Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты, виды, цели, средства общения………………………5
Онтогенез общения дошкольника…………………………………9
Форма общения и возраст ребенка…………………………………11
Общение ребенка со взрослым……………………………………..14
Внеситуативные формы общения………………………………….16
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте………20
Особенности общения дошнольников со сверстниками………….25
Вывод по 1 главе……………………………………………………………29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения детей дошкольного возраста...…………………......................................................................................35
2.1. Процедура исследования …………………………………………………...35
Анализ результатов исследования особенностей общения детей дошкольного возраста.......................................................................................32
Анализ результатов процедуры исследования………………………….
Рекомендации……………………………………………………………..
Выводы по 2 главе………………………….....………………………………………
Заключение…………………………………………………...………………….
Список литературы……………………………………………..…………….....
Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В 4—5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые — дети много разговаривают друг с другом (примерно в 1,5 раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6—7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.
Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, т. е. общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее
осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответственно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение правил начинают занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше - на уровне ролевых.
Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования — желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. (Репина Т. А., Терещук Р. К., Запорожец А. В.) [7], [9], [12].
1.6. Особенности общения дошкольников со сверстниками
Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Сфера общения дошкольника со сверстниками имеет свои специфические особенности, которые будут рассмотрены ниже.
Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской. [5].
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослый до конца дошкольного возраста ребенка остается в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.
Второе отличие общения
Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Столь сильная эмоциональная
Третья специфическая особеннос
Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6—7 годам. (Запорожец А. В.) [12].
Вывод по 1 главе
Таковы наиболее общие различия общения со взрослыми и со сверстниками. Они говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослыми ребенок учится говорить и делать "как надо", слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником ребенок выражает себя, свои желания, настроения, управляет другим, вступает в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.
Таким образом, развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой — сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных, ситуативных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения детей дошкольного возраста.
2.1. Процедура исследования
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 50 г. Мурманска. В качестве испытуемых были взяты дети, в количестве 15 человек: 7 девочек, 8 мальчиков, в возрасте 6-7 лет.
Проведение исследования:
Исследование проводилось в течении конца 2007 года, по начало 2008 учебного года.
Для изучения особенностей общения детей мною были составлены вопросы для беседы с детьми, в которых моделируются ситуации выбора партнёра в разных видах деятельности.
Для диагностики особенностей общения детей я использовала метод беседы, в этом мне помогла методика «Изучение критериев выбора партнёра для общения», с помощью которой проводится анализ, как зависят выборы и их критерии от предлагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.).
В итоге создается своего рода профиль взаимоотношений детей, на основе которого можно сделать вывод об особенностях общения дошкольного возраста.
Цель исследования:
Целью нашего исследования являются особенности общения дошкольников.
Объектом исследования:
Является общение дошкольников.
Предмет изучения:
Является методика, количественный, качественный и сравнительный анализ результатов
Гипотеза:
Гипотезой нашего исследования является то, что дошкольники больше общаются с теми, кого они считают друзьями.
Задачи исследования:
1. Отобрать метод для изучения особенностей общения детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности общения детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты.
4. Сформулировать выводы и рекоме
2.2. Анализ результатов исследования особенностей общения детей дошкольного возраста.
В нашем исследовании использовался метод беседы.
Для получения систематизированных сведений об особенностях общения детей, составляются вопросы для беседы с детьми, о выборе партнеров и причинах этого выбора.
Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предлагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.). Детские ответы распределяет на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:— общее положительное отношение, симпатии («Нравится»):- внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.) или оценка взрослых («Его воспитательница хвалит»):- умения сверстника или его знания:— нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения и деятельности («Трудится аккуратно»):— дружеские отношения («Я с ним дружу»):— не могут объяснить.