Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:52, курсовая работа
Основная гипотеза курсовой работы – лица страдающие ревматоидным артритом имеют мотивационный компонент ВКБ неадаптивного характера.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Выделение основных аспектов мотивационно–поведенческой сферы в состоянии болезни;
2. Определение особенностей формирования мотивационного компонента ВКБ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
1.1 Основные аспекты изучения мотивационно–поведенческой сферы в состоянии болезни…………………………………………………………………
1.2 Особенности формирования мотивационного компонента ВКБ………………………………………………………….....................................
1.3 Ревматоидный артрит как психосоматическое заболевание………………..
1.3.1 Клинические аспекты ревматоидного артрита…………………………….
1.3.2 Психосоматические аспекты ревматоидного артрита……………………..
1.4 Психосоматические особенности и аспекты мотивационного компонента ВКБ у больных с ревматоидным артритом………………………………………
1.5 Понятие приверженности к лечению хронических заболеваний. Аспекты приверженности терапии у больных с ревматоидным артритом……….……..
1.6 Психодиагностические подходы к изучению мотивационного компонента ВКБ при ревматоидном артрите…………………………………………………..
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно–Уральский государственный университет»
Факультет «Психология»
Кафедра «Клиническая психология»
Допустить к защите
Заведующий кафедрой
__________________М.А. Беребин
__________________ 2011 г.
Особенности мотивационного компонента ВКБ и приверженности к терапии у больных с ревматоидным артритом
Пояснительная записка
к курсовой работе
ЮУрГУ–03030068.08.2011.ПЗ КР
Нормоконтролер, к.п.н. Руководитель работы,
преподаватель кафедры к.м.н., доцент кафедры
клинической психологии клинической психологии
____________________А.В.
____________________2011 г.
Автор работы
студентка группы ПМЗ–206
___________________ Щербак Н.В.
________________ 2011 г.
Работа защищена
с оценкой
_____________________
_________________ 2011 г.
Челябинск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
2 |
1.1 Основные аспекты
изучения мотивационно– |
4 |
1.2 Особенности формирования мотивационного
компонента ВКБ…………………………………………………………..... |
7 |
1.3 Ревматоидный артрит
как психосоматическое |
9 |
1.3.1 Клинические аспекты ревматоидного артрита……………………………. |
9 |
1.3.2 Психосоматические аспекты ревматоидного артрита…………………….. |
14 |
1.4 Психосоматические
особенности и аспекты |
19 |
1.5 Понятие приверженности к лечению хронических заболеваний. Аспекты приверженности терапии у больных с ревматоидным артритом……….…….. |
24 |
1.6 Психодиагностические
подходы к изучению |
28 |
ВЫВОДЫ……………………………………………………………… |
31 |
заключение…………………………………………………… |
34 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. |
36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………… |
39 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………… |
40 |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, несмотря на разработку эффективных методов лечения и реабилитации, ревматоидный артрит остается серьезной медико–социальной проблемой в связи с большой распространенностью в популяции, прогрессирующим течением, высокой частотой поражения лиц трудоспособного возраста, рано возникающим снижением функциональных способностей, потерей профессиональных и социальных навыков, значительной инвалидизацией больных.
Изучение особенностей внутренней картины болезни (ВКБ) при хроническом ревматоидном артрите, в частности, ее мотивационного компонента, является важным при определении психотерапевтических мишеней с целью формирования приверженности лечению и повышению эффективности терапии. В настоящее время вопрос мотивационного компонента ВКБ является недостаточно проработанным в теоретических исследованиях, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы – выявление особенностей мотивационного компонента ВКБ и особенностей приверженности к терапии у больных ревматоидным артритом по анализу литературных источников.
Объектом исследования является ВКБ больных хроническим ревматоидным артритом.
Предметом исследования являются элементы мотивационного компонента ВКБ.
Основная гипотеза курсовой работы – лица страдающие ревматоидным артритом имеют мотивационный компонент ВКБ неадаптивного характера.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Новизна и научная ценность данной работы заключается в учете фактора нозологической специфичности при изучении особенностей структуры мотивационного компонента ВКБ и его связи с приверженностью к лечению больных ревматоидным артритом.
Любая хроническая болезнь,
независимо от того, какова ее биологическая
природа, какой орган или функциональные
системы оказываются
Болезнь как событие человеческой жизни получает те или иные смысловые характеристики, т.е. свой личностный статус. При психосоматическом заболевании большое значение имеет своеобразие личностных черт пациентов в общей измененной для человека ситуации – ситуации болезни.
Таким образом, на развитие, течение и лечение хронического заболевания, оказывают влияние не только выраженность органических и функциональных нарушений, но и особенности личности, степень осознания и переживания болезни [6].
Основу анализа личности больного должен составлять анализ мотивов ведущих деятельностей: их содержания, степени иерархизованности, общего профиля мотивационной сферы [7].
Немов Р.С. отмечает, что «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого–либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры и методов ее изучения. Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно–смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
Чтобы понять, какое место в системе мотивов пациента занимает феномен болезни, рассмотрим понятие «мотивация» в свете различных теорий.
В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным со знаниями и сознанием человека. Наиболее часто употребимыми в соответствующих теориях являются понятия когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний.
Побуждение к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Одним из первых обратил внимание на данный фактор и исследовал его, разработав соответствующую теорию, Л. Фестингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, дисбаланса индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс, субъект активно избегает ситуаций, способных его породить.
Уменьшить возникший диссонанс можно одним из трех способов:
1. Изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому;
2. Добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой и более согласованной;
3. Уменьшить значимость для человека несогласующихся между собой знаний.
Наиболее выраженное
мотивационное влияние на человека
когнитивный диссонанс
Одной из авторитетных отечественных теорий является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается – разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность – упорядоченный набор целей.
Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей. Согласно теории Леонтьева, иерархизованная система деятельностей и связанных с ней мотивов является основой личности. В течение жизни человека формируется определенная система мотивов и потребностей. Феномен болезни является значимым событием в жизни человека, поэтому факт возникновения и течения болезни, попадая в эту систему, наполняется для каждого человека уникальным личностным смыслом.
В настоящее время наиболее комплексным подходом к изучению возникновения, течения и терапии заболеваний является психосоматический подход. Этот подход дает возможность наиболее глубоко и комплексно изучить роль личностных особенностей больного тем или иным заболеванием в структуре развития болезни.
Центральным ядром психосоматического подхода является понятие внутренней картины болезни (ВКБ).
Любое соматическое и большинство психических заболеваний, помимо своего объективного содержания, которое выявляется при клиническом и параклиническом обследовании больного, имеет еще и субъективное содержание. Первое представляет собой категорию физического, биологического порядка. Второе – категорию психологическую или психопатологическую и отражает субъективные особенности человеческой личности. Речь при этом идет о проекции объективной реальности болезни в самосознание больного, о субъективном восприятии и переживании больным своего страдания, о понимании его причин, возможных следствий, об отношении к процессу лечения и т.д. Весь комплекс психических реакций личности больного на болезнь принято называть внутренней картиной болезни.
Если объективное содержание
клинической картины болезни
определяется объективно действующими
причинами и биологическими закономерностями,
включающими понятия этиологии,
патогенеза, биохимические и морфологически
Кроме того, в силу целого ряда объективных причин, соматическое заболевание может нарушать или изменять мозговую деятельность и психическое функционирование, что, в свою очередь, также приводит к искажениям самооценки больным самого себя и своей болезни.