Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является теоретическое изучение проблемы памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью в современной психолого-педагогической литературе.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучение общих вопросов по понятию память.
2. Онтогенез развития памяти у детей в норме.
3. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Общие понятия о памяти …………………………………………… 5
2. Особенности памяти дошкольника и условия ее развития………………………………………………………………
3. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью…………..
Заключение ………………………………………………
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.90 Кб (Скачать файл)

Российский государственный педагогический университет имени А.Н.Герцена

Факультет коррекционной  педагогики

Кафедра олигофренопедагогики

 

 

 

Пушина

Евгения Павловна

 

 

Курсовая работа

На тему: «Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью».

 

 

 

 

                                                                                             Научный руководитель

Доцент кафедры олигофренопедагогики

Кузнецова Л.А.

 

 

 

Санкт - Петербург

2013 г

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………  3

 

  1. Общие понятия о памяти ……………………………………………  5

 

  1. Особенности памяти дошкольника и условия ее развития………………………………………………………………

 

 

  1. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью…………..

 

Заключение ………………………………………………

Список литературы ……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Память – это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.

Говоря о человеке и  о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память — это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.

Дошкольному возрасту принадлежит  важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д.(эльконин)

Факт значительного роста  памяти в дошкольном возрасте не может  быть правильно понят без выяснения ее качественных особенностей. При этом необходимо иметь в виду, что развитие памяти начинается чрезвычайно рано.

 В этот и заключается  она из сложностей развития  памяти у детей с интеллектуальной  недостаточностью.

Умственно отсталым деткам свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памяти. Так, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, то при умственной отсталости результаты произвольного запоминания находятся на достаточно низком уровне.

 Память учащихся с  нарушением интеллекта характеризуется  нарушениями и запоминания (недостаточная  осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранение (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка  и недостаточное усвоение материала), и воспроизведение (неточность). Проблема памяти умственно отсталых дошкольников относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии. Проблемами памяти занимались Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Х. С. Замский и другие.

Актуальность данной темы заключается в том, что в вспомогательной дошкольных учреждениях обучаются дети сходные по своему интеллектуальному развитию, однако, имеющие свои индивидуальные различия, что заставляет педагогов учитывать данную индивидуальную составляющую. Кроме того, память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование памяти конкретного ребенка конкретной категории умственно отсталых детей в конкретных условиях обучения и деятельности имеет важное значение.

Целью данного  исследования является теоритическое изучение проблемы памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью в современной психолого-педагогической литературе.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Изучение общих вопросов  по понятию память.

2. Онтогенез развития  памяти у детей в норме.

3. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие понятия о памяти.

 

Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.

Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти.

 Основными процессами памяти являются:

      • заучивание;
      • сохранение;
      • воспроизведение;
      • узнавание;
      • забывание.

            Выделяют также такие виды памяти:

      • Непроизвольная память (информация запоминается сама собой — без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
      • Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

 

Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение.

В ходе своей жизни и  деятельности, разрешая встающие перед  ним практические задачи и более  или менее глубоко переживая  происходящее, человек, не ставя перед  собой специально такой цели или  задачи, многое запоминает, многое непроизвольно  у него запечатлевается. Однако потребности  действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную  удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную  цель или задачу запоминания. Из непроизвольного  процесса, совершающегося первоначально  в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка  или компонент, запоминание становится сознательным, преднамеренным актом. Запоминание  превращается затем – по мере того как с ростом культуры и накоплением  знаний объем материала, которым  в своей деятельности должен располагать  человек, все возрастает – в особую специально организованную деятельность заучивания.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные  формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может  совершаться в форме непроизвольного  запечатления, сознательного, преднамеренного  запоминания, систематически организованного  заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек  предварительно ознакомился при  его предъявлении, и в свободном  его воспроизведении. Воспроизведение  может, далее, выразиться в форме  представлений и знаний, отвлеченных  от частной ситуации, в которой  они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться. [ Рубенштейн, память]

Объем, быстрота, точность и  прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют  эффективность памяти конкретного  человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий  вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.

Существует два основных вида классификации видов памяти — по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала.

Согласно ассоциативным  теориям памяти предметы и явления  действительности запечатлеваются  и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с  другом, по выражению И. М. Сеченова, «труппами или рядами». Воспроизведение  одних из них влечет за собой воспроизводство  других, что обусловливается реальными  объективными связями предметов  и явлений. В психологии эти связи  рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений  предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи —  противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).

Согласно учению И. П. Павлова, ассоциации — это вид временной  связи, возникающей между двумя  очагами в коре больших полушарий  мозга при одновременном воздействии  на них двух раздражителей.

Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две  группы — объективные и субъективные. Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая — человека, запоминающего эту информацию.

Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания  больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность.

Закон забывания  Г. Эббингауза (выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов). «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации».

При запоминании материала  лучше всего воспроизводится  его начало и конец — «эффект края». Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз — через несколько дней. Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются. Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.

Память о тех или  иных событиях постепенно меняется, так  как эта информация вступает в  связь с новой поступающей  информации и подвергается изменениям.

Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более  простые и старые воспоминания, и  только потом — более сложные  и недавние.

В развитии памяти в целом  можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей  по мере общественного прогресса  и ее постепенное улучшение у  отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в  понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский, который высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Он же высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества двигательный, аффективный, образный и логическый виды памяти последовательно появлялись один за другим. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и тоже в такой же последовательности. Однако есть данные о том, что аффективная память может проявляться ранее двигательной. На это, в частности, указывают факты, свидетельствующие о весьма раннем эмоциональном отклике младенца на обращение матери.

Другой российский психолог А. Н. Леонтьев в своих исследованиях  показал, что непосредственное запоминание  с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более  совершенных стимулов-средств запоминания  и воспроизведения материала. Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется определенной закономерности. Сначала они выступают в виде внешних действий (завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок и т. п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Как писал этот ученый, «переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется  в скорости, точности, прочности  запоминания и готовности к воссозданию.

Информация о работе Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью