Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:27, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации прoфеccиoнальнo педагoгичеcкoй деятельноcти в наcтоящее время приoбретает ocoбoе значение. Именно в ней выcвечиваютcя оcновные моменты взаимодейcтвия индивида и общеcтва, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического колледжа (вуза) особые требования. Oсознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
Анализ результатов показал, что 33% молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет - имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. они работают, потому что это доставляет им удовольствие, они считают, что выполняют важную и нужную работу.
47% молодых специалистов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, им важно, чтобы работа хорошо оплачивалась, а их успехи признавались и отмечались руководством и коллегами, детьми, родителями.
Отрицательная внешняя мотивация характерна 20% молодых специалистов, выполняют свою работу чтобы не получить выговор, не быть уволенными.
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.5)
Рис.5. Средние показатели выраженности разных типом мотивации молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Как мы видим из графика, наиболее выражена у молодых специалистов положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является средним по эффективности.
Результаты исследования мотивации трудовой деятельности молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет по методике И.Г. Кокуриной (табл. 6).
Таблица 6
Мотивы |
Кол-во чел |
% |
Преобразовательный |
2 |
13 |
Коммуникативный |
0 |
0 |
Кооперация |
4 |
27 |
Утилитарный |
6 |
40 |
Конкурирующий |
1 |
7 |
Достижения |
2 |
13 |
Как показало исследование у 13% молодых специалистов ведущим мотивом трудовой деятельности - преобразовательный, то есть стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя.
Мотив кооперация ведущим является у 27% молодых специалистов. Выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать выполняемую работу с точки зрения значимости для других людей.
Утилитарный мотив является ведущим 40% молодых специалистов. Выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, видимые результаты.
7% молодых специалистов имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других.
Мотив достижения, определяющий ориентацию на преодоление препятствий, наиболее выражен у 13% молодых специалистов.
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.6).
Рис.6. Средние показатели выраженности разных мотивов молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Определение ведущей ориентации позволило установить, что в процессе трудовой деятельности 87% молодых специалистов имеют результативную ориентацию, нацелены на достижение результата.
Ориентированы на процесс - 13% молодых специалистов.
Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, видимые результаты.
Результаты исследования мотивационного профиля личности молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет (табл. 7).
Таблица 7
Потребности |
Кол-во чел |
% |
вознаграждение |
8 |
53 |
условия работы |
2 |
13 |
структурирование работы |
0 |
0 |
социальные контакты |
0 |
0 |
взаимоотношения |
0 |
0 |
признание |
0 |
0 |
достижение |
2 |
13 |
власть и влиятельность |
0 |
0 |
разнообразие |
0 |
0 |
креативность |
0 |
0 |
самосовершенствование |
0 |
0 |
интересная работа |
2 |
13 |
В ходе исследования было установлено, что 53% молодых специалистов готовы прилагать дополнительные усилия в работе, если они будут вознаграждаться.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке ведущей является для 13% молодых специалистов. У данных специалистов требования к условиям работы в целом не высоки. Высокие показатели этого фактора могут сигнализировать о неудовлетворенности некоей другой потребности, например, выражать неудовольствие руководителем, неблагоприятным психологическим климатом.
Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей для 13 % молодых специалистов.
Столько же (13%) молодых специалистов имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе.
Рассмотрим средние показатели выраженности мотивов по выборке молодых педагогов (рис. 7).
Рис. 7. Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Из рис. 7, мы видим, что наименее характерны для молодых специалистов потребность во власти и влиятельности, разнообразии и креативности, т.е. наиболее выражены потребности в вознаграждении, условиях работы, интересной работе, достижении, т.е. у молодого специалиста больше выражены потребности, связанные с внешними обстоятельствами трудовой деятельности, они не стремятся к творческой, разнообразной работе, что может сказываться на результатах деятельности.
Таким образом, наибольшее количество молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет имеют выраженной потребность в вознаграждении.
Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет по методике О.Ф.Потемкиной (табл. 8).
Таблица 8
Ориентация |
Уровень выраженности | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% | |
на процесс |
2 |
13 |
13 |
87 |
0 |
0 |
на результат |
10 |
67 |
5 |
33 |
0 |
0 |
на альтруизм |
8 |
53 |
7 |
47 |
0 |
0 |
на эгоизм |
4 |
27 |
9 |
60 |
2 |
13 |
на труд |
1 |
7 |
14 |
93 |
0 |
0 |
на свободу |
5 |
33 |
8 |
53 |
2 |
13 |
на власть |
2 |
13 |
11 |
74 |
2 |
13 |
на деньги. |
10 |
67 |
9 |
60 |
0 |
0 |
Как мы видим, наиболее выражены у большинства молодых специалистов ориентации на результат и на деньги и на альтруизм, остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.
Так же было установлено, что высоко и низко мотивированных молодых специалистов нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 13%, остальные имеют средне выраженные ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат, деньги и альтруизм и некоторых других.
Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет (рис. 8).
Рис.8. Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Из рис. 8. мы видим, что у молодых специалистов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на деньги, а наименее на эгоизм и на власть.
Исследование мотивации у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет, показало, что у них преобладает ориентация на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, стремление к тому, чтобы труд приносил пользу, они стремятся к кооперированию своих действий с другими ради достижения наилучшего результата.
2.3. Анализ результатов исследования мотивации в структуре педагогической деятельности
Для того чтобы определить, есть ли различия в выраженности мотивации в структуре педагогической деятельности сопоставим результаты исследования полученные на выборке из молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.
Сравним показатели по методике Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 9).
Рис.9. Показатели мотивации трудовой деятельности молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.
Как мы видим из рис. 9 в выборке молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома мотивация трудовой деятельности - наиболее выражены внутренняя и внешняя положительная, наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. При этом среди молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома с отрицательной мотивацией меньше, чем среди молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.
У молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома мотивационный профиль отличный. У них преобладает внутренняя мотивация, в то время как внешняя отрицательная и внешняя положительная мотивации выражены слабее.
Данный профиль является наиболее эффективным при осуществлении профессиональной деятельности.
Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы использовали критерий Манна - Уитни.
Результаты вычисления приведены табл. 9.
Таблица 9
Анализ достоверности различий в выраженности типов мотивации по критерию Манна - Уитни
Мотивация |
Молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет |
Внутренняя |
69* |
Внешняя положительная |
97,5 |
Внешняя отрицательная |
103,5 |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Как мы видим достоверные различия существуют, между молодыми специалистами сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодыми специалистами сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет во внутренней мотивации.
То есть молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома более ориентированы на личную значимость трудовой деятельности, чем молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет.
Сравним показатели по методике «Словарь» (автор И.Г. Кокурина).
Средние показатели приведены в общем графике (рис. 10).
Рис.10. Показатели выраженности мотивов трудовой деятельности у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх
Как мы видим из рис. 10, комплекс мотивов у молодых специалистов различен, наиболее выражены различия по выраженности утилитарного мотива трудовой деятельности, который наиболее выражен у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и наименее выражен у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет. Это говорит о большем стремлении молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу и видимые результаты. Это затрудняет постановку перспективных целей развития и обучения учеников, создания зоны ближайшего развития.
Информация о работе Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов сферы образования