Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания. Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Обработать полученные данные и провести анализ мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей
1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях …………………….6
1.2. Специфика мотивации труда руководителей …………………....13
1.3. Влияние психических состояний на трудовую деятельность ………………………...21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания
2.1. Организация и методики эмпирического исследования …………………………..34
2.2. Анализ особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания ………...36
Заключение ………………………………………………………………43
Список литературы …………………………………………………….45
Приложение ……………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными  переживаниями, усиливает мотивацию и повышает эффективность труда.

В контексте  обозначенной проблематики особого  внимания заслуживает рассмотрение психических состояний в связи с мотивацией трудовой деятельности.

Подойдем  к проблеме соотношений эмоционального состояния и мотивации как психологическим конструкциям, обеспечивающим взаимодействия индивида с окружающей действительностью. С.Л. Рубинштейн в книге «Бытие и сознание» сформулировал мысль о том, что психическая деятельность не только отражает действительность, но и верифицирует отражаемые явления и обеспечивает тем самым регуляцию поведения. Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер и Б.Ф. Ломов рассматривали функционирование чувственного образа действительности и предложенный ими способ анализа перцептивных (отраженных) процессов и состояний как совокупность и взаимодействие функциональных, операционных, мотивационных составляющих [36].

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак  наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности[39., с. 115].

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее  под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической  активности - необходимые условия  выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное  напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных  условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального  напряжения физиологических и психических  функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия[39., с. 127].

Напряжения  могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые  преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное  напряжение - напряжение, вызванное  частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана  обслуживания, обусловленное высокой  плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных  систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации.

Физическое  напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное  конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением  прочих видов.

Напряжение  психических состояний, возникающих  в трудовой деятельности вообще, и  эмоциональное напряжение в частности, может приводить к эмоциональному выгоранию, что по нашей гипотезе связано с мотивацией трудовой деятельности руководителей. Состоянию эмоционального выгорания мы уделяем в своем исследовании особое внимание [39., с. 134].

Синдром эмоционального выгорания, как психологический  феномен, всё больше привлекает внимание теоретиков и практиков в разных отраслях психологии.  Впервые на проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб. Проведённые исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений [36].    В зарубежной научной литературе появился термин «бессильный помощник» (Шмитбауер В., 1977), описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях [39].

В современной российской психологической теории и практике интерес к синдрому «выгорания»  вызван тем, что значительно увеличилось  число работающих, которые ощущают  себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в итоге сказывается на продуктивности работы.

  В научной периодической  и методической литературе появились  многочисленные теоретические и  эмпирические исследования, посвящённые  данной проблематике. Неоднозначность  трактовки феномена «выгорания» в зарубежных и отечественных источниках обращает внимание на необходимость глубокого теоретического анализа природы данного состояния и грамотного наименования его в отечественной научной литературе. Это важно, прежде всего, для методологического понимания данного феномена и обоснования стратегии выбора методов и методик исследования по данной проблематике.

Абсолютное большинство  авторов считают, что впервые  этот синдром описал американский психиатр Х.Фрейденбергер в 1974 году [3,7,8,10,34,42,51]. Слово burnout – выгорание использовали для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включённостью в эмоционально напряжённые и значимые ситуации. Синдром «выгорания» берёт свое начало в хроническом последовательном напряжении или эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми.

Наиболее часто выгорание  рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающие в следствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» ряд авторов обозначает как профессиональное выгорание, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов[7,10,33,34,51]. Но психическое выгорание более широкое понятие, включающее и личностные (например, семейные) и профессиональные причины. Следовательно, психическое выгорание и профессиональное выгорание – это разные понятия. Скорее профессиональное выгорание – одно из составляющих психического выгорания.

Профессиональное выгорание  не связано с неудовлетворённостью качествами личной жизни, скорее условия  труда, моральная оценка и личностные профессиональные характеристики являются более объективными показателями данного состояния. Одна из распространённых причин  выгорания, как отмечают исследователи [6] ,- отсутствие обратной связи от большинства реципиентов или её негативный характер. Поэтому выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапертов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе.

Кроме того, ряд авторов  обращают внимание только на эмоциональное выгорание, тогда как профессиональное выгорание по данным многочисленных исследований – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительностью профессиональной напряжённости.

