Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты, виды, цели, средства общения………………………5
Онтогенез общения дошкольника…………………………………9
Форма общения и возраст ребенка…………………………………11
Общение ребенка со взрослым……………………………………..14
Внеситуативные формы общения………………………………….16
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте………20
Особенности общения дошнольников со сверстниками………….25
Вывод по 1 главе……………………………………………………………29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения детей дошкольного возраста...…………………......................................................................................35
2.1. Процедура исследования …………………………………………………...35
Анализ результатов исследования особенностей общения детей дошкольного возраста.......................................................................................32
Анализ результатов процедуры исследования………………………….
Рекомендации……………………………………………………………..
Выводы по 2 главе………………………….....………………………………………
Заключение…………………………………………………...………………….
Список литературы……………………………………………..…………….....
Обычно дети быстро привыкают и даже начинают активно вступать в контакт с новым человеком в группе, поэтому больших трудностей в сборе данных, за исключением редких случаев, не возникает.
Материалы и оборудование.
Таблица, вопросы, блокнот и ручка.
Инструкция: Помимо таблицы, которой мы непосредственно руководствуемся, так же для облегчения задач диагностики ориентируемся на вопросы для беседы:
С кем бы ты хотел играть?
Почему?
С кем бы ты хотел вместе рисовать?
С кем бы ты хотел сидеть на занятии?
С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда?
С кем бы ты хотел вместе трудиться?
Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости?
Кому бы ты: дал поиграть с твоей любимой игрушкой?
С кем бы ты хотел поделиться конфетой.
2.3. Анализ результатов исследования
После того, как все, интересующие нас сведения были получены и зафиксированы, мы приступили к следующему этапу – обработке результатов исследования.
№ |
Ф.И. |
Влад |
Артём |
Саша |
Кирилл |
Илья |
Женя |
Ростик |
Петя |
Соня |
Лера |
Юля |
Маша |
Ника |
Маша |
Настя |
1 |
Влад Л. |
ф |
+ |
|||||||||||||
2 |
Артём О. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
3 |
Саша С. |
ф |
+ |
+ |
||||||||||||
4 |
Кирилл Б. |
+ |
+ |
+ |
ф |
ф |
+ |
ф |
||||||||
5 |
Илья П. |
+ |
||||||||||||||
6 |
Женя Д. |
+ |
||||||||||||||
7 |
Ростик Д. |
ф |
+ | |||||||||||||
8 |
Петя К. |
ф |
||||||||||||||
9 |
Соня И. |
+ |
ф |
|||||||||||||
10 |
Лера К. |
ф |
ф |
|||||||||||||
11 |
Юля К. |
+ |
+ |
+ |
ф | |||||||||||
12 |
Маша С. |
+ |
ф |
+ |
+ |
+ |
ф |
+ |
ф |
|||||||
13 |
Ника П. |
ф |
ф |
+ |
||||||||||||
14 |
Маша З. |
+ |
ф |
+ |
+ |
|||||||||||
15 |
Настя Н. |
ф |
Ф - взаимный выбор
+ - выбор
Игровая и трудовая деятельность (критерии оценок):
«Нравится» (красивая одежда, яркий бант и пр.) – 8 человек
«Его хвалит воспитательница» (оценка взрослых) – 10 человек
«Трудится аккуратно» - 0 человек
«Я с ним дружу» - 18 человек
«Не могу объяснить» - 5 человека
В целом беседа с детьми проходила легко, они без труда рассказывали о том с кем им интересней проводить время и почему, а с кем не очень.
Таким образом, мы получили следующую картину:
Общение у детей дошкольного возраста богато и разнообразно, они уже перешли от примитивного общения к более сложному: умеют общаться невербально, выражая это улыбкой, мимикой, взглядом, жестами, позами, движениями – кокетничать, симпатизировать. Они имеют множество способов проявления своих чувств и эмоций при общении и из-за этого складываются их взаимоотношения, либо положительные, либо негативные в процессе игровой или трудовой деятельности. Так же дети общаются с теми, кого хвалят воспитатели, так как им интересно с ними общаться есть надежда на то, что их тоже похвалят. Те дети, которые совпали по взаимному выбору, они видят все только положительные качества в своём сверстнике.
Если же кто–то из сверстников не общаются между собой и один из них входит в трудовую или игровую деятельность, то это не всегда положительно влияет на выполняемую детьми работу.
По этим результатам можно сразу увидеть, что в группе никто не назвал критерии «Трудится аккуратно» и пять человек не смогли объяснить по каким критериям они общаются с выбранными сверстниками.
2.4. Рекомендации по негативному общению у детей дошкольного возраста.
Очевидно, что главным фактором благоприятного развития общения ребенка является семья. В то же время педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что конфликтные ситуации у детей часты и их необходимо решать и предотвращать. Отрицательные чувства и эмоции постепенно формировать в положительные.
В связи с этим родителям и педагогам необходимо непрестанно следить за формированием взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми, за развитием его деятельности, за организацией и направленностью его игр.
В дошкольном возрасте наиболее распространенным являются обиды, ссоры, «пакости», которые необходимо устранять либо сглаживать. Так как дети в этом возрасте очень восприимчивы и впечатлительны, то причины этого могут быть самыми различными: отобрали игрушку, сказали обидное слово – обозвали, ревностное отношение к воспитателю и т.д; страшной причиной для этого возраста является конфликтная атмосфера в семье.
Если ребёнок не поддаётся воспитанию и продолжает негативно реагировать на всех и на всё продолжительное время, то проводятся беседы как для ребёнка, так и для родителей.
Выводы по 2 главе
Дошкольный возраст относится к аффективному возрастному этапу формирования личности. В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности дошкольников и младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое осваивается дошкольником через эмоциональную сферу.
Несмотря на многие типичные
особенности эмоциональной
Выделим общие для всех дошкольников особенности в развитии эмоциональной сферы:
- Усложняется содержание
- Формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;
- Становится иной экспрессивная
сторона эмоций и чувств
Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания.
Во-вторых, ребенок дошкольник уже может словами объяснить своё
состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «я радуюсь». Это говорит об ином уровне осознания им своего внутреннего мира.
В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Таким образом, ребенок начинает понимать, как нужно себя вести в определенной ситуации. И, кроме того, у него появляются первые признаки воли.
Заключение
Современная практика воспитания и обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным аспектам, например, таким как эмоциональные состояния.
Известно, что эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами. Так, например: эмоциональное напряжение способствует продуктивности деятельности и целесообразности поведения, в то время как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. Высокий уровень тревожности, проявляющийся в дезорганизации деятельности, является одной из причин “хронической неуспешности” учащихся. Повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения являются одним из факторов, усугубляющим школьные трудности. Эмоциональная неуравновешенность, тревожность, боязнь общения, замкнутость, являясь особенностями психики, сформированными под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, являются причинами социальной дезадаптации и конфликтности, девиантного поведения.
Исходя из всего вышесказанного, становится совершенно ясным необходимость проведения исследований эмоциональной сферы как при поступлении в детские сады, школы, так и на протяжении всего пребывания в них. Именно благодаря постоянному контролю над состоянием эмоциональной сферы детей можно избегать появления тех или иных трудностей и отклонений в поведении, приводящих к последствиям, негативно сказывающимся на всех выполняемых видах деятельности, а также на взаимоотношениях детей. Вместе с тем, следует иметь в виду, что психодиагностика - не самоцель, не руководство к действию, а лишь первый этап работы с ребенком, сбор информации для размышления как основы для последующего психологического анализа, выделения “группы риска” детей по эмоциональному неблагополучию и работы с ними.
В ходе работы были проанализированы литературные источники по проблеме изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Также было проведено исследование, в ходе которого было выявлено, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои особенности, характерные лишь для данного возраста и отличное от других возрастных этапов развития личности.
Таким образом, гипотеза, заявленная нами в начале нашей работы, была подтверждена. Действительно эмоциональное развитие обусловлено возрастными особенностями.
Литература:
1. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 — 1984.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
4. Лисина М.И. Специфика
5. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
6. Немов Р. С. Психология. Кн.1., М.: «Владос», 2006
7. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987
8. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: «Владос», 2006
9.Терещук Р.К. Общение и
10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985.
11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.
12. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1974.
13. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. № 3. С. 117 — 124.
14. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5 — 16.