Особенности общения детей разных типов темперамента со сверстниками. Дети-холерики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности общения детей холерического темперамента со сверстниками.
Задачи исследования:
Проанализировать научные источники по изучаемой проблеме
Дать определение темперамента, его типы и свойства
Дать характеристику детей-холериков
Дать рекомендации родителям по воспитанию детей-холериков

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
§1. Понятие, определение, компоненты темперамента………………5
Психологическая характеристика типов темперамента ………………6
Характеристика детей с разными типами темперамента……………..12
§2. Особенности общения дошкольников со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте…………………………………………..…17
§ 3. Особенности общения холериков…………………………………19
Рекомендации родителям по воспитанию детей холериков…….……21
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………….……………………25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 курс.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство  протеста. В коллективе они  излишне  подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны), с трудом подчиняются  установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры; если что-то задевает таких  детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.

Сложность воспитания возбудимого  ребенка усугубляется из-за неправильного  отношения к нему  тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержать его 

подвижность: «Не бегай», «Еще раз залезешь на забор, не пущу гулять». Не надо запрещать ребенку  быть активным, водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его любое полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы активность находила полезное  применение. Ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия — окрики, шлепки, угрозы,  от этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детей от природы слабый тормозной процесс. Поэтому важно не корить их за чрезмерное возбуждение, а помочь его обуздать. Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме.

Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине  дня, перед  сном. Возбудимым детям полезны все  виды занятий, помогающие развитию собранности, сосредоточенности. Например: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование. Словом, все то, что требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянные трудовые поручения и  выполняет их систематически, это воспитывает умение управлять собой. Ребенку-холерику трудно  выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрения, замечания, напоминания. С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек,  неблаговидных выходок. Умение управлять собой приходит с возрастом, но только к тем,  кто учится этому умению. Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

Первые проявления темперамента малыша можно заметить уже в 3-4-месячном возрасте. Младенцы с разным темпераментом по-разному реагируют на те, или иные события: на появление незнакомца, на новую игрушку, на мокрые пеленки. В возрасте полутора-двух лет черты темперамента ребенка становятся все более очевидными, ведь теперь малыш включает в свое общение еще и речь.

Холерик должен научиться  сдерживать свои эмоции, не тратить  попусту свои силы, соразмерять свои желания со своими возможностями.

При воспитании вспыльчивых  и раздражительных детей родители должны уделить особое внимание «институту»  запретов и наказаний: как можно  больше ограничений для ребенка-холерика и вспыльчивого ребенка должно быть выражено в речевой форме, и как  можно меньше – в физической.

Рамки дозволенного должны устанавливаться активно с самого начала, иначе потом придется долго  бороться с отрицательным поведением ребенка. Агрессивность ребенка  следует стараться направлять в  конструктивное русло.

“Плюсы” характера ребенка-холерика. 
Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д. 
           “Минусы” характера ребенка-холерика. 
Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, конфликтный и т.д.

 

Как ребенок-холерик общается с окружающими? 
“Театр одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители. 
В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному. 
Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

 

Рекомендации родителям  по воспитанию детей разных типов  темперамента.

Как воспитывать Холерика:

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях  ребенок нуждается в щадящем  режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два  часа до сна для такого ребенка  полезно организовать спокойные  игры. К таким детям не следует  применять наказания, связанные с лишением движений: сидение, укладывание в кровать (кровать - это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы. От этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор, или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость. Всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны  все занятия, развивающие сосредоточенное  внимание. Например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой, или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

 

Что нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика? 
Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется, или сильно разозлится. 
 
Что нужно для избегания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика? 
В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж. Спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить, или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя. 
 

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика? 
Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать. Холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зародыше агрессию.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Направить чрезмерную энергию на нужные, полезные дела.
  • Использование различных поручений для выхода природной активности ребенка. (На занятии ребенка просят повторить задание, проверить правильно ли оно выполнено, и дать оценку своей работе и работе сверстников)
  • Необходимо помочь ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («поспешишь – людей насмешишь»). Поощрять старательность и терпение.
  • Использовать приёмы сдерживания активности («подожди, пока высохнет», «подумай»)
  • Полезно ставить таких детей в позицию обучающего других («Расскажи и покажи Кате…объясни…научи…Анну..»)

Холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить  спать, поэтому взрослый должен говорить спокойно, но требовательно, без уговоров и упрашивания.

Главное – не ругать, а  помочь ребенку преодолевать чрезмерное возбуждение, приучать выполнять правила культуры поведения, говорить спокойно, учитывать интересы сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как отмечалось ранее, темперамент  отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения  человека, преимущественно врожденного  характера, т.е. свойства личности, которые  мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и  воспитания.

Во всех своих проявлениях темперамент  опосредован и обусловлен реальными  условиями и конкретным содержанием жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента. Часто в человеке соединяются черты разных темпераментов. Они  могут также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.

Нет ни «хороших» или «плохих» темпераментов. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильном подходе хорошее  может обернуться плохим, а при  умелом воздействии влияние отрицательных  черт может быть перекрыто.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей  ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных  черт у дошкольников, например у холерика – несдержанности, резкости, легкомыслия, неуживчивости.

Неумение учитывать особенности  темперамента порой приводит к серьезным  ошибкам в воспитании. Это бывает тогда, когда родители и воспитатели принимают особенности темперамента детей за хорошие или дурные черты характера. Поэтому очень важно владеть способами распознавания темперамента и учёта их в воспитательной работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Немов П.С. Психология.Кн.3.-М.,1995.
  2. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер // Дошкольное воспитание. 1965. № 2. С. 5762.
  3. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  5. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.
  6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  7. Барташев, А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Барташев. - 2е изд., перераб. - Спб.: Питер, 2007.
  8. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Л.С. Выготский / Собр. соч., т.2. - М., 1982.
  9. Изотова, Е. И Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова,
  10. Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  11. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1994.
  12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003
  13. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2.
  14. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1997.
  15. Томас А., Чесс С.

Значение темперамента для  психологической практики //

Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е.Р.Слободской.

Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1994. С.131-145.

  1. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978.
  2. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Уч. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности общения детей разных типов темперамента со сверстниками. Дети-холерики