К настоящему времени синдром профессионального выгорания включает более 100 симптомов[33]. Несмотря на многочисленные публикации по этой проблематике, большинство из них носит описательный характер (Маслач К. и Джексон С. (1981)).  К наиболее характерным проявлениям синдрома «выгорания» относят: чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил, дегуманизация как тенденция к циничности и негативизму по отношению к зависимым лицам (пациента, клиентам, подчинённым, учащимся), негативное самовосприятие в профессиональном плане (редуцирование личностных достижений или обязанностей) [10,33,42,51].

Наиболее полное определение  профессионального выгорания в  результате проделанного контент-анализа  предлагают Перлман и Хартман [42]. Данные авторы рассматриваю это состояние как ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента:

  • эмоциональное и/или физическое истощение;
  • снижение рабочей продуктивности;
  • деперсонализация или дегуманизация межличностных отношений.

По мнению Н.Е.Водопьяновой [10] к профессиональным факторам риска выгорания относятся: когнитивно-сложные коммуникации; эмоционально-насыщенное деловое общение; высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности; высокая ответственность за дело и за других людей; высокая динамичность и большое количество служебных контактов; необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям; высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.

Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания выделяют и экзистенциальные факторы [33]: нереализованные жизненные и профессиональные ожидания; неудовлетворённость самоактуализацией; неудовлетворённость достигнутыми результатами; разочарование в других людях или в избранном деле; обесценивание и потеря смысла своих усилий; переживание одиночества; ощущение бессмысленности активной деятельности.

Симптомы профессионального  выгорания указывают на характерные  черты длительного стресса и  психической перегрузки, которые  приводят или могут приводить  к полной дезинтеграции различных  психических сфер, и, прежде всего, - эмоциональной.

    Т.И. Рогинская указывает, что развитие синдрома носит стадиальный характер [42]. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнения профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Автор отмечает, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Согласно концепции М. Буриша в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз [33]:

  • предупреждающая фаза;
  • фаза снижение уровня собственного участия в трудовой деятельности;
  • фаза развития эмоциональных реакций;
  • фаза деструктивного поведения;
  • фаза развития психосоматических реакций;
  • фаза разочарования в трудовой деятельности.

Анализируя динамику развития синдрома можно отметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и отсутствию перспектив профессионального развития. Это происходит в случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением (моральным или материальным) трудовой деятельности, что влечёт за собой первые симптомы профессионального выгорания. Поведение личности в соответствии с требованиями трудовой среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют три основные сферы:

    -    трудовая активность;

  • психическая устойчивость и стратеги преодоления проблемных ситуаций;
  • эмоциональное отношение к работе. 

 Как считает Рогинская, трудовая активность выражается в категориях субъективного значения деятельности, профессиональных притязаний, готовности к энергетическим затратам, стремлению к совершенству при выполнении заданий, а также способности сохранять дистанцию между личностной и трудовой сферами. В случае если субъективные ожидания специалиста вступают в конфликт с объективным результатом деятельности, возникает риск появления первых симптомов психической перегрузки организма и как следствие – синдрома профессионального выгорания.

    В работах  отечественных исследователей [7,10,34] возникает вопрос об определении места данного феномена в структуре других понятий, сопровождающих специфику профессионального развития личности. Основываясь на выводах В.В.Бойко, Н.Е.Водопьяновой, В.Е.Орла можно предположить, что существует линейная связь в динамике развития синдрома хронической усталости, хронического профессионального стресса, которые приводят к состоянию профессионального выгорания. Постепенное развитие синдрома и отсутствие навыков выхода из данного состояния приводит к различным видам профессиональной деформации и как следствие, к профессиональной дезадаптации специалиста.

Исследования последних  лет указывают на распространение  выгорания на профессионалов  «несоциальной  сферы» - у представителей профессий  инженерного труда, руководителей, сферы обслуживания, а так же у военнослужащих различных родов войск [31].

Большинство российских и зарубежных психологов считают  профессиональное выгорание обратимым  процессом, хотя некоторые авторы (Аминов Н.А., Шпитальный Д.В., Форманюк Т.В.) используют термин «сгорание» и тем самым  либо подчёркивают необратимость последствий, либо неуместно рассматривают данные слова как синонимы [2,51]. Употребление именно термина «выгорание» является принципиально значимым для профессионального психолога на основании возможных вариантов благополучного выхода из данного состояния.

Информация о работе Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания