Особенности проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
В развитии совр

Содержание работы

Введение
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.2. Понятие мнемических способностей
1.3. Сущность понятия «процесс запоминания»
1.4. Место и роль памяти в познавательной деятельности младших школьников
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и выделение уровней развития зрительной памяти
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

      Министерство  образования Российской Федерации

      Красноярский  государственный педагогический университет

      Институт  специальной педагогики

      Кафедра специальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ 

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИ  

Курсовая  работа 

 

       ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 3
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования 6
1.1. Психолого-педагогическая  характеристика детей с задержкой  психического развития  
6
1.2. Понятие  мнемических способностей  10
1.3. Сущность понятия «процесс запоминания» 13
1.4. Место  и роль памяти в познавательной  деятельности младших школьников  
18
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 21
2.1. Организация  и методика исследования 21
2.2. Анализ  результатов констатирующего эксперимента и выделение уровней развития зрительной памяти 23
Заключение 26
Список  используемой литературы 27
Приложения 29

 
 

 

       Введение

      На  современном этапе развития образования  острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.

      В развитии современной психологической науки в последнее время резко обозначился поворот от теоретических разработок проблем к их практическому воплощению. Об этом свидетельствует активное развитие тех областей психологии, которые связаны с созданием различных методов, направленных на выявление психических особенностей человека.

      Проблема  развития памяти актуальная тем, что  этот психический процесс является одним из основных познавательных процессов. В связи с этим встает важная задача выявления особенностей развития памяти, поскольку знание особенностей приобретает особую ценность, когда становится известно, какое индивидуальное своеобразие они придают конкретному виду практической деятельности.

      Так, знания временных закономерностей  формирования памяти весьма важно для оптимальной организации урока. А представление о факторах, способствующих более полному запоминанию информации необходимо как для повышения общей культуры мышления, так и для более четкого усвоения учащимися нового материала.

      Младший школьный возраст – период, когда в центр психического развития ребенка выдвигается формирование произвольности: развиваются произвольное внимание, мышления, память. В процессе познавательной деятельности младший школьник учится управлять протеканием психических процессов. Происходит это очень медленно и постепенно, однако требования, предъявляемые к детям буквально с первых дней пребывания в школе предполагают уже достаточно высокий уровень развития произвольной памяти.

      Проблемами  памяти занимались Рибо, Жане, А.Д. Лурия, А.Бергсон, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев и многие другие. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами экспериментального исследования памяти, с разработкой методов измерения мнемических процессов недостаточно разработаны.

      Специальные исследования детей с ЗПР (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, Н.А.Никашкина, С.Г.Шевченко, М.Н.Фишман, Г.М. Капустина и др.) не решают всего круга вопросов, связанных с проблемами развития памяти. Поэтому вопросы изучения особенностей проявления процесса запоминания у младших школьников с ЗПР приобретает особую актуальность. А в связи с высокой значимостью памяти в учебной деятельности, ее изучение становится необходимым. Поэтому возникает задача своевременной оценки памяти, а также дальнейшего ее развития.

      Сказанное выше позволило нам определить тему исследования: «Особенности проявления процесса запоминания у младших школьников с ЗПР».

      Объект  исследования. Процесс запоминания в младшем школьном возрасте.

      Предмет исследования. Особенности процесса запоминания младшего школьника с ЗПР.

      Гипотеза  исследования. Процесс запоминания, характеризуясь скоростью, точностью, прочностью и объемом, у большинства младших школьников с ЗПР не соответствует особенностям младшего школьного возраста с нормальным темпом психического развития.

      Цель  исследования. Выявление особенностей проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.

      В соответствии с поставленной целью  и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить значение памяти в учебной деятельности младших школьников с ЗПР.
  3. Раскрыть особенности проявления процесса запоминания у младших школьников в познавательной деятельности.
  4. Разработать методику диагностики уровня развития памяти младших школьников с ЗПР.
  5. Выявить уровни проявления процесса запоминания у младших школьников с ЗПР.
 

 

Глава I.  Анализ литературы по проблеме исследования 

      1.1.  Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 

      Большую часть контингента детей с  трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети  с задержкой психического развития» (ЗПР). ЗПР занимает первое место  среди причин неуспеваемости в начальных классах массовой школы. Эта многочисленная группа составляет около 50% среди неуспевающих младших школьников.

      Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно  утверждает наличие отставания в  развитии психической деятельности ребенка. В литературе указывается, что задержка психического развития носит временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. При условии систематической коррекции, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления дети с ЗПР успешно преодолевают свой дефект, выравниваются.

      Специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились с начала 60-х гг. дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). 

      Т.А. Власова, Т.В. Егорова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина и другие сотрудники Института дефектологии выявили среди неуспевающих школьников, особенности развития которых и трудности, испытываемые ими при усвоении программ, позволили выделить особую категорию учеников — детей с временной задержкой психического развития (ЗПР). Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А.Власова [2], И.Ф.Марковская [18], М.Н.Фишман и др.) являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка.

      Согласно  клинической классификации, предложенной К.С.Лебединской, к категории детей с задержкой психического развития относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также те, кто перенес в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы. У значительной части детей этой группы, по данным американских исследователей, органическая недостаточность ЦНС связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга, которая часто бывает не диагностирована. Сюда же относятся дети со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, с психогенной инфантилизацией.

      В рамках клинико-психологической классификации  — это дети с задержкой психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающей как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.

      Поскольку большинство психических функций  имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей  с ЗПР не только замедлено, но и  происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так как при нормальном развитии.

      У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень  развития восприятия (работы Б.И.Белого, П.Б.Шошина). Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их элементы. По мнению ряда зарубежных психологов, в частности Г.Спионек, такое отставание  в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении.

      У детей этой группы недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

      В качестве наиболее характерных для  детей с ЗПР особенностей внимания Л.И.Переслени и другими исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

      Еще одним характерным признаком  задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; снижена точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. В первую очередь, как установлено в исследованиях В.Л. Подобеда, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости.

      Одна  из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей  с ЗПР — их низкая познавательная активность. В исследовании Т. В. Егоровой [7] одно из заданий предусматривало распределение предметных картинок на группы в соответствии с первой буквой в названиях этих предметов. Было выявлено, что дети с ЗПР не только хуже воспроизводили словесный материал, но и затрачивали на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Первые почти не предпринимали самостоятельных попыток добиться более полного припоминания и редко использовали вспомогательные приемы. Когда же это все-таки происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для воспроизведения слов, которые начинаются на определенную букву, а для подбора новых (посторонних) на ту же букву.

Информация о работе Особенности проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития