Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов сферы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Изучение мотивации прoфеccиoнальнo педагoгичеcкoй деятельноcти в наcтоящее время приoбретает ocoбoе значение. Именно в ней выcвечиваютcя оcновные моменты взаимодейcтвия индивида и общеcтва, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического колледжа (вуза) особые требования. Oсознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Мотивация молодых специалистов.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов показал, что 33% молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет - имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. они работают, потому что это доставляет им удовольствие, они считают, что выполняют важную и нужную работу.

47% молодых специалистов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, им важно, чтобы работа хорошо оплачивалась, а их успехи признавались и отмечались руководством и коллегами, детьми, родителями.

Отрицательная внешняя мотивация характерна 20% молодых специалистов, выполняют свою работу чтобы не получить выговор, не быть уволенными.

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.5)


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5. Средние показатели выраженности разных типом мотивации молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет

Как мы видим из графика, наиболее выражена у молодых специалистов положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является средним по эффективности.

Результаты исследования мотивации трудовой деятельности молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет по методике И.Г. Кокуриной (табл. 6).

Таблица 6

Мотивы

Кол-во чел

%

Преобразовательный

2

13

Коммуникативный

0

0

Кооперация

4

27

Утилитарный

6

40

Конкурирующий

1

7

Достижения

2

13


Как показало исследование у 13% молодых специалистов ведущим мотивом трудовой деятельности - преобразовательный, то есть стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя.

Мотив кооперация ведущим является у 27% молодых специалистов. Выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать выполняемую работу с точки зрения значимости для других людей.

Утилитарный мотив является ведущим 40% молодых специалистов. Выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, видимые результаты.

7% молодых специалистов имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других.

Мотив достижения, определяющий ориентацию на преодоление препятствий, наиболее выражен у 13% молодых специалистов.

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.6).

Рис.6. Средние показатели выраженности разных мотивов молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет

Определение ведущей ориентации позволило установить, что в процессе трудовой деятельности 87% молодых специалистов имеют результативную ориентацию, нацелены на достижение результата.

Ориентированы на процесс - 13% молодых специалистов.

Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, видимые результаты.

Результаты исследования мотивационного профиля личности молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет (табл. 7).

Таблица 7

Потребности

Кол-во чел

%

вознаграждение

8

53

условия работы

2

13

структурирование работы

0

0

социальные контакты

0

0

взаимоотношения

0

0

признание

0

0

достижение

2

13

власть и влиятельность

0

0

разнообразие

0

0

креативность

0

0

самосовершенствование

0

0

интересная работа

2

13


В ходе исследования было установлено, что 53% молодых специалистов готовы прилагать дополнительные усилия в работе, если они будут вознаграждаться.

Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке ведущей является для 13% молодых специалистов. У данных специалистов требования к условиям работы в целом не высоки. Высокие показатели этого фактора могут сигнализировать о неудовлетворенности некоей другой потребности, например, выражать неудовольствие руководителем, неблагоприятным психологическим климатом.

Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей для 13 % молодых специалистов.

Столько же (13%) молодых специалистов имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе.

Рассмотрим средние показатели выраженности мотивов по выборке молодых педагогов (рис. 7).

Рис. 7. Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет

Из рис. 7, мы видим, что наименее характерны для молодых специалистов потребность во власти и влиятельности, разнообразии и креативности, т.е. наиболее выражены потребности в вознаграждении, условиях работы, интересной работе, достижении, т.е. у молодого специалиста больше выражены потребности, связанные с внешними обстоятельствами трудовой деятельности, они не стремятся к творческой, разнообразной работе, что может сказываться на результатах деятельности.

Таким образом, наибольшее количество молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет имеют выраженной потребность в вознаграждении.

Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет по методике О.Ф.Потемкиной (табл. 8).

Таблица 8

Ориентация

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

на процесс

2

13

13

87

0

0

на результат

10

67

5

33

0

0

на альтруизм

8

53

7

47

0

0

на эгоизм

4

27

9

60

2

13

на труд

1

7

14

93

0

0

на свободу

5

33

8

53

2

13

на власть

2

13

11

74

2

13

на деньги.

10

67

9

60

0

0


Как мы видим, наиболее выражены у большинства молодых специалистов ориентации на результат и на деньги и на альтруизм, остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.

Так же было установлено, что высоко и низко мотивированных молодых специалистов нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 13%, остальные имеют средне выраженные ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат, деньги и альтруизм и некоторых других.

Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет (рис. 8).

Рис.8. Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет

Из рис. 8. мы видим, что у молодых специалистов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на деньги, а наименее на эгоизм и на власть.

Исследование мотивации у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет, показало, что у них преобладает ориентация на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, стремление к тому, чтобы труд приносил пользу, они стремятся к кооперированию своих действий с другими ради достижения наилучшего результата.

 

2.3. Анализ результатов исследования мотивации в структуре педагогической деятельности

Для того чтобы определить, есть ли различия в выраженности мотивации в структуре педагогической деятельности сопоставим результаты исследования полученные на выборке из молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.

Сравним показатели по методике Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 9).

Рис.9. Показатели мотивации трудовой деятельности молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу  по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.

Как мы видим из рис. 9 в выборке молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома мотивация трудовой деятельности - наиболее выражены внутренняя и внешняя положительная, наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. При этом среди молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома с отрицательной мотивацией меньше, чем среди молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.

У молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома мотивационный профиль отличный. У них преобладает внутренняя мотивация, в то время как внешняя отрицательная и внешняя положительная мотивации выражены слабее.

Данный профиль является наиболее эффективным при осуществлении профессиональной деятельности.

Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы использовали критерий Манна - Уитни.

Результаты вычисления приведены табл. 9.

Таблица 9

Анализ достоверности различий в выраженности типов мотивации по критерию Манна - Уитни

Мотивация

Молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу  по специальности в течение года после получения диплома и молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет

Внутренняя

69*

Внешняя положительная

97,5

Внешняя отрицательная

103,5


*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56

Как мы видим достоверные различия существуют, между молодыми специалистами сферы образования, устроившиеся на работу  по специальности в течение года после получения диплома и молодыми специалистами сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет во внутренней мотивации.

То есть молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома более ориентированы на личную значимость трудовой деятельности, чем молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.

Сравним показатели по методике «Словарь» (автор И.Г. Кокурина).

Средние показатели приведены в общем графике (рис. 10).

Рис.10. Показатели выраженности мотивов трудовой деятельности у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу  по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх

Как мы видим из рис. 10, комплекс мотивов у молодых специалистов различен, наиболее выражены различия по выраженности утилитарного мотива трудовой деятельности, который наиболее выражен у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу  по специальности в течение года после получения диплома и наименее выражен у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет. Это говорит о большем стремлении молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу и видимые результаты. Это затрудняет постановку перспективных целей развития и обучения учеников, создания зоны ближайшего развития.

Информация о работе Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов сферы образования