеческую деятельность (11). В отечественной и зарубежной психологии подходы к анализу мотивации не являются идентичными (9).

Наибольшее распространение  в отечественной психологии получила концепция, основывающаяся на идее направленности личности. В основе ее лежит понимание системы побуждений, определяющих избирательность отношений и активность человека (9).

Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая  в них проявляется, формами, которые  они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой деятельности, учебной, политической, спортивной и т.п.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.

Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с  разных позиций. При этом выделение  мотивов и их классификация зависят  у многих авторов от того, как  они понимают сущность мотива. Обозначение (название) мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему (наиболее выраженному) мотиватору. Такие мотивы можно назвать, пользуясь термином Л.С. Выготского, «однозначными», в отличие от «многозначных», в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение – притягивающие и отталкивающие, приятные и неприятные.

Другой подход к выделению  и классификации мотивов –  по видам активности, проявляемой  человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д. Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности.

Особый интерес представляют виды трудовой мотивации в связи с тем, что деятельность человека, включенного в систему управленческих функций и целей организаций, тесно связана с мотивацией поведения.

         Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, по мнению Е. П. Ильина, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).

Рассмотрим те побудительные  причины, которые заставляют человека заниматься трудом.

Первая группа причин – побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости  приносить пользу обществу, это и  желание оказывать помощь другим людям, это и общественная установка  на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем.

Вторая группа причин – получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание  денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Третья группа причин – удовлетворение потребности в  самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а его природа такова, что он – не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе  относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других [17, с. 270].

Трудовая деятельность человека непосредственно связана  с системой мотивационных сил. Мотивация труда, в свою очередь, находятся в сложном взаимодействии с другими факторами - ситуативными, индивидуальными. К ситуативным характеристикам относят организационные и социальные условия: количество работающего персонала, структура организации, психологический климат, эмоциональное состояние, отношения подчиненных к руководителю и т. п. 

К индивидуальным характеристикам  относятся интересы, склонности, желания, установки, знания, умения, навыки, уровень  интеллекта, коммуникабельность (47).

В психологии насчитывается  не один десяток теорий мотивации, принадлежащих как отечественным, так и зарубежным авторам. В данной работе основное внимание отводится наиболее известным в практике управления мотивационным теориям зарубежных исследователей по монографии А.В.Карпова «Психология Менеджмента», изданной в 2005г.

Информация о работе Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания