Особенности общения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Аспекты, виды, цели, средства общения………………………5
Онтогенез общения дошкольника…………………………………9
Форма общения и возраст ребенка…………………………………11
Общение ребенка со взрослым……………………………………..14
Внеситуативные формы общения………………………………….16
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте………20
Особенности общения дошнольников со сверстниками………….25
Вывод по 1 главе……………………………………………………………29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения детей дошкольного возраста...…………………......................................................................................35
2.1. Процедура исследования …………………………………………………...35
Анализ результатов исследования особенностей общения детей дошкольного возраста.......................................................................................32
Анализ результатов процедуры исследования………………………….
Рекомендации……………………………………………………………..
Выводы по 2 главе………………………….....………………………………………
Заключение…………………………………………………...………………….
Список литературы……………………………………………..…………….....

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ДЛЯ КАТЮШИ.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Обычно дети быстро привыкают и  даже начинают активно вступать в  контакт с новым человеком в группе, поэтому больших трудностей в сборе данных, за исключением редких случаев, не возникает.

 

Материалы и оборудование.

Таблица, вопросы, блокнот и ручка.

Инструкция: Помимо таблицы, которой мы непосредственно руководствуемся, так же для облегчения задач диагностики ориентируемся на вопросы для беседы:

С кем бы ты хотел играть?

Почему?

 С кем бы ты хотел вместе рисовать?

С кем бы ты хотел сидеть на занятии?

 С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда?

С кем бы ты хотел вместе трудиться?

 Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости?

 Кому бы ты: дал поиграть с твоей любимой игрушкой?

С кем бы ты хотел поделиться конфетой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

   2.3.  Анализ результатов исследования

После того, как все, интересующие нас сведения были получены и  зафиксированы,  мы приступили  к следующему этапу – обработке результатов исследования.

 

 

Ф.И.

Влад 

Артём

Саша 

Кирилл 

Илья 

Женя 

Ростик 

Петя 

Соня 

Лера 

Юля

Маша 

Ника 

Маша 

Настя

1

Влад Л.

   

ф

       

+

             

2

Артём О.

+

 

+

     

+

             

+

3

Саша С.

ф

     

+

+

                 

4

Кирилл Б.

 

+

+

   

+

     

ф

 

ф

+

ф

 

5

Илья П.

+

                           

6

Женя Д.

           

+

               

7

Ростик Д.

             

ф

           

+

8

Петя К.

           

ф

               

9

Соня И.

             

+

       

ф

   

10

Лера К.

     

ф

             

ф

     

11

Юля К.

               

+

+

     

+

ф

12

Маша С.

 

+

 

ф

+

+

   

+

ф

+

 

ф

   

13

Ника П.

               

ф

   

ф

 

+

 

14

Маша З.

 

+

 

ф

+

         

+

       

15

Настя Н.

                   

ф

       

Ф - взаимный выбор 

+ - выбор

Игровая и трудовая деятельность (критерии оценок):

«Нравится» (красивая одежда, яркий бант и пр.) – 8 человек

«Его хвалит воспитательница» (оценка взрослых) – 10 человек

«Трудится аккуратно» - 0 человек

«Я с ним дружу» - 18 человек

«Не могу объяснить» - 5 человека

 В целом беседа с детьми  проходила легко, они без труда рассказывали о том с кем им интересней проводить время и почему, а с кем не очень.

Таким образом, мы получили следующую  картину:

Общение у детей дошкольного возраста богато и разнообразно, они уже перешли от примитивного общения к более сложному: умеют общаться невербально, выражая это улыбкой, мимикой, взглядом, жестами, позами, движениями – кокетничать, симпатизировать. Они имеют множество способов проявления своих чувств и эмоций при общении и из-за этого складываются их взаимоотношения, либо положительные, либо негативные в процессе игровой или трудовой деятельности. Так же дети общаются с теми, кого хвалят воспитатели, так как им интересно с ними общаться есть надежда на то, что их тоже похвалят. Те дети, которые совпали по взаимному выбору, они видят все только положительные качества в своём сверстнике.  

Если же кто–то из сверстников не общаются между собой и один из них входит в трудовую или игровую деятельность, то это не всегда положительно влияет на выполняемую детьми работу.

По этим результатам можно сразу увидеть, что в группе никто не назвал критерии «Трудится аккуратно» и пять человек не смогли объяснить по каким критериям они общаются с выбранными сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Рекомендации по негативному общению у детей дошкольного возраста.

Очевидно, что главным фактором благоприятного развития общения ребенка является семья. В то же время педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что конфликтные ситуации у детей часты и их необходимо решать и предотвращать. Отрицательные чувства и эмоции постепенно формировать в положительные.

В связи с этим родителям и  педагогам необходимо непрестанно  следить за формированием взаимоотношений  ребенка с окружающими его  людьми, за развитием его деятельности, за организацией и направленностью его игр.

В дошкольном возрасте наиболее распространенным являются обиды, ссоры, «пакости»,  которые необходимо устранять либо сглаживать. Так как дети в этом возрасте очень восприимчивы и впечатлительны, то причины этого могут быть самыми различными: отобрали игрушку, сказали обидное слово – обозвали, ревностное отношение к воспитателю и т.д; страшной причиной для этого возраста является конфликтная атмосфера в семье.

Если ребёнок не поддаётся воспитанию и продолжает негативно реагировать на всех и на всё продолжительное время, то проводятся беседы как для ребёнка, так и для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

Дошкольный возраст  относится к аффективному возрастному  этапу формирования личности. В это  время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности дошкольников и  младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое осваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

Несмотря на многие типичные особенности эмоциональной сферы  дошкольников, такие, как яркость  и непосредственность переживаний, господство чувств над всеми сторонами  его жизни, эмоциональная сфера каждого ребенка отличается индивидуальным своеобразием.

Выделим общие для всех дошкольников особенности в развитии эмоциональной  сферы:

- Усложняется содержание эмоциональной  сферы, импрессивная сторона эмоций  и чувств;

- Формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;

-  Становится иной экспрессивная  сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника.

Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания.

Во-вторых, ребенок дошкольник уже  может словами объяснить своё

 

состояние, хотя в этом смысле его  возможности ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «я радуюсь». Это говорит  об ином уровне осознания им своего внутреннего мира.

В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Таким образом, ребенок начинает понимать, как нужно  себя вести в определенной ситуации. И, кроме того, у него появляются первые признаки воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная практика воспитания и  обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным аспектам, например, таким как эмоциональные  состояния.

Известно, что эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами. Так, например: эмоциональное напряжение способствует продуктивности деятельности и целесообразности поведения, в то время как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. Высокий уровень тревожности, проявляющийся в дезорганизации деятельности, является одной из причин “хронической неуспешности” учащихся. Повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения являются одним из факторов, усугубляющим школьные трудности. Эмоциональная неуравновешенность, тревожность, боязнь общения, замкнутость, являясь особенностями психики, сформированными под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, являются причинами социальной дезадаптации и конфликтности, девиантного поведения.

Исходя из всего вышесказанного, становится совершенно ясным необходимость  проведения исследований эмоциональной  сферы как при поступлении в детские сады, школы, так и на протяжении всего пребывания в них. Именно благодаря постоянному контролю над состоянием эмоциональной сферы детей можно избегать появления тех или иных трудностей и отклонений в поведении, приводящих к последствиям, негативно сказывающимся на всех выполняемых видах деятельности, а также на взаимоотношениях детей. Вместе с тем, следует иметь в виду, что психодиагностика - не самоцель, не руководство к действию, а лишь первый этап работы с ребенком, сбор информации для размышления как основы для последующего психологического анализа, выделения “группы риска” детей по эмоциональному неблагополучию и работы с ними.

В ходе работы были проанализированы литературные источники по проблеме изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Также было проведено исследование, в ходе которого было выявлено, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои особенности, характерные лишь для данного возраста и отличное от других возрастных этапов развития личности.

Таким образом, гипотеза, заявленная нами в начале нашей работы, была подтверждена. Действительно эмоциональное  развитие обусловлено возрастными  особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 — 1984.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

4. Лисина М.И. Специфика восприятия  и общения у дошкольников. М., 1989

5. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

6. Немов Р. С. Психология. Кн.1., М.: «Владос», 2006

7. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987

8. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: «Владос», 2006

9.Терещук Р.К. Общение и избирательность  взаимоотношений дошкольника. М., 1989

10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985.

11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.

12. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1974.

13. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. № 3. С. 117 — 124.

14. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5 — 16.

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

 




Информация о работе Особенности общения дошкольников