Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:27, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации прoфеccиoнальнo педагoгичеcкoй деятельноcти в наcтоящее время приoбретает ocoбoе значение. Именно в ней выcвечиваютcя оcновные моменты взаимодейcтвия индивида и общеcтва, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического колледжа (вуза) особые требования. Oсознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
Так же различия в средних можно отметить и по выраженности мотива достижения, который наиболее выражен у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома.
Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы использовали критерий Манна - Уитни.
Результаты вычисления приведены в табл. 10.
Таблица 10
Анализ достоверности различий в выраженности мотивов трудовой деятельности по критерию Манна - Уитни
Мотивы |
Молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет |
Преобразовательный |
101 |
Коммуникативный |
85,5 |
Кооперация |
110,5 |
Утилитарный |
58* |
Конкурирующий |
99,5 |
Достижения |
76 |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Как мы видим наличие достоверных различий между молодыми специалистами сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодыми специалистами сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет в выраженности мотивации в выраженности утилитарного мотива.
Сравним показатели по Методике изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин). Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 11).
Рис.11. Показатели выраженности потребностей трудовой деятельности у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Из рис. 11 видно, что по ряду потребностей мотивационные профили у молодых специалистов различаются.
Так, потребность в вознаграждении наиболее выражена у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет и наименее выражена у молодых специалистов молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома. Это может быть обусловлено тем, что молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет имеют более выраженную потребность в материальном благосостоянии, так как у них есть семья и дети на иждивении, и они хотели бы, чтобы их усилия отмечались и вознаграждались, чтобы был смысл прикладывать больше усилий. Так же у более опытных специалистов большая потребность в хороших условиях работы, чем у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома. Это говорит о том, что, утвердившись в коллективе, адаптировавшись в нем, специалисты начинают больше требований предъявлять к условиям работы и характеру взаимоотношений.
Потребность в структурировании работы более выражена у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома, это обусловлено стремлением как можно быстрее и лучше адаптироваться к профессиональной деятельности, для этого важно, чтобы у них было четкое представление об их правах и обязанностях.
Потребность в достижении наименьшая у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет и наивысшая у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома, что так же может быть обусловлено энтузиазмом, стремлением утвердиться в коллективе.
Потребность в разнообразии, креативности, стремлении к самосовершенствованию у молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет снижаются, что может быть обусловлено перемещение активности педагогов в сторону личной жизни и семьи, после того как место в коллективе более или менее определено.
Для определения достоверности различий в выраженности типов мотивации мы так же использовали критерий Манна - Уитни.
Результаты вычисления приведены в табл. 11.
Таблица 11
Анализ достоверности различий в выраженности потребностей в трудовой деятельности по критерию Манна - Уитни
Потребности |
Молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет |
вознаграждение |
23** |
условия работы |
44** |
структурирование работы |
96 |
социальные контакты |
61,5* |
взаимоотношения |
110,5 |
признание |
60,5* |
достижение |
34** |
власть и влиятельность |
85,5 |
разнообразие |
74 |
креативность |
64,5 |
самосовершенствование |
43,5** |
интересная работа |
111 |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Статистический анализ показал наличие достоверных различий между молодыми специалистами сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодыми специалистами сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет в выраженности потребностей в вознаграждении и достижении.
Так же по результатам статистического анализа было установлено, что
молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома отличаются от молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет в выраженности потребности в условиях работы, разнообразии в работе и самосовершенствовании, в выраженности потребности в социальных контактах, признании.
Таки образом, в ходе исследования было установлено, что потребность в достижении и вознаграждении различна на разных стадиях профессионализации, с приобретением опыта работы возрастают потребности в условиях работы и снижаются потребности в разнообразии трудовой деятельности и самосовершенствовании в ней. Значимость признания и социальных контактов менее выражена у молодых специалистов, которые больше стремятся к реализации себя в деятельности.
Сравним показатели по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. Для наглядности представим результаты в виде графика (рис. 12).
Рис.12. Показатели выраженности ориентаций в мотивационно-потребностной сфере у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет
Как мы видим из рис. 12 у молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодых специалистов сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет мотивационные профили схожи, наиболее выраженные различия отмечены в ориентации на эгоизм, которая наименьшей степени свойственна молодым специалистам сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома.
Для определения достоверности различий в выраженности ориентаций мы использовали критерий Манна – Уитни (табл. 12).
Таблица 12
Анализ достоверности различий в выраженности ориентаций в мотивационно-потребностной сфере по критерию Манна - Уитни
Потребности |
Молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома и молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет |
на процесс |
95 |
на результат |
112,5 |
на альтруизм |
102,5 |
на эгоизм |
70,5* |
на труд |
110 |
на свободу |
112 |
на власть |
93 |
на деньги |
70,5* |
*при р≤ 0,05 U кр =72; ** при р≤0,01 U Кр=56
Как мы видим из табл. 12, достоверные различия существую только у молодых специалистов сферы образования, работающих в организации в течение первых трёх лет в выраженности эгоистической ориентации и ориентации на деньги, из чего следует, что специалисты с опытом работы более эгоистичны и более ориентированы на деньги, чем молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома. Это может быть обусловлено социальной ситуацией жизнедеятельности и условиями профессионализации.
Таким образом, проведенное исследование показало, что мотивационная сфера молодых специалистов сферы образования различна.
На этапе адаптации к профессиональной деятельности увеличивается стремление к достижению, самосовершенствованию, возникает внутренняя мотивация трудовой деятельности. Однако с ростом стажа трудовой деятельности происходит обратный процесс: снижается внутренняя мотивация, в то время как увеличивается влияние внешних факторов. Также с увеличением стажа работы менее выраженными становится стремление к достижению, потребность в достижении, в то время как притязание на признание и вознаграждение и стремление к общению с коллегами возрастает.
Таким образом, наша гипотеза о том, что профессиональная мотивация молодых специалистов сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома выше, чем у молодых специалистов сферы образования, работающих в организации в течение первых трёх лет подтвердилась. Различия мотивации трудовой деятельности обусловлены возрастными особенностями специалистов, изменением их социального положения, деструктивным влиянием профессии на личность.
Для того чтобы избежать снижения внутренней мотивации и мотивации достижения необходимо систематически стимулировать трудовую деятельность интерес к ней, проводить коррекционную работу по преодолению негативного влияния профессиональной деятельности на личность.
Выводы:
Заключение
Изучение механизмов формирования мотивационной сферы человека необходимо для эффективного управления персоналом и повышения производительности труда.
В ходе теоретического анализа проблемы исследования мы установили, что человек осуществляет деятельность в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.
Деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, иерархично выстроенными. Как правило, при благоприятных социальных условиях мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей.
Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.
Молодые специалисты сферы образования, устроившиеся на работу по специальности в течение года после получения диплома, в большинстве ориентированы в трудовой деятельности на личную и общественную значимость этой деятельности, достижении в ней результатов, они в большей степени склонны к тому, чтобы превзойти в данной деятельности других. У них выражены потребности в достижении, интересной работе и самосовершенствовании.
Молодые специалисты сферы образования, работающие в организации в течение первых трёх лет, ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, стремление к тому, чтобы труд приносил пользу, стремятся к кооперированию своих действий с другими ради достижения наилучшего результата.
Информация о работе Особенности профессиональной мотивации молодых специалистов сферы образования