Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа
Целью данного исследования является теоретическое изучение проблемы памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью в современной психолого-педагогической литературе.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучение общих вопросов по понятию память.
2. Онтогенез развития памяти у детей в норме.
3. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Общие понятия о памяти …………………………………………… 5
2. Особенности памяти дошкольника и условия ее развития………………………………………………………………
3. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью…………..
Заключение ………………………………………………
Список литературы ……………………………………
Российский государственный педагогический университет имени А.Н.Герцена
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра олигофренопедагогики
Пушина
Евгения Павловна
Курсовая работа
На тему: «Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью».
Доцент кафедры
Кузнецова Л.А.
Санкт - Петербург
2013 г
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Заключение ………………………………………………
Список литературы ……………………………………
Введение.
Память – это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память — это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д.(эльконин)
Факт значительного роста памяти в дошкольном возрасте не может быть правильно понят без выяснения ее качественных особенностей. При этом необходимо иметь в виду, что развитие памяти начинается чрезвычайно рано.
В этот и заключается
она из сложностей развития
памяти у детей с
Умственно отсталым деткам свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памяти. Так, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, то при умственной отсталости результаты произвольного запоминания находятся на достаточно низком уровне.
Память учащихся с
нарушением интеллекта
Актуальность данной темы заключается в том, что в вспомогательной дошкольных учреждениях обучаются дети сходные по своему интеллектуальному развитию, однако, имеющие свои индивидуальные различия, что заставляет педагогов учитывать данную индивидуальную составляющую. Кроме того, память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование памяти конкретного ребенка конкретной категории умственно отсталых детей в конкретных условиях обучения и деятельности имеет важное значение.
Целью данного исследования является теоритическое изучение проблемы памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью в современной психолого-педагогической литературе.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучение общих вопросов по понятию память.
2. Онтогенез развития памяти у детей в норме.
3. Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью.
1. Общие понятия о памяти.
Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.
Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти.
Основными процессами памяти являются:
Выделяют также такие виды памяти:
Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение.
В ходе своей жизни и
деятельности, разрешая встающие перед
ним практические задачи и более
или менее глубоко переживая
происходящее, человек, не ставя перед
собой специально такой цели или
задачи, многое запоминает, многое непроизвольно
у него запечатлевается. Однако потребности
действия не позволяют ограничиться
таким непроизвольным запоминанием.
По мере усложнения человеческой деятельности
и условий, в которых она совершается,
приходится, не полагаясь на случайную
удачу непроизвольного
Многообразные процессы памяти
могут приобретать различные
формы: уже исходный процесс первичного
закрепления материала может
совершаться в форме
Объем, быстрота, точность и прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.
Существует два основных вида классификации видов памяти — по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала.
Согласно ассоциативным
теориям памяти предметы и явления
действительности запечатлеваются
и воспроизводятся не изолированно
друг от друга, а в связи друг с
другом, по выражению И. М. Сеченова,
«труппами или рядами». Воспроизведение
одних из них влечет за собой воспроизводство
других, что обусловливается реальными
объективными связями предметов
и явлений. В психологии эти связи
рассматривались как
Согласно учению И. П. Павлова,
ассоциации — это вид временной
связи, возникающей между двумя
очагами в коре больших полушарий
мозга при одновременном
Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы — объективные и субъективные. Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая — человека, запоминающего эту информацию.
Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность.
Закон забывания Г. Эббингауза (выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов). «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации».
При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец — «эффект края». Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз — через несколько дней. Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются. Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям.
Потеря и восстановление
памяти происходят по одному принципу:
при потере памяти сначала теряются
более сложные и недавние события,
а при восстановлении памяти, наоборот,
сначала восстанавливаются
В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный вклад в
понимание филогенетического
Другой российский психолог
А. Н. Леонтьев в своих исследованиях
показал, что непосредственное запоминание
с возрастом постепенно замещается
другим, опосредствованным. Это происходит
благодаря усвоению ребенком более
совершенных стимулов-средств
Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию.
Информация о работе Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью