Особенности общения детей разных типов темперамента со сверстниками. Дети-холерики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности общения детей холерического темперамента со сверстниками.
Задачи исследования:
Проанализировать научные источники по изучаемой проблеме
Дать определение темперамента, его типы и свойства
Дать характеристику детей-холериков
Дать рекомендации родителям по воспитанию детей-холериков

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
§1. Понятие, определение, компоненты темперамента………………5
Психологическая характеристика типов темперамента ………………6
Характеристика детей с разными типами темперамента……………..12
§2. Особенности общения дошкольников со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте…………………………………………..…17
§ 3. Особенности общения холериков…………………………………19
Рекомендации родителям по воспитанию детей холериков…….……21
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………….……………………25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 курс.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Особенности общения  детей разных типов темперамента со сверстниками. Дети-холерики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

§1. Понятие, определение, компоненты  темперамента………………5

Психологическая характеристика типов  темперамента ………………6

Характеристика детей с разными  типами темперамента……………..12                 

§2. Особенности общения дошкольников со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте…………………………………………..…17

§ 3. Особенности общения холериков…………………………………19

Рекомендации родителям по воспитанию детей холериков…….……21

Заключение………………………………………………………………24

Список  использованной  литературы…………….……………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Он характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка с взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности.

Причины для проведения исследования особенностей общения дошкольников разного темперамента серьёзны и актуальны, так как развитие благоприятного общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Несформированность способности  к общению в детстве, негативно  влияет на дальнейшую социализацию взрослого  человека. Но именно на этом этапе есть возможность преодолеть различные  деформации в межличностных отношениях.

Вопросы о развитии личности ребенка  в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических  процессов, а также о том, насколько  комфортно чувствует он себя в  группе детского сада, очень важны  и актуальны, поскольку группа детского сада - это первое звено в системе  общественного воспитания и образования  детей. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и  от детского сада зависит то, насколько  ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых  взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление  отношений в детском коллективе и т.д. важные и актуальные проблемы.

Приход ребенка в детский  сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок- взрослый. Теперь эти  связи дополняются отношениями  ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного  детства.

Кроме того, важна для практики воспитания разработка специальных  экспериментальных приемов, помогающих обнаружить систему скрытых избирательных  отношений в группе детского сада. В то же время психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка  и его взаимоотношений с другими  детьми, необходимость знания того, какими должны быть контакты с ровесниками  у детей разного возраста и  что должно лежать в их основе. Недостаточная разработанность этой важной научной проблемы, а также нужды практики воспитания детей делают актуальным особенности общения дошкольников разного темперамента 3-4 лет, как для понимания природы и особенности коммуникативной деятельности с ровесниками у детей разного возраста, так и для разработки научно обоснованных методов их воспитания.

Работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им свойств  личности, а именно темперамента. Зная эти особенности, педагог будет грамотно управлять процессами воспитания и развития личности, избегая в процессе воспитания многих ошибок.

Вопросы о темпераменте волновал и  продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как  Р. С. Немов, В. С. Мерлин,  Е. Н. Рогов и другие. Разные подходы к изучению темперамента отражены во многих работах. Среди этих подходов  можно выделить объяснение сущности темперамента, как соотношение процессов возбуждения и торможения (И. П. Павлов), либо изучение частных проявлений темперамента  (В. С. Мерлин). 

Объект исследования – особенности  общения детей разных типов темперамента.

Предмет исследования – типы темперамента детей.

Цель исследования – раскрыть особенности  общения детей холерического  темперамента со сверстниками.

Задачи исследования:

Проанализировать научные источники  по изучаемой проблеме

  • Дать определение темперамента, его типы и свойства
  • Дать характеристику детей-холериков
  • Дать рекомендации родителям по воспитанию детей-холериков

Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Определение, понятие, компоненты темперамента

Темперамент – (от лат. Тemperamentum соотношение частей, пропорция) Совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью  основных свойств нервной системы.

Различия в темпераменте – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. 

Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения.

В то же время темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества. Здесь мы в состоянии самостоятельно развить наши задатки, превратить их в способности, или забыть о них.

