Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: познавательная сфера как составная часть в младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературы по проблеме исследования.
- Разработать и реализовать программу исследования особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
- Разработать программу развития памяти в младшем школьном возрасте.
Подобная работа может проводиться и со словами.
При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти, способность удерживать инструкцию в процессе деятельности.
«Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».
Эти и аналогичные задания
направлены, прежде всего, на развитие
способности удерживать в памяти
заданные инструкции. Подобную работу
следует проводить в различных
вариантах регулярно, так как
часто причиной невыполнения учебных
заданий является «потеря» условия
задачи, неспособность удерживать в
памяти заданные действия. Эти задания
формируют также
При выполнении данных заданий
формируется способность
Формируя память детей, необходимо помнить о том, что главная цель этой работы - осмысление ребенком запоминаемого материала. Рекомендуется чаще использовать приемы классификации слов или изображений предметов при запоминании; при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части, выбирать опорные слова, подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т.п. [3].
Некоторые группы упражнений направлены не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи, мышления, внимания.
Например, в книги С.Д. Забрамной и Ю.А. Костенкова представлены развивающие упражнения и игры для развития памяти. «Игра в слова» Вариант 1: Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их!
Вариант 2: Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква О, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы О.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их! [8].
Таким образом, память умственно отсталых учащихся можно развивать различными упражнениями и играми. Игры и упражнения нужно подбирать так, чтобы учащимся было интересно выполнять предложенные задания. Игры, упражнения - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С их помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Учащийся может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать свои способности. Так же игры формируют у ребенка с нарушением интеллекта умение анализировать предметы, умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Если использовать упражнения для развития памяти на протяжении длительного времени, то память у детей будет развиваться или оставаться на том уровне, на котором была первоначально.
Таким образом, изучив работы отечественных и зарубежных специалистов, мы выяснили, что психическое развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями. По продуктивности мнемической деятельности эти дети значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти, т. к. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у олигофренов имеют определенные особенности.
2. Особенности
запоминания стихотворных
Целью нашего исследования является изучение особенностей памяти умственно отсталых школьников. Эксперимент проводился на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, школы №12 г. Биробиджана. Главная задача нашего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности запоминания стихотворных текстов у школьников с нарушением интеллекта. В исследовании принимало участие 12 учащихся 2 класса.
Проведенные исследования помогли выявить особенности памяти умственно отсталых учащихся.
В процессе исследования нами были использованы методы наблюдения и следующие методики:
1. «Повтори и запомни»
целью, которой является
2. «Запомни и повтори»
целью, которой является
Переходим к анализу полученных результатов.
Первая методика «Повтори и запомни». При выполнении данной методики испытуемым зачитывалось стихотворение «Вьюга» (состоящее из 24 слов) и после этого их просили повторить его:
«Улетела злая вьюга.
Принесли тепло грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, на поля.
Зацвела, похорошела
Отдохнувшая земля.»
(А. Усанова)
При оценке результатов мы
учитывали полноту и точность
воспроизведенного
Исследование показало, что
все наши испытуемые переживали трудности
при необходимости
Таким образом, наше исследование
подтвердило имеющие в
Вторая методика «Запомни и повтори» целью, которой является выявить уровень развития памяти умственно отсталых. Где предлагали ученикам для запоминания стихотворение, состоящее из 18 слов (4 строк). В исследовании использовалось стихотворение Н. Горловой «Зайчик»:
«Зайчик бывает белым и серым
Или трусливым, или же смелым
Если денёк выпадает погожий -
Зайчик бывает солнечным тоже».
Каждому ребенку стихотворение читали в индивидуальной форме. Стихотворение зачитывалось два раза, после первого прочтения ученику давалось возможность воспроизвести стихотворение. При втором прочтении с трудом воспроизводились только отдельные слова и строки.
При оценки результатов мы учитывали количество правильно воспроизведенных строк, количество ошибок, связность и последовательность стихотворения.
Методика «Запомни и повтори»,
направлена на развитие словесной памяти,
и с помощью этой методики можно
развивать устную речь умственно
отсталых школьников. При заучивании
стихотворения требуется
Наше исследование показало, что большинство учащихся показали результаты, которые относятся к среднему уровню, и только 2 - работали на низком уровне. На высоком уровне из учеников никто не работал. Мы наблюдали у учащихся трудности при воспроизведении стихотворения, так же они заменяли слова, меняли окончания, добавляли новые слова, не относящиеся к содержанию стихотворения. Эта методика помогает развивать и совершенствовать вербальную память умственно отсталых учащихся.
Оценка результатов по количеству правильного воспроизведения стихотворения. Норма - 18 правильно воспроизведенных слов (4 строки).
Высший уровень - если испытуемый воспроизвел от 18 до 12.
Средний уровень - если воспроизвел от 11 до 6.
Низкий уровень - если воспроизвел от 5 до 1.
Таблица 1.
Уровень вербальной памяти умственно отсталых учащихся 2-го классов.
Методика |
Уровень памяти |
||
Средний |
Низкий |
||
«Запомни и повтори» |
10 уч. |
2 уч. |
|
Таким образов, использование стихотворных текстов для изучения памяти умственно отсталых младших школьников подтвердило то, что методикой «Запомни и повтори» можно развивать, диагностировать, усовершенствовать и получать достоверную информацию о вербальной памяти умственно отсталых школьников. Методика «Запомни и повтори» направлена на запоминания стихотворного материала, помогает учащимся развивать не только память, но и связную речь это поможет им в дальнейшем обучении, она направлена на развитие устной речи. С помощью этой методики учащиеся обогащают свой словарный запас, что поможет им адаптироваться в обществе, правильно общаться и подбирать нужные слова при общении с другими людьми.
Таким образом, можно сделать
вывод, что большое количество умственно
отсталых учащихся 2 класса не могут
сохранять и воспроизводить материал
достаточно полно. Изучение процессов
памяти учащихся с интеллектуальной
недостаточностью позволило сделать
вывод о том, что для более
полного воспроизведения
Таким образом, полученные результаты
свидетельствуют о том, что память
умственно отсталых учащихся 2 класса
нуждается в коррекции и
Заключение
В завершении нашей курсовой работы постараемся объединить главные мысли и сделать выводы.
Память - это отражение
прошлого опыта человека, сложный
психический процесс, который проявляется
в запоминании, сохранении и воспроизведении
информации. Память, представляющая собой
один из ведущих компонентов
Так же можно выделить характерные
особенности памяти умственно отсталых
школьников. Расстройства памяти у
умственно отсталых детей имеют
определенные особенности, которые
проявляются в нарушении
Память учащихся с интеллектуальной недостаточностью можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное, ребенок должен понимать то, что ему предлагают запомнить. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания - определенный уровень развития мыслительных операций.
Таким образом, изучив работы
отечественных и зарубежных специалистов,
мы выяснили, что психическое развитие
детей с нарушением интеллекта протекает
с большими отклонениями. Быстрее
чем в норме утрачиваются и
видоизменяются представления памяти,
т.к. процессы запоминания, сохранения
и воспроизведения у
Информация о работе Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью