Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является решения данной проблемы.
Объект: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: локус контроля как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение
Гипотеза: Существует связь между типом профессионального самоопределения (в нашем случае социальном) и уровнем локус контроля в области достижений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….5
Характеристика юношеского возраста, как периода профессионального самоопределения……………………………………………..5
Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте………………………………………………………………………………12
Характеристика локус контроля, как фактора, влияющего на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………………16
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….20
2.1. Организация и методы исследования………………………………….20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.91 Кб (Скачать файл)

По шкале интернальности в области достижений (Ид) тоже высокий показатель – 71 %, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем.

Высокие показатели по выше изложенным шкалам являются актуальными  для данного возраста.

В противовес шкалам общей  интернальности и интернальности в области достижений, а соответственно и низкий процент, был получен по следующим шкалам: интернальность в области неудач (Ид) – 49 %, в области семейных отношений (Ис) – 35 %, в области производственных отношений (Ип) – 40 %, в области межличностным отношений (Им) – 37 % и интернальность в области отношения к здоровью и болезни (Из) – 40 %.

Шкала интернальности в области неудач (Ин).  Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения.

Шкала интернальности в семейных (Ис)  и производственных (Ип)  отношениях. В нашем случае, а точнее возрасте, данный показатель является низким, так как старшеклассники не задумываются о семейных отношениях, для них это пока не является значимым. 

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Данные показатели свидетельствуют об отсутствии интереса в юношеском возрасте  к данным сферам общества.

Теперь более подробно рассмотрим типы профессионального самоопределение с разным уровнем локус контроля.

Рис. 2.2.3. « Шкала общей  интернальности»

Рис.2.2.4 «Шкала интернальности в области достижений»

Рис.2.2.5. «Шкала интернальности в области неудач»

 

Рис.2.2.6 «Шкала интернальности в семейных отношениях»

Рис.2.2.7 «Шкала интернальности в области производственных отношений»

Рис.2.2.8 «Шкала интернальности в области межличностных отношений»

 

Рис. 2.2.9 «Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни»

На данных графиках четко видно, что на социальный тип самоопределения оказывает влияние каждый уровень локус контроля, но в разном количестве. Самым большим из которых, является уровень общей интернальности и интернальности в области достижений. Это можно объяснить тем, что в юношеском возрасте старшеклассники считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Что касается самого низкого  результата, то это интеллектуальный тип самоопределения. Здесь процентное соотношения УСК колеблется от 1 до 3%. Данный вывод так же можно  охарактеризовать возрастными особенностями, а именно не желанием старшеклассников решать задачи интеллектуальным путем, для них более приемлемо эмоциональное  решение проблем, где не приходиться  себя контролировать.

Переходим к статистической обработке данных (Приложение 3).

По результатам обработки данных в SPSS можно говорить о том, что наша гипотеза подтвердилась частично. На социальный тип самоопределения оказывает влияние в положительной динамике шкала интернальности в области достижений, т. к. p=0,004, то есть p<0,05, находится в зоне значимости, и так же на данный тип самоопределения, по статистическим данным,  будет влиять уровень субъективного контроля в области отношения с семьей. Последнее оказывает прямо пропорциональную динамику, а именно, люди с высоким показателям по данной шкале менее всего склонны к выбору социального типа самоопределения. (p=0,002, то есть уровень значимости р<0,05).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты юношеского возраста; особенности профессионального самоопределения, а также факторы, влияющие на него. Было проведено эмпирическое исследование на изучение особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Проведя анализ, гипотеза, поставленная в работе, подтвердилась частично, она говорит, что на социальный тип самоопределения оказывает влияние УСК. В нашем же исследовании статистически было доказано, что в юношеском возрасте на данный тип профессионального самоопределения оказывает влияние в положительной динамике УСК в области достижений (уровень значимости p<0,05) и прямо пропорциональной динамике УСК в области отношения с семьей (p=0,002, то есть уровень значимости р<0,05).

В заключении можно сказать  о том, что все задачи поставленные нами в данной работе были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 122—142. О нем см.: Ярошевский М. Г. История психологии,—2-е изд.—М.: Мысль, 1976.—С. 402—407).
  2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функции.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.— С. 197—198).
  3. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.— М.: Педагогика, 1984.— Т. 4,— С. 259).
  4. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии.— 1971.— № 4)
  5. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).— М.: Политиздат, 1974; Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.— М.: Педагогика, 1987.— Гл. 3)
  6. Выготский Л. С. Педология подростка // Там же.— С. 238).
  7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.: Просвещение, 1968.— С. 174).
  8. Арямов И. А. Рабочий подросток.— М., 1928; Блонский П. П. Возрастная педология.— М., 1930; Рубинштейн М. И., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности.— М., 1926, и др.).
  9. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.—М.: Наука, 1978.—С. 212—242).
  10. Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 148—183).
  11. История зарубежной психологии. 30-е —60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.— М.. Изд-во МГУ, 1986.—С. 232—293. См. также: Пиаже Ж. Избр. психол. произв.— М.: Прогресс, 1967).
  12. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.— М.: Изд-во МГУ, 1980.— С. 286—300).

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля