Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:37, курсовая работа
На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
В развитии совр
Введение
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.2. Понятие мнемических способностей
1.3. Сущность понятия «процесс запоминания»
1.4. Место и роль памяти в познавательной деятельности младших школьников
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и выделение уровней развития зрительной памяти
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Четвертый этап служит для выявления прочности запоминания. Упражнение для развития памяти из пособия Л.В.Черемошкиной [28, с. 62] переработано в методику по выявлению прочности запоминания.
Школьникам показываются с изображением различных предметов с интервалом 2 секунды. Ставится задача - запомнить.
После
показа картинок наступает перерыв
10 минут. В это время детям задавались
различные занимательные задачи. После
перерыва дети записывали слова, которые
запомнили из показанных 29 картинок.
2. 2.
Анализ результатов
констатирующего
эксперимента и выявление
уровней развития зрительной
памяти
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в экспериментальном 2 "В" классе и контрольном 2 "А" классе можно проследить соответственно в Приложении 2, Приложении 3.
Данные, приведенные в таблицах показывают, что у каждого ребенка свой индивидуальный уровень развития по всем параметрам запоминания.
Колебания развития памяти по параметрам запоминания можно проследить по приложениям 4-7 (экспериментальная группа), приложения 8-11 (контрольная группа).
Произведя систематизацию результатов эксперимента, мы выделили 3 группы учащихся:
Уровни развития, на которых оказались учащиеся определились по составленной диагностической программе [Приложение 12]
Перед проведением эксперимента были проведены упражнения на внимание, установлен положительный эмоциональный фон, что способствовало лучшему запоминанию.
Среди учащихся экспериментальной группы оказалось с высоким уровнем развития памяти 6,4% учащихся. Средний уровень развития памяти был выявлен у 41,6% учащихся. Детей с низким уровнем большинство – 52%.
Среди учащихся контрольной группы оказалось с высоким уровнем развития памяти 20,8% учащихся. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно воспроизводят.
Кроме того, объем кратковременной памяти составляет более 6 единиц информации. Такие школьники выделяются среди других учащихся успехами в усвоении знаний.
Детей со средним уровнем развития памяти большинство. Количество их составляет 47,9%. Объем кратковременной памяти колеблется от 4 до 6 единиц информации.
Эти дети запоминают информацию медленно, но зато длительное время сохраняют заученное, но воспроизводят не в полной мере.
Низкий уровень развития памяти наблюдается у 31,3% учеников класса. Объем их кратковременной памяти менее 4 единиц информации. Такие учащиеся запоминают медленно, недолго хранят заученное, быстро забывают. Материал воспроизводят неточно и неполно.
Результаты обработки данных констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в диаграмме [Приложение 13].
В
результате проведенного исследования
можно сделать вывод, что процесс
запоминания, характеризуясь скоростью,
точностью, прочностью и объемом, у большинства
младших школьников с ЗПР не соответствует
особенностям младшего школьного возраста
с нормальным темпом психического развития.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования и проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:
Проведенное нами исследование позволило определить состояние развития памяти у младших школьников с ЗПР и соотнести их с особенностями проявления процесса запоминания у младших школьников с нормальным темпом психического развития. Были выявлены уровни проявления процесса запоминания у младших школьников с ЗПР. Констатирующий эксперимент показал, что состояние памяти у детей с ЗПР в основном соответствует низкому и среднему уровню, а у детей с нормальным темпом психического развития в большинстве своем высокий уровень развития памяти.
Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Результаты констатирующего
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАРТУРЫ