Особенности проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
В развитии совр

Содержание работы

Введение
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.2. Понятие мнемических способностей
1.3. Сущность понятия «процесс запоминания»
1.4. Место и роль памяти в познавательной деятельности младших школьников
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и выделение уровней развития зрительной памяти
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

      Развитие  непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Она  продолжает совершенствоваться на следующих этапах онтогенеза. Между тем по мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная (преднамеренная) память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.

      Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается  лучше вербального. Оказалось, что  форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Необходимо при ознакомлении детей с новым материалом широко применять наглядные средства.

 

       1.2. Понятие мнемических способностей 

      Психология  памяти имеет богатую историю. Если ретроспективно посмотреть на понимание  процессов памяти, то видны многочисленные попытки подойти к определению ее структуры под разными углами зрения. Решающий сдвиг в изучении памяти произошел на основе реализации центрального методологического принципа диалектико-материалистической психологии о единстве деятельности и психики. [ 29, с. 27]

      Такой подход к анализу процессов памяти наметился в конце 1920-х гг. (П,Жане, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Л.С. Выготскому принадлежит мысль о том, что память означает использование и участие предыдущего опыта в поведении в настоящем времени; с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент ее воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова (В.П.Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, 1980). Этот перспективный тезис экспериментально развит Л. С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. Исследование А.Н. Леонтьева "Развитие памяти" (1981) было первой работой, где, по выражению Л.С.Выготского, "не из свойств памяти объяснялось ее развитие, а из ее развития выводились ее свойства" [3, с. 154].

      А.Н. Леонтьев разработал положение о "выращивании" внешних средств и приемов  запоминания, которое подтвердилось эмпирической закономерностью, известной как "параллелограмм развития". Эта закономерность выражается в том, что от младшего школьного к среднему возрасту, происходит постепенная дивергенция, а от среднего школьного к взрослому - конвергенция показателей продуктивности непосредственного и опосредственного запоминания. А.Н. Леонтьев писал, что если проследить "генетическую смену психологических процессов и операций", с помощью которых человек запоминает и "которая составляет реальное содержание исторического развития памяти", то взамен старого представления о существовании различных памятей памяти логической и механической - раскрывается единый процесс развития единой функции. [16, с. 478 ]

      Сущность  процесса развития памяти заключается, по мнению А.Н.Леонтьева в том, что на высших этапах развития поведения на место памяти как особого биологического свойства становится сложная функциональная система психических процессов, выполняющая в условиях социального существования человека ту же функцию, что и память, т.е. осуществляющая запоминание. [16, с. 478]

      Следует отметить, что в экспериментальных  исследованиях памяти достаточно четко выделяются два главных подхода: изучение памяти как следа (Г. Эббингауз) и памяти как действия.

      Говоря о  деятельностном подходе к проблемам психологии памяти,  оказавшем сильное влияние на отечественную и европейскую психологию, анализируя многочисленные исследования,  выполненные  в  его рамках, нельзя не отметить, что, по существу, здесь выделяется две проблемы: память и деятельность, память как деятельность. Мысль Л.С.Выготского, что память представляет собой деятельность "в полном смысле этого слова", легла в основу различных работ, в которых, в сущности, рассматривалась проблема "память и деятельность", но оговаривалось, что память - сложная функция, имеющая структуру, обладающая динамикой и т.д.

      Одни     авторы     отмечают     (В.П.Зинченко, Б.М.Величковский, Г.Г.Вучетич), что проблематика психологии памяти растворилась в изучении других психических процессов или различных деятельностей (игровой, учебной,  трудовой,  спортивной),  благодаря чему стали понятны многие закономерности функционирования памяти. Появилась возможность ответить на вопросы: как организовать запоминание, какими средствами надо вооружить обучающегося и т.д., базируясь на исследованиях связи процессов памяти с мышлением, восприятием, волевыми, эмоциональными, мотивационными состояниями личности и т.д.

      А.А. Смирнов писал, что роль понимания  при запоминании общеизвестна и подчеркивал связь запоминания и процессов мышления, которые в этом случае выступают средством более глубокого и отчетливого понимания материала [24]. Более того, мыслительная деятельность "в ее самых разнообразных и сложных проявлениях" составляет психологическое ядро воспроизведение

      Работы  В.П.Зинченко, Б.М.Величковского, Г.Г.Вучетич, посвященные изучению кратковременной  памяти, продемонстрировали, что "преобразования информации, выявленные в исследованиях кратковременной памяти, играют существенную роль в информационной подготовке решения, в формировании образно-концептуальной модели проблемной ситуации. [ 8]

      Однако, уже в рамках указанного подхода  ясно различима и проблема взаимосвязи  мнемических других способностей с  психическими процессами.

      Изучение  памяти в таких направлениях, как память и мотивация, память и установка, влияние различных социальных условий на ее развитие в онтогенезе, а также исследования продуктивности памяти в зависимости от вида и характера деятельности, от характера и строения экспериментального материала вместе с исследованиями интерфункциональных связей с другими психическими процессами дают основание для системного анализа процессов памяти. Несмотря на большое количество выявленных закономерностей зависимости успешности мнемической деятельности от целого ряда разнопорядковых и разноуровневых факторов, решение вопроса о структуре мнемических способностей существует как бы независимо от них. Поэтому попытки объяснить тот или иной результат мнемической деятельности заканчивается, как правило, описанием связей памяти и зависимостей. В настоящее время память рассматривается с нескольких позиций.

      Память - психический процесс, где выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти, и описывают память процессами запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания.

      Память - психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Фиксируется и анализируется результативная сторона: объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания и т.д.

      Память - свойство личности, которое связано не с самими по себе задачами накопления и сохранения опыта, а с организацией систем деятельности во временных отношениях - соотношение плана актуализируемых действий с предшествующим и предстоящим.

      Память - развивающаяся, многоуровневая система хранилищ (сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище). 

      1.3. Сущность понятия  «процесс запоминания» 

      Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и  возможности воспроизводится.   Эти  процессы  называются  памятью.[20, c.189]

      Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн определяет значение памяти таким образом: «Не обладая памятью, они были бы калифами на час. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников. Не существовало бы и психической жизни, объединяющей в одно целое сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей жизни и делающее из нас то, что мы в сущности, и представляем собой». [21, с. 15]

      Память  психологи делят на два основных типа. Первый, так называемый образно - чувственный, присуще только человеку, но и животным - собакам, лошадям, волкам, дельфинам, обезьянам. [25, с.97]

      Человек (как и высшие животные) способен что-либо запоминать, только увидев это  собственными глазами, пощупав собственными руками, услышав собственными ушами, выполнив что-либо в виде конкретного действия или же (это относится только к людям), вычитав нечто в книге, породив в своей фантазии, прочувствовав в определенной ситуации (скажем, или ненависть присущи высшим животным лишь в определенной степени). И конечно же только в сознании человека работа логики способна порождать такие понятия как добро и зло, равенство и справедливость.

      На  этом базируется уже второй тип памяти - логически смысловой.[25, с.97-98]

      Память  многолика. Существует определенный запас  слов, сведений, понятий, образов, которые  хранятся в памяти как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы, мамы, родной язык, черты  и особенности того места, где  человек родился и т.д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память .

      Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы  он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т.п.

      Но  вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась не долго: секунды или минуты.

      Такая память и называется кратковременной.  [28, с.7]

      Кратковременная память в жизни человека играет большую  роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. [20, с. 187]

      В кратковременной памяти сохраняется  не полный, а лишь обобщенный образ  воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.[20, с. 187]

      Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека.

      Из  мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. [20, с. 187]

      Память  определяется работой всего мозга, но в первую очередь это биологический  феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. [14, с. 20]

      Человеческая  память представляет собой сложный  механизм: это функция мозга, нейронная  активность которого позволяет фильтровать, отбирать, сохранять и уничтожать воспоминания. Отсеивание информации происходит с помощью неких фильтров, образованных эмоциями - порой настолько болезненными, что, как сказал поэт Мэтью Арнольд, мы забываем потому, что мы должны это сделать. А не потому, что хотим. [14, с. 20]

      Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

      С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей.

[12, с. 114]        

      Человек запоминает наиболее прочно те факты, события, явления, которые имеют  для него, для его деятельности, особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается.

      Большое значение при запоминании имеют  устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ним не связано.

      Интересующие  нас вещи, мы запоминаем легко, а  вещи, не интересующие нас - с большим  трудом. Это обстоятельство достаточно убедительно доказывает существование связи между памятью, мотивацией и вниманием. [14, с.69] Когда меняется у человека мотивация действий (например, в зависимости от возраста), он уделяет меньше внимания тренировке памяти или не уделяет вообще. Зачем запоминать какое-то изречение, если у вас больше нет необходимости производить на кого-то впечатление, цитируя его? Социальное окружение наравне с расположением духа в большой степени определяет мотивацию наших действий. [14, с. 37-38]

      На  запоминание сильно влияет эмоциональное  отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. [13, с. 111]

      Однако  в деятельности памяти эмоции играют двоякую роль (как положительную, так и отрицательную). Они обладают такой силой, что могут прочно закрепить след в памяти, защищая его от деформации и исчезновения. В этом их положительное свойство: чаще и на более долгий срок мы запоминаем то, что трогает и волнует нас. [ 14, с. 34]

Информация о работе Особенности проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития