Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть особенности общения детей холерического темперамента со сверстниками.
Задачи исследования:
Проанализировать научные источники по изучаемой проблеме
Дать определение темперамента, его типы и свойства
Дать характеристику детей-холериков
Дать рекомендации родителям по воспитанию детей-холериков
Введение………………………………………………………………….3
§1. Понятие, определение, компоненты темперамента………………5
Психологическая характеристика типов темперамента ………………6
Характеристика детей с разными типами темперамента……………..12
§2. Особенности общения дошкольников со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте…………………………………………..…17
§ 3. Особенности общения холериков…………………………………19
Рекомендации родителям по воспитанию детей холериков…….……21
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………….……………………25
Во время занятия постоянно
меняет позу. Непрерывно разговаривает
с другими ребятами. Очень активен.
На любой вопрос учителя готов
ответить не подумав, и поэтому часто
отвечает невпопад. Говорит громко,
быстро. Почти никогда не сидит
на месте, готов все время бегать,
затевать потасовки с ребятами. В
досаде и раздражении очень вспыльчив,
легко вступает в драку. В выполнении
поручений проявляет
упорство. Его интересы
довольно постоянны, устойчивы. Не теряется
при возникающих трудностях, с
большой энергией преодолевает их.
У холериков мыслительные процессы
протекают энергично и
Увлекаются своими играми, общением со сверстниками так, что могут не слышать указаний воспитателя. На занятиях часто приступают к выполнению задания, не выслушав до конца объяснения. Работу выполняет быстро, но часто небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Всегда находятся в центре внимания. Воспитатели нередко считают таких детей трудными, поэтому используют к ним неконструктивный подход: жесткий контроль над их активностью, замечания, ограничивающие их активные действия, постоянные одергивания, сдерживания желаний ребенка. Это приводит к тому, что ребенок становиться нервным, конфликтным.
Задача воспитателя – правильно организовать образ жизни ребенка в группе. Дать полезное направление выходу детской энергии.
Ребенок-Флегматик
Не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хотя словарный запас у них в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчиво. Одиноко предпочитают играть в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной для них обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается. Вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить.
Для флегматиков характерно
медленное, спокойное
Ребенок-Меланхолик
Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики. Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. Зациклены на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и добиться значительных результатов.
На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо.
Отвечает медленно, неуверенно.
Стоит учителю прервать его
ответ даже самым мягким замечанием,
он сразу смущается, голос его
становится глухим, тихим. Если при
выполнении какого-то задания встречаются
трудности, он теряется, не доводит
работу до конца. Настроение колеблется
между подавленным и спокойно-
Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей. Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. Задача взрослого - обеспечить бережный, гуманно-личностный подход к ребенку-меланхолику. Поддержать ребенка, вселить уверенность в свои силы, вызвать стремление к активным действиям.
§2. Особенности общения
В дошкольном возрасте в жизни ребенка
все большее место начинают занимать
другие дети. Если в конце раннего
возраста потребность в общении
со сверстниками только оформляется, то
у дошкольника она уже
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная
черта состоит в большом
Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста основным источником оценки, новой информацией и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырех летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.
Столь сильная эмоциональная
Третья специфическая
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от трех к шести-семи годам.
§ 3. Особенности общения холериков
Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.
Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!
Ребенок возбудимого типа
— холерик — имеет сильную,
подвижную, но неуравновешенную нервную
систему с преобладанием
Он очень импульсивен (даже в большей степени, чем это свойственно дошкольнику). Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнять главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми.