Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является решения данной проблемы.
Объект: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: локус контроля как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение
Гипотеза: Существует связь между типом профессионального самоопределения (в нашем случае социальном) и уровнем локус контроля в области достижений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….5
Характеристика юношеского возраста, как периода профессионального самоопределения……………………………………………..5
Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте………………………………………………………………………………12
Характеристика локус контроля, как фактора, влияющего на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………………16
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….20
2.1. Организация и методы исследования………………………………….20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.91 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

факультет психологии

Кафедра возрастной и социальной психологии

 

 

 

 

Особенности профессионального самоопределения  с разным уровнем локус контроля

Курсовая работа

студентки дневного отделения 3 курса  группы 151001

Губаревой Елены Олеговны

 

 

Научный руководитель:

Викторова Е.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I.  Теоретическое исследование особенностей  профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….5

    1. Характеристика юношеского возраста, как периода профессионального самоопределения……………………………………………..5
    2. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте………………………………………………………………………………12
    3. Характеристика локус контроля, как фактора, влияющего на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………………16

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей  профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….20

2.1. Организация и методы  исследования………………………………….20

2.2. Анализ результатов  исследования……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………31

Список литературы…………………………………………………………..32

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Период юности составляет часть  развернутого переходного этапа  от подросткового возраста к самостоятельной  взрослой жизни. Вместе с тем, это  относительно самостоятельный период, имеющий собственную ценность. Его  необходимость диктуется усложнением  социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального  образования и личностной зрелости взрослых представителей. В отечественной  психологии юность рассматривается  как психологический возраст  перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) - это старшие классы средней школы и позднюю юность (от 17 до 21 года) - высшая школа.

Исследованием данного возраста занимались такие ученые как Л.С Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, М.И.Лисина, З.Фрейд, Э.Эриксон, И.С. Кон, Н.С. Пряжников и многие другие.

Тема нашего исследования звучит следующим образом: «Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля.

Проблема: Каковы особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля.

Целью нашего исследования является решения данной проблемы.

Объект: профессиональное самоопределение личности.

Предмет: локус контроля как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение

Гипотеза: Существует связь между типом профессионального самоопределения (в нашем случае социальном) и уровнем локус контроля в области достижений.

 Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты данной проблемы в психологической науке.

  1. Определить тип профессионального самоопределения десятиклассников.

  1.  Изучить уровень локус контроля у старшеклассников.

  1.  Выявить особенности типов профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля в юношеском возрасте.

Методы исследования: организационные методы: сравнительный (поперечный);  эмпирические: психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты); методы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных; методы качественного описания; интерпретационные методы: структурный метод

В исследовании были использованы следующие методики: методика для  изучения типа профессионального самоопределения Дж. Голланда и методика УСК Реана.

Для выявления характера  связи использовался непараметрический критерий Мана-Уитни.

Исследование проводилось на базе ОГАОУ  «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат». Выборку составил 30 учащихся  10-х классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое исследование особенностей  профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля.

 

    1. Характеристика юношеского возраста, как периода профессионального самоопределения личности

 

Юность — период развития человека, предшествующий зрелости.

Если рассматривать периодизацию данного возраста, то нет единого  общепринятого мнения о временных  рамках этого периода, так же как  и четкого определения данного  понятия.  Так, например, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).

Многие ученые этому возрасту дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.

Существует несколько  теорий юношеского возраста:

1. Психоанализ. Сильное влияние на теоретические проблемы юности оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) - не создал систематической концепции юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.

2. Неофрейдизм. Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста  особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902 - 1982). Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.

Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и  свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой  фазе развития протекает в форме  «нормативного кризиса», который  внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую  фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо  скажется позже. Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества - воспитатели, родители - связаны с  ребенком собственными врожденными  потребностями. Если ребенок нуждается  в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы  опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных  потребностей обеспечивает искомый  результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых  осуществляется социализация детей. Поэтому  хотя общая последовательность и  главные задачи основных фаз эпигенеза  универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются  от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством  которых сам индивид разрешает  встающие на его пути жизненные задачи. Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

3. Альтернативные теории. Альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д. Но в известном смысле все они взаимодополнительны. Еще в 20-е годы советские психологи уделяли юношескому возрасту очень много внимания, причем собственно психологические вопросы рассматривались на широком социальном фоне, с учетом многообразных социально-экономических факторов и вариантов взросления. Подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей. Советские ученые прекрасно знали и широко использовали зарубежную психологическую литературу, важнейшие работы иностранных ученых без особой задержки переводились на русский язык.

Лучшей советской работой  этого периода является книга  В.Е.Смирнова «Психология юношеского возраста» (1929 г.). Но она была не единственной. Большое влияние на ученых оказали  также лекции Л.С.Выготского «Педология подростка», выходившие отдельными выпусками в 1929-1931 годах.

4. Теория развития высших  психических функций Л.С.Выготского. Согласно этой теории развития высших психических функций,  «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Становление человека как  индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального. Здесь возникает два вопроса: 1) какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и 2) какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста? Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Идеи Л.С.Выготского оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин). Но практически реализовать многие из них советским психологам не удалось

Если рассматривать анатомо-физиологическое  развитие данного возраста, то он связан с быстрым увеличением роста. Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность – это  время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск  ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В  юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей  семьи, выбор стиля и своего места  в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.).  В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности  в юности тесно связано с индивидуально  – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление  устойчивого самосознания и стабильного  образа «Я» - центральное психологическое  новообразование юношеского возраста.

В этот период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением  личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего  мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний  мир начинает восприниматься через  себя. Появляются склонность к самоанализу  и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется  стремление к самоутверждению.

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля