Особенности общения в условиях массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Но у радио есть свои ограничения. Так, при радиослушании меньше свободы в выборе первоочередного знакомства с той или иной информацией по сравнению с газетой. Здесь также практически нет возможности вернуться к прослушанной информации для того, чтобы проверить, правильно ли она была понята или чтобы глубже вникнуть в ее содержание. Однако, несмотря на все свои "минусы", радио, этот "великий говорящий", бесшумно входит в любой дом, в любую семью практически в любое время и собирает огромную аудиторию слушателей.

Современная значимость печати, радио и телевидения очевидна и требует серьезного их изучения. В данной работе мы хотим остановиться на общении с помощью радио и работе психолога на радио.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………3-4



Особенности общения в условиях массовой коммуникации. (На примере радио)…………………………………………………… 5-11



Три стороны общения в массовой коммуникации…………….12-13



Человек перед микрофоном………………………………………14-15



Помощь психолога руководителю и членам радиостанции……...15



Заключение ………………………………………………………….16




Список использованной литературы ………………………………17

Файлы: 1 файл

Особенности общения в условиях массовой коммуникации.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилёвский государственный  университет»

Факультет славянской филологии

Кафедра журналистики

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Основы  психологии»

 

на тему

«Особенности общения в условиях массовой коммуникации»

 

 

Выполнили:

студентки 3 курса ФСФ

специальности «Журналистика»

дневной формы обучения

Суворова Кристина

Титович Юлия

 

 

 

Могилёв, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………3-4

 

 

 

Особенности общения в условиях массовой коммуникации. (На примере радио)…………………………………………………… 5-11

 

 

 

Три стороны общения в массовой коммуникации…………….12-13

 

 

 

Человек перед микрофоном………………………………………14-15

 

 

 

Помощь психолога руководителю и членам радиостанции……...15

 

 

 

Заключение ………………………………………………………….16

 

 

 

 

Список использованной литературы ………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, в период больших скоростей и суеты, порой некогда остановиться и передохнуть. Но, несмотря на это, всегда необходимо быть в курсе событий, происходящих в стране, мире и даже на соседней улице. Поэтому информацию многие люди предпочитают получать через радио.

 

Радио информирует аудиторию  значительно более оперативно, чем  газета. Как свидетельствуют многочисленные исследования, по этому показателю оно прочно занимает одно из ведущих мест среди всех современных средств массовой коммуникации.

 

У радио по сравнению с  газетой появляется такое преимущество, как возможность осуществлять "прямые передачи" с места событий. Причем прямые передачи не только повышают оперативность  информации, но, что очень важно, могут создавать так называемый "эффект присутствия". Суть этого  психологического эффекта заключается  в том, что у радиослушателей  может создаться впечатление, будто  они сами присутствуют при совершении того события, которое освещается в  прямом репортаже. Благодаря этому  значительно повышается степень  доверия к передаваемой информации, а следовательно, возрастает и сила ее воздействия, поскольку человек психологически склонен больше всего доверять своему непосредственному опыту. Другое существенное преимущество радио перед печатью заключается в том, что, слушая радио, можно заниматься другими делами, не требующих больших интеллектуальных усилий, например таким, как вождение автомобиля, уборка, приготовление еды, прогулка на лоне природы и т.д.

 

У радио есть также преимущество перед телевидением. Для лучшей усваиваемости информации телевизор надо не только слушать, но и смотреть, что может отвлекать от тех или иных дел.

 

Но у радио есть свои ограничения. Так, при радиослушании меньше свободы в выборе первоочередного знакомства с той или иной информацией по сравнению с газетой. Здесь также практически нет возможности вернуться к прослушанной информации для того, чтобы проверить, правильно ли она была понята или чтобы глубже вникнуть в ее содержание. Однако, несмотря на все свои "минусы", радио, этот "великий говорящий", бесшумно входит в любой дом, в любую семью практически в любое время и собирает огромную аудиторию слушателей.

 

Современная значимость печати, радио и телевидения очевидна и требует серьезного их изучения. В данной работе мы хотим остановиться на общении с помощью радио  и работе психолога на радио.

 

Работа психолога на радио  интересна и разнообразна. Психолог принимает участие при подготовке передач, при подборе кадров, помогает адаптироваться ведущим к аудитории, также участвует в сплочении  коллектива сотрудников радиостанции. Все эти вопросы будут рассмотрены  и проанализированы в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  общения в условиях массовой  коммуникации

 

Радио представляет собой  средство массовой коммуникации, которая  занимает важное место в жизни  многих людей.

 

Опосредованность общения  техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности  массовой коммуникации как разновидности  человеческого общения.

 

Во-первых, надо отметить тот  факт, что именно использование технических  средств передачи информации превращает человеческое общение в массовое, поскольку это дает возможность  одновременно включать в процесс  общения огромные массы людей, самые  разнообразные социальные группы и  общности. Это приводит к тому, что  при помощи средств массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные личности, а большие  социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация - это прежде всего общение больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями.

 

Межгрупповое общение  по многим параметрам отличается от межличностного, хотя и самым тесным образом с ним связано. Ведь межгрупповое общение фактически реализуется в основном через межличностное общение представителей отдельных групп, например национальных, демографических и других, а в массовой коммуникации оно осуществляется через индивидуализированную презентацию сообщений и межличностную форму их восприятия.

 

Одной из отличительных особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового характера этого  вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность. Если межличностное общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации - это всегда социально-ориентированное общение, в какой бы персонализированной форме оно ни выступало, ибо это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей.

 

Технические средства, такие  как радио, дают людям возможность  передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо  без должной организации и  управления. Иначе говоря, спонтанно, стихийно не возможно не собирать эту  информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. Следовательно, использование  технических средств приводит к тому, что общение в условиях массовой коммуникации обязательно носит организованный характер.

 

Деятельность средств  массовой коммуникации организуется и  управляется специальными учреждениями - редакциями газет, радио, телевидения, иначе говоря, социальными институтами, которые в конечном итоге реализуют  интересы той или иной социальной группы, и прежде всего социальные интересы правящих классов общества. В этом институциональном характере  массовой коммуникации также находит  свое отражение тот факт, что массовая коммуникация является по существу общением больших социальных групп.

 

Следующая важная особенность  массовой коммуникации заключается  в том, что из-за опосредованности техническими средствами в ней отсутствует  прямой, непосредственный контакт коммуникатора  и аудитории. Иначе говоря, в массовой коммуникации отсутствует непосредственная обратная связь.

 

Мы обнаруживаем здесь  проявление диалектического противоречия:

 

преодоление времени и  пространства достигается в массовой коммуникации за счет потери одного из ценнейших качеств межличностного общения, а именно возможности сразу  в процессе общения увидеть, почувствовать  и понять непосредственную реакцию  партнера по общению на свои слова  и поведение.

 

Она нужна прежде всего для достижения взаимопонимания. Увидев по реакции партнера, понимает ли он сообщение, согласен ли с ним, коммуникатор может в ходе общения скорректировать свое сообщение, разъяснить непонятное, использовать дополнительные аргументы, т.е. сделать свое сообщение более убедительным и действенным. В условиях массовой коммуникации коммуникатор лишен такой возможности. При всем совершенстве технических средств коммуникатору невозможно в процессе своего выступления увидеть одновременно сотни, тысячи, а то и миллионы своих читателей, слушателей и телезрителей. Для него остается единственная возможность: представлять свою аудиторию лишь мысленно.

 

Нельзя сказать, что в  массовой коммуникации вообще отсутствует  какая-либо обратная связь. Она, безусловно, есть. В отдельных специальных  радиопередачах "прямого эфира" коммуникатор имеет возможность  получить непосредственную обратную связь  от отдельных реципиентов по ходу передачи в основном в виде телефонных звонков в редакцию или передачи сообщения на пейджер с их вопросами  или репликами.

 

Из многотысячной аудитории  в прямой эфир практически могут  выйти лишь единичные реципиенты, которые далеко не обязательно адекватно  представляют всю аудиторию. Следовательно, такого рода обратная связь при всей ее значимости носит весьма ограниченный характер, и ее нельзя считать типичной для массовой коммуникации. Основной здесь является отсроченная обратная связь, т.е. та, которая имеет место  не в процессе общения коммуникатора  с аудиторией, а лишь после окончания  передачи или прочтения сообщения. Формы отсроченной обратной связи  в массовой коммуникации разнообразны. Это - прежде всего огромная почта  от аудитории.

 

Регулярно происходят встречи  слушателей с работниками редакций, все шире организуются опросы аудитории  и т.д. Роль такой обратной связи  огромна, особенно в современных  условиях, когда активное взаимодействие средств массовой коммуникации с  аудиторией является одним из самых  действенных и наглядных проявлений процессов демократизации нашего общества. Вместе с тем в психологическом  плане отсутствие непосредственной обратной связи в массовой коммуникации создает для коммуникатора определенные сложности.

 

Надо отметить и такую  особенность общения в условиях массовой коммуникации, как повышенную требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению  с межличностным общением. Это  диктуется тем, что передаваемые сообщения должны быть максимально  четкими и понятными для самой  широкой аудитории. Кроме того, отсутствие непосредственной обратной связи, как  правило, не дает возможности сразу  заметить и исправить допущенную оговорку или ошибку.

 

Роль психолога в таком  общении велика. Психолог помогает ведущему чувствовать себя комфортно  наедине с аудиторией. Он помогает коммуникатору не пасовать перед  тем или иным вопросом. При работе на радио, ведущий не видит человека, задающего вопрос, поэтому он не видит реакции человека на свои слова, это очень затрудняет общение. Вопросы  могут быть из разряда положительных  и из разряда отрицательных, то есть ведущий должен быть психологически готов к тому, чтобы вопрос не застал его врасплох. Он должен корректно  выйти из сложной ситуации. В этом ему помогает психолог. Психолог проводит тесты, игры, психологические подготовки с ведущими, учит их по возможности  правильно и безболезненно выходит  из той или иной ситуации, не бояться  резких вопросов. Ведущий должен вывести  передачу в нужное ему русло, и  сделать это так, чтобы никто  из аудитории этого не заметил, а  чтобы процесс как бы произошел  сам собой. Ведущий должен безошибочно  определять тип человека и на этом строить свой диалог с ним. В этом ему тоже поможет психолог, если объяснить как себя вести, например, с холериком или сангвиником.

 

Коммуникатор (тот, кто говорит, кто сообщает информацию) приобретает  в массовой коммуникации как бы коллективный характер. Это объясняется, во-первых, тем, что в общении больших  социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор, создает он это или нет, объективно выступает не только и несколько  от своего имени группы, которую  он представляет.

 

Огромные размеры аудитории  и социальная направленность массовой коммуникации настоятельно требуют  того, чтобы коммуникатор при всей своей индивидуальности строго соблюдал принятые в данном обществе нормы  общения. Необходимость учета перечисленных  особенностей массовой коммуникации приводит к тому, что в подготовке сообщения  к выходу в свет участвуют не только сам коммуникатор, но и многие работники  редакций. Их задача заключается в том, чтобы отредактировать, т.е. упорядочить сообщения коммуникатора: а) по содержанию с тем, чтобы оно отвечало социальным интересам тех групп или слоев, которые представляют данный орган массовой коммуникации; б) по форме - чтобы сообщение коммуникатора отвечало языковым нормам, а также специфическим требованиям соответствующего технического канала, поскольку каждый канал требует своей стилистики.

 

Кроме редакторов в подготовке к передаче сообщения участвуют  и те, кто обеспечивает использование  самих технических средств (печатники, радио- и видеоинженеры и т.д.).

 

Психолог также помогает коллективу радиостанции в подготовке той или иной передачи. Он советует и редактору и музыкальному редактору, какую из передач пустить в  какой последовательности. Например, вечером радио обычно слушают  молодые люди. Поэтому вечером  должно быть больше развлекательных  программ, где музыка подбирается  соответственно аудитории. В этом роль психолога существенна. Своими советами он помогает организовать эфир в зависимости  от возрастной категории слушателей.

 

Таким образом, коллективный характер коммуникатора и его "публичная  индивидуальность" в массовой коммуникации конкретно выражаются в том, что  он выступает как представитель  определенной социальной группы или  социального слоя общества, а также  в том, что в подготовке и передаче сообщения участвует значительное число людей, в том числе и  психолог.

 

В первую очередь следует  отметить такие существенные характеристики аудитории, как ее огромные размеры  и неорганизованный, стихийный характер. Отсюда следует неопределенность ее границ и огромное разнообразие социального состава. "Коммуникатор во время подготовки и передачи сообщения никогда не может точно знать, каков размер его аудитории и из кого она состоит. Это делает для него аудиторию анонимной, что создает ему немало сложностей.

Информация о работе Особенности общения в условиях массовой коммуникации