Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью нашего исследования является решения данной проблемы.
Объект: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: локус контроля как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение
Гипотеза: Существует связь между типом профессионального самоопределения (в нашем случае социальном) и уровнем локус контроля в области достижений.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….5
Характеристика юношеского возраста, как периода профессионального самоопределения……………………………………………..5
Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте………………………………………………………………………………12
Характеристика локус контроля, как фактора, влияющего на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………………16
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….20
2.1. Организация и методы исследования………………………………….20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………..32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
факультет психологии
Кафедра возрастной и социальной психологии
Особенности
профессионального
Губаревой Елены Олеговны
Научный руководитель:
Викторова Е.А
БЕЛГОРОД 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….5
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….20
2.1. Организация и методы исследования………………………………….20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Период юности составляет часть
развернутого переходного этапа
от подросткового возраста к самостоятельной
взрослой жизни. Вместе с тем, это
относительно самостоятельный период,
имеющий собственную ценность. Его
необходимость диктуется
Исследованием данного возраста занимались такие ученые как Л.С Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, М.И.Лисина, З.Фрейд, Э.Эриксон, И.С. Кон, Н.С. Пряжников и многие другие.
Тема нашего исследования звучит следующим образом: «Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля.
Проблема: Каковы особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля.
Целью нашего исследования является решения данной проблемы.
Объект: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: локус контроля как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение
Гипотеза: Существует связь между типом профессионального самоопределения (в нашем случае социальном) и уровнем локус контроля в области достижений.
Задачи:
Методы исследования: организационные методы: сравнительный (поперечный); эмпирические: психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты); методы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных; методы качественного описания; интерпретационные методы: структурный метод
В исследовании были использованы следующие методики: методика для изучения типа профессионального самоопределения Дж. Голланда и методика УСК Реана.
Для выявления характера
связи использовался
Исследование проводилось на базе ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат». Выборку составил 30 учащихся 10-х классов.
Глава I. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля.
Юность — период развития человека, предшествующий зрелости.
Если рассматривать
Многие ученые этому возрасту дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.
Существует несколько теорий юношеского возраста:
1. Психоанализ. Сильное влияние на теоретические проблемы юности оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) - не создал систематической концепции юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.
2. Неофрейдизм. Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902 - 1982). Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.
Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже. Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества - воспитатели, родители - связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи. Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.
3. Альтернативные теории.
Лучшей советской работой этого периода является книга В.Е.Смирнова «Психология юношеского возраста» (1929 г.). Но она была не единственной. Большое влияние на ученых оказали также лекции Л.С.Выготского «Педология подростка», выходившие отдельными выпусками в 1929-1931 годах.
4. Теория развития высших
психических функций Л.С.
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального. Здесь возникает два вопроса: 1) какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и 2) какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста? Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Идеи Л.С.Выготского оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин). Но практически реализовать многие из них советским психологам не удалось
Если рассматривать анатомо-
Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».
Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».
Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
В этот период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).
Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Главное приобретение юности
– открытие своего внутреннего мира,
его эмансипация от взрослых. Внешний
мир начинает восприниматься через
себя. Появляются склонность к самоанализу
и потребность
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля