Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является решения данной проблемы.
Объект: профессиональное самоопределение личности.
Предмет: локус контроля как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение
Гипотеза: Существует связь между типом профессионального самоопределения (в нашем случае социальном) и уровнем локус контроля в области достижений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….5
Характеристика юношеского возраста, как периода профессионального самоопределения……………………………………………..5
Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте………………………………………………………………………………12
Характеристика локус контроля, как фактора, влияющего на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте……………………16
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте с разным уровнем локус контроля….20
2.1. Организация и методы исследования………………………………….20
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.91 Кб (Скачать файл)

Происходит так же и  самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик  юности – самоуважение (принятие, одобрение  себя или непринятие, неудовлетворенность  собой). Наблюдается расхождение  между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь  тем, что старший школьник стоит  на пороге вступления в самостоятельную  жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

Ведущая деятельность –  учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в ВУЗ (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Мышление в юности приобретает  личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим  и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в  особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и  опыта, но и система убеждений, переживание  которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому  мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В основе мировоззренческий  проблем лежит проблема смысла жизни  – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную  формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько  вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические  ценности (он готов работать в системе  социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией  и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск  спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными  людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место  среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это  время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

Юношеский возраст в рамках профессионального самоопределения  мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

    1.  Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте

 

В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст  приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития.

Выбор осуществляется дважды: первый раз в 9 классе в связи с выбором формы завершения среднего образования; второй раз - в 11 классе средней школы, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь, то есть дважды старшеклассник попадает в ситуацию выбора продолжения образования в одной из его конкретных форм.

Профессиональное самоопределение  как центр социальной ситуации развития формирует своеобразную внутреннюю позицию старшеклассника, которая связана с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - аффективный центр жизни юношества.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение  нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину  возможностей человека и направление  его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный  процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное  событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Центром профессионального самоопределенияявляется ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности (Н.С. Пряжников).

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

  1. осознание ценности общественно полезного труда;
  2. общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
  3. осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
  4. общая ориентировка в мире профессионального труда;
  5. выделение дальней профессиональной цели (мечты);
  6. согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);
  7. знание о выбираемых целях;
  8. знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

- детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);

- подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);

- предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста: происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем - его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей);

- практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).

Условия профессионального самоопределения бывают двух видов: объективные и субъективные.

Объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).

Дети из более обеспеченных и  образованных семей обычно хотят  остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся  повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование  и квалификацию, что одобряют и  родители.

Образовательный уровень родителей  важнее материального благосостояния.

Особенностью самоопределения  современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора (М.И. Губанова), профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования (Л. Дальберг).

Необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у учащегося способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их (Н.С. Пряжников).

Субъективные условия (возраст, уровень  информированности, уровень притязаний).

Существует опасность затягивания  старшеклассником профессионального  самоопределения в связи с  отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в  данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.

Очень важен уровень информированности  о будущей профессии, а также  уровень личных притязаний, который  включает оценку собственных объективных  возможностей и способностей. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен - это нормально  и даже полезно, если стимулирует  к росту и преодолению трудностей. Существуют и половые различия: дифференциация профессиональных интересов начинается раньше у юношей, они критичнее  оценивают возможности и требовательнее относятся к будущей профессии, тогда как девушки легче мирятся  с неудачами, придавая больше значения устройству семейной жизни.

Таким образом, социальная ситуация развития в ранней юности - "порог" самостоятельной жизни. Эту особенность юности хорошо выразил отечественный социолог В.Н. Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. В современных социокультурных условиях задача профессионального ориентирования приобретает особую сложность, так как родители и учителя зачастую сами не уверены в правильности своих советов.

В следующем параграфе нами более  подробно будет рассмотрена такая  характеристика профессионального  самоопределения, как локус контроля.

 

    1. Характеристика локус контроля, как фактора, влияющего на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

 

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения с разным уровнем локус контроля