Особенности общения в условиях массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Но у радио есть свои ограничения. Так, при радиослушании меньше свободы в выборе первоочередного знакомства с той или иной информацией по сравнению с газетой. Здесь также практически нет возможности вернуться к прослушанной информации для того, чтобы проверить, правильно ли она была понята или чтобы глубже вникнуть в ее содержание. Однако, несмотря на все свои "минусы", радио, этот "великий говорящий", бесшумно входит в любой дом, в любую семью практически в любое время и собирает огромную аудиторию слушателей.

Современная значимость печати, радио и телевидения очевидна и требует серьезного их изучения. В данной работе мы хотим остановиться на общении с помощью радио и работе психолога на радио.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………3-4



Особенности общения в условиях массовой коммуникации. (На примере радио)…………………………………………………… 5-11



Три стороны общения в массовой коммуникации…………….12-13



Человек перед микрофоном………………………………………14-15



Помощь психолога руководителю и членам радиостанции……...15



Заключение ………………………………………………………….16




Список использованной литературы ………………………………17

Файлы: 1 файл

Особенности общения в условиях массовой коммуникации.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

 

Другая немаловажная особенность  аудитории заключается в том, что в момент восприятия сообщения  эта аудитория разобщена чаще всего на небольшие группы. Сообщения  массовой коммуникации "без стука" входят в любой дом, и их воспринимают, как правило, в семейном кругу  или в кругу друзей, знакомых и  т.д., причем эти группы могут находиться как рядом, в одном городе, так  и за десятки тысяч километров друг от друга.

 

Что касается сообщения массовой коммуникации, то их в первую очередь  характеризуют такие признаки, как  публичность, универсальность (включение  в них самой разнообразной  информации), социальная актуальность (актуальность содержания для больших  социальных групп), а также периодичность  информации.

 

Также очень важное значение имеет способность диктора перестроиться в течение эфира. Наша жизнь очень насыщена политическими и экономическими событиями, поэтому во время эфира он должен произнести один текст, а ему иногда приходится произносить другой. Ведущий должен вовремя и правильно перестроиться в нужное русло. В этом ему также помогает психолог, своими советами. Он проигрывает все ситуации, которые могут возникнуть во время эфира и показывает ведущему, как правильно и незаметно перестроить свое поведение.

 

Опосредованность общения  техническими средствами придает массовой информации как бы однонаправленный характер, т.е. здесь коммуникативные  роли коммуникатора и аудитории  в процессе общения остаются в  основном неизменными (в отличие  от межличностного общения лицом  к лицу, где во время разговора  происходит попеременная смена этих ролей).

 

Огромные и все возрастающие потоки сообщений, передаваемых различными средствами массовой коммуникации, делают процесс восприятия, понимания и  оценки их все более сложным. Вместе с тем, как справедливо подчеркивают многие исследователи, с усложнением  структуры внешнего мира, с ускорением происходящих в нем процессов  человек все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает  для него своего рода "вторую реальность". Все это приводит к такой особенности  массовой коммуникации, как ее "двухступенчатый  характер". Суть этого явления  заключается в том, что окончательное  мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть "лидерами мнений".

 

Психолог должен подсказать ведущему, как точнее и правильнее преподать информацию аудитории, не навязывая своего мнения, чтобы человек, услышав какое-либо сообщение понял и осознал его. Речь ведущего должна быть понятной, чтобы как можно больше человек поняли смысл его слов.

 

Итак, если суммировать особенности  общения в условиях массовой коммуникации и сравнить их с особенностями  межличностного общения, то можно отметить следующие существенные различия.

 

 

Массовая коммуникация:

 

 

1. Опосредованность общения  техническими средствами

 

2. Общение больших социальных  групп

 

3. Ярко выраженная социальная  ориентированность общения

 

4. Организованный, институциональный  характер общения

 

5. Отсутствие непосредственной  обратной связи между коммуникатором  и

 

аудиторией в процессе общения

 

6. Повышенная требовательность  к соблюдению принятых норм  общения

 

7. Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей.

 

8. Коллективный характер  коммуникатора и его публичная  индивидуальность

 

9 . Массовая, стихийная, анонимная,  разрозненная аудитория.

 

10. Массовость, публичность,  социальная актуальность и периодичность  сообщений

 

11. Преобладание "двухступенчатого" характера восприятия сообщений.

 

 

 

 

 

Межличностное сообщение:

 

 

1) Непосредственный контакт  в общении.

 

2) Общение в основном  отдельных индивидов.

 

3) Как социальная, так  и индивидуально-личностная ориентированность  общения.

 

4) Как организованный, так  и в большей степени спонтанный  характер общения

 

5) Наличие непосредственной  обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта.

 

6) Более "свободное"  отношение к соблюдению принятых  норм общения.

 

7) Попеременная смена  направленности информации и  коммуникативных ролей.

 

8) "Индивидуальный" характер  коммуникатора и его "приватная  индивидуальность".

 

9) Реципиентом выступает  отдельный конкретный человек.

 

10) Единичность, приватность,  универсальность, социальная и  индивидуальная актуальность, необязательная  периодичность сообщений.

 

11) Преобладание непосредственного  восприятия сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Три стороны  общения в массовой коммуникации

 

При анализе специфики  массовой коммуникации с социально-психологической  точки зрения, следует выяснить, как в ней проявляются отдельные  стороны общения, а именно коммуникативная (информационная), перцептивная и интерактивная.

 

Естественно, что наиболее отчетливо в массовой коммуникации выступает коммуникативная (информационная) сторона общения. Сообщения массовой коммуникации служат одним из основных источников информирования аудитории  о жизнедеятельности различных  социальных общностей и о событиях внешнего мира, в том числе и  о тех, которые остаются за пределами  индивидуального социального опыта  реципиентов, что неизмеримо расширяет  возможности их социальной ориентировки. Наряду с индивидуальным социальным опытом сообщения массовой коммуникации играют большую роль в формировании социальных представлений реципиентов, определенных стереотипов и в  создании общественного мнения по широкому кругу вопросов. Это требует соотнесения  анализа текстов с анализом соответствующих  социально-психологических характеристик, больших социальных групп, входящих в аудиторию массовой коммуникации.

 

Большую роль в массовой коммуникации играют процессы восприятия, т.е. перцептивная сторона общения. Специфика этих процессов здесь  заключается прежде всего в том, что феномены межгруппового восприятия могут возникать и без непосредственного взаимодействия представителей этих групп. Та "вторая реальность", которую создает массовая коммуникация, в психологическом плане как бы заменяет опыт непосредственного взаимодействия с представителями других общностей и тем самым опосредует процессы межгруппового восприятия в общении больших социальных групп. Далее, из-за отсутствия непосредственной обратной связи коммуникатор лишен возможности воспринимать своих реципиентов в процессе общения. Кроме того, в ряде каналов массовой коммуникации реципиенты могут судить о коммуникаторе либо только по тексту сообщения (газеты и журналы, как правило, не публикуют портретов авторов текстов), либо только по тексту и голосу коммуникатора (радио).

 

Весьма своеобразно проявляется  в массовой коммуникации и взаимодействие коммуникатора и аудитории, т.е. интерактивная  сторона общения. Из-за опосредованности техническими средствами коммуникатор и аудитория не имеют здесь  непосредственного контакта. Это может создать впечатление, что в массовой коммуникации мы имеем дело лишь с односторонним воздействием, а не взаимодействием, что здесь невозможно говорить об интерактивной стороне общения как фиксирующей "не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность". Вместе с тем, на наш взгляд, проявлением интерактивной стороны общения в массовой коммуникации можно считать наличие отсроченной обратной связи, главным образом в виде откликов аудитории на те или иные сообщения, а также соответствующих ответных действий "коллективных коммуникаторов" (авторов, редакторов, редколлегий и т.д.). Иначе говоря, в массовой коммуникации отдельные фазы взаимодействия коммуникатора и аудитории разъединены в пространстве и времени, но они реально существуют.

 

Участвуя в обратной связи, реципиенты как бы вносят свои индивидуальные и групповые вклады в совершенствование  массовой коммуникации как массово-коммуникативной  деятельности, например в улучшение  выполнения ею своих социальных и  социально-психологических функций. Кроме того, интерактивную сторону массовой коммуникации можно усмотреть, на наш взгляд, и в том, что последняя создает широкие возможности для взаимодействия различных больших социальных групп на уровне общения, а это может в свою очередь создавать предпосылки для их взаимодействия и на деятельностном уровне в различных формах, например таких, как участие в различных социальных движениях, политических кампаниях и т.д. Предметом социально-психологического исследования здесь может выступать анализ обратной связи от аудитории и реагирование на нее коммуникатора. Психолог может присутствовать при эфире, и наблюдать за поведением ведущего и при необходимости помочь ему в той или иной ситуации. Он смотрит на ведущего со стороны и ему видней недостатки коммутатора в общении. Психолог выявляет их и помогает ведущего избавиться от них.

 

Интерактивная сторона массовой коммуникации становится особенно значимой в условиях общества, демократии и  гласности, где отношение средств  массовой информации к аудитории "знаменует  собой возможность и реальность диалога, основанного на идеях социального  равноправия и признания коренных интересов трудящихся", и где  аудитория выступает не как "пассивный  получатель" информации, а как  активный партнер по общению, заинтересованный в решении не только личных, но и  больших общественных проблем.

 

Все три стороны массовой коммуникации (информационная, перцептивная и интерактивная) тесно взаимосвязаны.

 

 

 

 

 

3. Человек перед  микрофоном

 

Прежде всего, следует  отметить тот факт, что сама специфика  общения в условиях массовой коммуникации предъявляет к личности коммуникатора  целый ряд особых требований. Так, например, отсутствие непосредственной обратной связи, когда коммутатор не имеет возможности воочию увидеть  и услышать свою аудиторию, требует  от него выработки особого, что связано  со многими психологическими трудностями.

 

Одна из так называемых "боязнь микрофона". Боязнь проявляется, прежде всего, в том, что многие люди из-за боязни микрофона просто отказываются выступать по радио, а если и соглашаются, то, как только видят перед собой микрофон, буквально меняются на глазах. Их поведение сразу становиться напряженным и скованным. Человек от волнения начинает говорить неестественным голосом и языком, в котором преобладают казенные фразы и штампы.

 

Это происходит по всей вероятности, потому что, прежде всего сказывается то огромное психологическое давление, которое испытывает человек от сознания того, что его может услышать многомиллионная аудитория. Выступать перед большой аудиторией всегда нелегко. Как бы человек ни был уверен в том, что он хочет сказать, подсознательно перед большой аудиторией у него появляется боязнь оговориться, ошибиться, ибо чем больше аудитория, тем более вероятно, что многие заметят оговорку, ошибку и осудят коммуникатора за это. Отсюда иногда безотчетное стремление к готовым, стереотипным фразам, как ему кажется, могут служить своего рода "психологической защитой", гарантией "правильности" его выступления перед микрофоном. На деле же получается скучное и неинтересное для аудитории выступление.

 

Для преодоления "боязни микрофона" необходимо, с одной  стороны, соответствующая индивидуальная психологическая предрасположенность  человека к публичному выступлению, а с другой - специальная, профессиональная подготовка и опыт работы в системе средств массовой коммуникации. Одно из профессиональных умений ведущего на радио, которое сейчас особенно высоко цениться, заключается в том, чтобы суметь "разговорить" перед микрофоном собеседника, чтобы он отвлёкся и общался так, как беседует со своими знакомыми в привычных для него условиях.

 

При опросе многих ведущих, работающих на радио, многие мысленно представляют себе, что обращаются не к аудитории вообще, а к конкретным членам своей семьи, и группе своих  друзей и т.д. Они как бы персонифицируют  миллионную аудиторию в отдельных  конкретных лицах. Это помогает им делать свои выступления более естественными. Они становятся более близкими к форме межличностного общения, то есть к ведению естественной беседы в кругу семьи или друзей. А это очень важно, поскольку именно семья или дружеский коллектив составляют основные "ячейки" аудитории.

 

Вместе с тем одного умения коммуникатора преодолеть "боязнь микрофона", а также мысленно представить  себе потенциальную аудиторию массовой коммуникации далеко недостаточно. Как уже отмечалось, в положительном восприятии сообщения значительную роль играет тот образ коммуникатора, который складывается у аудитории.

 

Психолог должен подготовить  ведущего свободно вести себя перед  микрофоном, не бояться его. Иногда в передачах участвуют приглашенные гости, которые никогда не общались с аудиторией по микрофону. Психолог проводит беседы с гостями, успокаивает их, настраивает на определенный разговор, отвлекает от микрофона, то есть создает обстановку непринужденности и приятного общения, что раскрепощает человека и эфир проходит без ошибок и недоразумений.

Информация о работе Особенности общения в условиях массовой коммуникации