Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания. Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Провести эмпирическое исследование мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.
Обработать полученные данные и провести анализ мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации труда руководителей
1.1. Проблема мотивации труда в отечественных и зарубежных исследованиях …………………….6
1.2. Специфика мотивации труда руководителей …………………....13
1.3. Влияние психических состояний на трудовую деятельность ………………………...21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания
2.1. Организация и методики эмпирического исследования …………………………..34
2.2. Анализ особенностей мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания ………...36
Заключение ………………………………………………………………43
Список литературы …………………………………………………….45
Приложение ……………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

С целью проверки выдвинутой гипотезы мы подвергли полученные данные эмпирического исследования вторичной математической обработке.

Одним из распространенных приемов статистического способа  обработки полученных результатов  в психологических исследованиях  является коэффициент ранговой корреляции.

Мы посчитали возможным  использование коэффициента ранговой корреляции, так как показатели, полученные в дипломной работе относятся  к порядковым, а не к интервальным шкалам. В этом случае для того, чтобы  выявить степень близости ранговых рядов, и используется статистический прием вычисления коэффициента ранговой корреляции.    

Коэффициент корреляции мы использовали для того, чтобы  выяснить, существует ли взаимосвязь  между эмоциональным выгоранием и мотивацией труда руководителей.

Таким образом, в нашем  варианте, для сравнения порядковых величин показателей анализируемых  категорий наиболее корректно было использование коэффициента ранговой корреляции по Пирсону, который мы рассчитывали с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Формула ранговой корреляции по Пирсрну такова:

 

где: x - индивидуальные значения первого показателя,

      y -  индивидуальные значения второго показателя,

     - среднее значение показателя

      σx - среднее квадратичное отклонение для первого показателя

      σy - среднее квадратичное отклонение для второго показателя

Значение коэффициента корреляции изменяется по оси значимости по таблицам А.Д.Наследова от 5% значения = 0,32 до 1% значения =0,41 для выборки испытуемых 38 человек.

Если значение полученного  коэффициента для численности выборки 38 оказывается меньше, чем 0,32, то корреляция между рядами показателей отсутствует. Если значение показателя коэффициента корреляции оказывается в промежутке между 0,32 и 0,41, то это выявляет наличие корреляции между рядами анализируемых показателей. Если значение коэффициента корреляции превышает 0,41, то это указывает на наличие значимой корреляции между рядами анализируемых данных. Если коэффициент корреляции имеет отрицательное значение, то это указывает на обратно пропорциональную зависимость значений показателей.

Для того, чтобы установить взаимосвязь мотивации к успеху руководителей со степенью эмоционального выгорания мы занесли показатели исследуемых явлений из сводной таблицы в программу Microsoft Excel и получили значение коэффициента ранговой корреляции по Пирсону r = - 0,3863. Что для выборки равной 38 испытуемых находится в промежутке между 0,32 и 0,41, что  выявляет наличие корреляции между рядами анализируемых показателей. При этом коэффициент корреляции имеет отрицательное значение, что позволяет говорить об обратно пропорциональной взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и мотивацией к успеху у обследованных руководителей.

Полученный коэффициент корреляции подтверждает предположение, выдвинутое в гипотезе нашего дипломного исследования о том, что мотивация труда руководителей взаимосвязана с эмоциональным выгоранием.

Для того, чтобы установить взаимосвязь удовлетворенности трудом руководителей со степенью эмоционального выгорания мы занесли данные исследуемых явлений из сводной таблицы в программу Microsoft Excel и получили значение коэффициента ранговой корреляции по Пирсону r = - 0,32

Что для выборки равной 38 испытуемых находится в промежутке между 0,32 и 0,41, что выявляет наличие корреляции между рядами анализируемых показателей. При этом коэффициент корреляции имеет отрицательное значение, что позволяет говорить об обратно пропорциональной взаимосвязи между удовлетворенностью трудом у обследованных руководителей с эмоциональным выгоранием.

Для того, чтобы установить взаимосвязь мотива власти руководителей со степенью эмоционального выгорания мы занесли данные исследуемых явлений из сводной таблицы в программу Microsoft Excel и получили значение коэффициента ранговой корреляции по Пирсону r = 0,1435.