Способность делать выбор и брать на себя ответственность за него – это показатели развитой личности, а не проявление характеристик темперамента. Знание своего типа темперамента во многом упрощает процесс познания себя, принятия своих проявлений и, как следствие, выбора собственного стиля жизни.

Темперамент человека – качество биологическое, врожденное,  а не приобретённое. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. Коррекция - это наша подстройка под требования социума (окружающего мира, общества ) с целью более эффективного и успешного существования.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика.

Нет ни плохих, ни хороших темпераментов. У каждого свои плюсы и минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером.

Доброта и жестокость,

Трудолюбие и лень,

Аккуратность и неряшливость  - все это черты характера, которые  не заложены от природы, а формируются  на протяжении всей жизни.

Умным или глупым,

Честным или лживым,

Талантливым или бездарным может  быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от темперамента, а от знаний, умений, навыков, направленности личности, способностей.

 

Основные компоненты темперамента.

  1. Общая психическая активность.
    • Стремление личности к самовыражению
    • Эффективному усвоению и преобразованию внешней действительности
    • Интеллектуальные и характерологические особенности, комплекс отношений и мотивов
  1. Моторика
    • Быстрота
    • Сила
    • Резкость
    • Ритм
    • Амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.
  1. Эмоциональность
    • Впечатлительность – восприимчивость человека, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.
    • Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.
    • Эмоциональная лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние, или происходит смена одного переживания другим.

Различие по темпераментам –  это различие не по уровню возможностей психики, а только по своеобразию  ее проявления.

Задача воспитателя не в том, чтобы переделать темперамент  - это невозможно, а в том, чтобы путём систем работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно освобождаться от тех отрицательных моментов, которые связаны с данным темпераментом.

Психологическая характеристика типов темперамента

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается  с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с  людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой  и жестами. Но этот темперамент характеризуется  некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние  активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть, или замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Душевные свойства сангвиника: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства, но привычки отличаются непостоянством. Есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях. Уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца.

«Подавляющая масса французов - сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка» - считает классик французской литературы.

Считается, что сангвинический темперамент  деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще  недавно его очень волновало  и притягивало к себе. Сангвиник  много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием  вступает в контакты с незнакомыми  людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Сангвиник:

1)весел и жизнерадостен

2) энергичен и деловит

3) часто не доводит начатое дело до конца

4) склонен переоценивать себя

5) способен быстро схватывать новое

6) неустойчив в интересах и  склонностях

7) легко переживает неудачи и неприятности

8) легко приспосабливается к разным обстоятельствам

9) с увлечением берется за новое дело

10) быстро остывает, если дело перестает его интересовать

11) быстро включается в новую работу и быстро переключается на другую;

12) тяготится однообразием, будничной  кропотливой работой; 

13) общителен и отзывчив. Не чувствует скованности с новыми для него людьми

14) вынослив и работоспособен

15) обладает громкой, быстрой,  отчетливой речью, сопровождающейся  живыми жестами и выразительной мимикой

16) сохраняет самообладание в  неожиданной и сложной остановке

17)обладает всегда бодрым настроением

18) быстро засыпает и пробуждается

19)часто несобран и проявляет поспешность в решениях

20) склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться

В классической психологии сангвинический темперамент считается наиболее привлекательным. С ним можно  поговорить, не опасаясь конфликта, можно  высказать ему все, что у тебя на уме, не боясь, что он после этого  пойдёт топиться в речке. Сангвиник  быстро устанавливает контакт с  посторонними и комфортно себя чувствует в незнакомой компании.

Он активный деятель, правда, лишь тогда, когда у него есть цель, некое  важное и интересное  дело. Мнение сангвиников относительно их окружения  неустойчиво. Им интересны новые  знакомые, а вот старые товарищи часто страдают от их невнимания. Вы почти всегда знаете, что от него ожидать. В нем нет внезапности, которая может испугать.

Информация о работе Особенности общения детей разных типов темперамента со сверстниками. Дети-холерики