Значение полученного  коэффициента для численности выборки 38 оказалось меньше, чем 0,32, что указывает  на отсутствие корреляции корреляция между рядами анализируемых показателей, и позволяет говорить об отсутствии взаимосвязи между мотивом власти у обследованных руководителей и степенью эмоционального выгорания.

 Полученные коэффициенты корреляции подтверждают предположение, выдвинутое в гипотезе о том, что мотивация труда руководителей взаимосвязана с эмоциональным выгоранием по двум составляющим мотивацию труда – стремлением к успеху и удовлетворенности трудом. Коэффициент корреляции между степенью эмоционального выгорания и стремление к власти не выявляет между ними взаимосвязи. Мы предполагаем, что, во-первых, стремление к власти может проявляться как компенсаторное явление при эмоциональном выгорании, и при повышении показателя эмоционального выгорания может повышаться показатель стремления к власти. А во-вторых, у руководителей с высокой степенью эмоционального выгорания может возникнуть апатия и понижение стремления к власти, и, таким образом однозначная взаимосвязь отсутствует. Полагаем, что этот вопрос может стать предметом дальнейшего исследования в области изучения специфики мотивации труда руководителей, вероятно, здесь придется рассматривать личностные особенности руководителей, как фактор реакции на эмоциональное выгорание и изменение показателя мотивации к власти.

Таким образом, задача анализа  мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания нами выполнена.

В результате проведенного анализа нами установлено, что существует значимая, обратно пропорциональная взаимосвязь между показателями степени эмоционального выгорания и мотивацией к успеху (r = - 0,38); что существует значимая, обратно пропорциональная взаимосвязь между показателями степени эмоционального выгорания и мотивацией к успеху (r = - 0,32); что отсутствует значимая взаимосвязь между показателями степени эмоционального выгорания и мотивацией к власти (r = 0,14).

Таким образом, цель нашего дипломного исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.  

 

 

Заключение

На основании теоретического анализа мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания мы определили наиболее важные, в контексте нашего исследования, теоретические положения:

    1. Трудовая деятельность человека непосредственно связана с системой мотивационных сил. Мотивация труда, в свою очередь, находятся в сложном взаимодействии с другими факторами.
    2. Специфика мотивации управленческой деятельности проявляется в одной из наиболее важных психологических закономерностей: чем более сложной и интеллектуально насыщенной является деятельность, тем большую роль в ее организации играют мотивационные процессы и факторы.
    3. Специфическая мотивация труда руководителей - мотивация достижения базируется на потребностях во власти,  успехе и субъективной удовлетворенности трудом.
    4. Для эффективности трудовой деятельности имеет значение психическое состояние мотивации. Напряжение психических состояний, возникающих в трудовой деятельности вообще, и эмоциональное напряжение в частности, может приводить к эмоциональному выгоранию, однако эмпирических данных о взаимосвязи мотивации труда руководителей со степенью эмоционального выгорания в литературе явно не достаточно.

Целью нашего дипломного исследования было изучить мотивацию труда руководителей со степенью эмоционального выгорания. В качестве специфических составляющих мотивацию труда руководителей мы взяли мотивацию к успеху, потребность в удовлетворенности трудом и стремление к власти и сделали краткое описание этих понятий в первой главе.

Эмпирическое исследование мотивации труда руководителей со степенью эмоционального выгорания проведенное на выборке 38 руководителей ООО «Сочинский мясокомбинат» показало,  что:

    1. специфика мотивации труда руководителей определяется в основном двумя типами потребностей: во власти и в успехе, которые влияют и на склонность личности к управленческой деятельности, и на ее успешность. Именно на этих двух потребностях базируется специфическая мотивация труда руководителей – мотивация достижения;
    2. существует значимая, обратно пропорциональная взаимосвязь между показателями степени эмоционального выгорания и мотивацией к успеху (r = - 0,38);
    3. существует значимая, обратно пропорциональная взаимосвязь между показателями степени эмоционального выгорания и мотивацией к успеху (r = - 0,32);
    4. отсутствует значимая взаимосвязь между показателями степени эмоционального выгорания и мотивацией к власти (r = 0,14).

Таким образом, поставленные задачи выполнены, гипотеза частично подтвердилась и наше исследование мотивации труда руководителей с различной степенью эмоционального выгорания завершено.

 

Список литературы

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: «Мысль», 1978. – 158 с.
  2. Аминов Н.А., Шпитальный Д.В. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации //Профессиональный потенциал. –2 002.-№1,2.
  3. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф. Осязание в процессах познания и труда. – М., 1959.
  4. Богданова С.И. Психология. – М.: Проспект, 2001. – 198 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:  Просвещение, 1968.
  6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. М., 1996.
  7. Бойко В.В. Энергия эмоций. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. —474 с.
  8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
  9. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд. МГУ, 1991.
  10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. Психология менеджмента //Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб..2002.
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические произведения. – М., 1953.
  12. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. - М.:    Дело, 1991.
  13. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 1998.
  14. Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости // Проблемы личности. – М., 1969.
  15. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 73 – 79.
  16. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990.
  17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512с.
  18. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 584с.
  19. Кикнадзе Д.И. Потребность, поведение, воспитание. – М., 1969.
  20. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1965.
  21. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный. / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1973.
  22. Ковалев В.И. Мотивы, поведение и деятельность. – М., 1988. – 320 с.
  23. Корнилов К.Н. Психология. – М., 1965. – 605 с.
  24. Колбановский В.Н. Роль потребностей в формировании личности // Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. М., 1991.
  26. Кузин В.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1982.
  27. Куницина В.Н. Потребности и мотивы личности // Психология. – М.: Проспект, 2001. – С. 188 -195.
  28. Леонова А.Б. Психодиагностика  функциональных состояний человека. М., 1984.
  29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 385 с.
  31. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  32. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, Евразия, 1997.
  33. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учеб. пособие. - СПб., 2002.
  34. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы  //Психологический журнал, 2001, том 22, №1. с.90-101.
  35. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
  36. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977. С. 98-110.
  37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.  – М., 2000.
  38. Производительность труда «белых воротничков» / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989.
  39. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.,2001.
  40. Психологический словарь. С. 287-288.
  41. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.
  42. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал, 2002, том 23, №3, с. 85-95.
  43. Розум С.И. Деятельность и способности // Психология и педагогика. – СПб., 2001. – С. 175 – 194.
  44. Рубинштейн С.Л. Общая психология. – М., 1946. – 461 с.
  45. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.
  46. Тихомиров О.К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии. – М., 1977.
  47. Уразаева В. А. (Розанова В. А.). Мотивация руководителей в новых условиях хозяйствования. Текст лекции. - М.: АНХ при СМ СССР, 1989.
  48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб.: Питер, 1997. – 606 с.
  49. Чхартишвили Ш.Н. Проблема мотивации волевого поведения. – Тбилиси, 1958.
  50. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. – Ташкент, 1987.
  51. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания, как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии, 1994, №6, с. 54-67.
  52. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей личности. – Новосибирск, 1970. – 104 с.
  53. Эпштейн С. И. Индустриальная социология в США. — М.: Изд-во

политической литературы, 1972.

  1. Якобсон П.М. Общая психология. – М. 1970. – 368 с.
  2. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

       

 

 Регистрационный бланк к методике «Мотивация к успеху»

 

Пожалуйста, укажите свои Ф.И.О, пол, возраст, стаж работы, должность___________________________________________________________________________________________________________________________          

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответов знак «+» (да), при несогласии – знак «-» (нет).

Текст опросника

1. Когда имеется выбор  между двумя вариантами, его лучше  сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь,  когда замечаю, что не могу  на все сто процентов выполнить  задание.

3. Когда я работаю,  это выглядит так, будто я  все ставлю на карту.

4. Когда возникает  проблемная ситуация, я чаще всего  принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два  дня подряд нет дела, я теряю  покой.

6. В некоторые дни  мои успехи ниже средних.

7. По отношению к  себе я более стог, чем по  отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь  от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы  я нуждаюсь в небольших паузах  для отдыха.

11. Усердие- это основная  моя черта.

12. Мои достижения в  труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует  меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои  коллеги считают меня дельным  человеком.

16. Препятствия делают  мои решения более твердыми.

17. На моем честолюбии  легко сыграть.

18. Обычно заметно, когда я работаю без вдохновения.

19. При выполнении работы  я не рассчитываю на помощь  других.

20. Иногда я откладываю  то, что должен был сделать  сейчас.

21. Нужно полагаться  только на самого себя.

22. В жизни мало вещей,  более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне  предстоит выполнить важное задание,  я ни о чем не думаю.

Информация о работе Особенности мотивации труда у руководителей с различной степенью эмоционального выгорания