Особенности проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
В развитии совр

Содержание работы

Введение
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.2. Понятие мнемических способностей
1.3. Сущность понятия «процесс запоминания»
1.4. Место и роль памяти в познавательной деятельности младших школьников
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и выделение уровней развития зрительной памяти
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

      Четвертый этап служит для выявления прочности запоминания. Упражнение для развития памяти из пособия Л.В.Черемошкиной [28, с. 62] переработано в методику по выявлению прочности запоминания.

      Школьникам  показываются с изображением различных  предметов с интервалом 2 секунды. Ставится задача - запомнить.

      После показа картинок наступает перерыв 10 минут. В это время детям задавались различные занимательные задачи. После перерыва дети записывали слова, которые запомнили из показанных 29 картинок. 

2. 2. Анализ результатов  констатирующего  эксперимента и выявление уровней развития зрительной памяти 

      Результаты  констатирующего эксперимента, проведенного в экспериментальном 2 "В" классе и контрольном 2 "А" классе можно проследить соответственно в Приложении 2, Приложении 3.

      Данные, приведенные в таблицах показывают, что у каждого ребенка свой индивидуальный уровень развития по всем параметрам запоминания.

      Колебания развития памяти по параметрам запоминания можно проследить по  приложениям 4-7 (экспериментальная группа), приложения 8-11 (контрольная группа).

      Произведя систематизацию результатов эксперимента, мы выделили 3 группы учащихся:

    1. с высоким уровнем развития памяти;
    2. со средним уровнем;
    3. с низким уровнем.

      Уровни  развития, на которых оказались учащиеся определились по составленной диагностической  программе [Приложение 12]

      Перед проведением эксперимента были проведены  упражнения на внимание, установлен положительный  эмоциональный фон, что способствовало лучшему запоминанию.

      Среди учащихся экспериментальной группы оказалось с высоким уровнем  развития памяти 6,4% учащихся. Средний уровень развития памяти был выявлен у 41,6% учащихся. Детей с низким уровнем большинство –  52%.

      Среди учащихся контрольной группы оказалось  с высоким уровнем развития памяти 20,8% учащихся. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно воспроизводят.

      Кроме того, объем кратковременной памяти составляет более 6 единиц информации. Такие школьники выделяются среди других учащихся успехами в усвоении знаний.

      Детей со средним уровнем развития памяти большинство. Количество их составляет 47,9%. Объем кратковременной памяти колеблется от 4 до 6 единиц информации.

      Эти дети запоминают информацию медленно, но зато длительное время сохраняют заученное, но воспроизводят не в полной мере.

      Низкий уровень развития памяти наблюдается у 31,3% учеников класса. Объем их кратковременной памяти менее 4 единиц информации. Такие учащиеся запоминают медленно, недолго хранят заученное, быстро забывают. Материал воспроизводят неточно и неполно.

      Результаты  обработки данных констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в диаграмме [Приложение 13].

      В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что процесс запоминания, характеризуясь скоростью, точностью, прочностью и объемом, у большинства младших школьников с ЗПР не соответствует особенностям младшего школьного возраста с нормальным темпом психического развития. 
 

 

       Заключение

      Изучив  психолого-педагогическую и специальную  литературу по проблеме исследования и проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:

  • исследуемая проблема в наши дни актуальна и требует теоретического и практического решения, так как значение исследований, направленных на вскрытие механизмов памяти очень велико для педагогической практики. Знание их позволяет наиболее оптимально организовать ход урока, повысить общую культуру мышления, а также наметить пути коррекции и развития памяти.
  • память - это психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Фиксируется и анализируется. Результативная сторона: объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания, прочность сохранения;
  • компоненты памяти нуждаются в постоянной коррекции и регуляции.

     Проведенное нами исследование позволило определить состояние развития памяти у младших школьников с ЗПР и соотнести их с особенностями проявления процесса запоминания у младших школьников с нормальным темпом психического развития. Были выявлены уровни проявления процесса запоминания у младших школьников с ЗПР. Констатирующий эксперимент показал, что состояние памяти  у детей с ЗПР в основном соответствует низкому и среднему уровню, а  у детей с нормальным темпом психического развития в большинстве своем высокий уровень развития памяти. 

     Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

         Результаты констатирующего эксперимента  позволяют нам сформировать работу по формирующему эксперименту и выйти на коррекционную работу по совершенствованию процесса запоминания у младших школьников с ЗПР.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРТУРЫ 

  1. Актуальные  проблемы диагностики психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. – М., 1982.
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
  5. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996.
  6. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1991.
  7. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.
  8. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.
  9. Как сохранить и улучшить память. Сборник практических рекомендаций. – М.: Воскресенье, 1995.
  10. Киселев П.А. Как развивать память ребенка. – СПб.: «Аквариум», «Дельта», 1996.
  11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания летей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
  12. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
  13. Крутецкий В.А. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. С.М.Семенюк / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная пед. академия, 1994.
  14. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – СПб.: Питер, 1995.
  15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
  16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
  17. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.
  18. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.
  19. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: «Просвещение», «Владос», 1994.
  20. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: «Просвещение», «Владос», 1994.
  21. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий: Пер. с болг. / Под ред. М.И.Самойлова. – М.: Мир, 1988.
  22. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И.Лубовского. – Смоленск, 1994.
  23. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1983. № 1.
  24. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
  25. Тарасов Е. Популярная психотерапия. М.: Агентство «ФАИР», 1997.
  26. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  27. Ульенкова У.В. Л.С.Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития // Дефектология. 1997. № 4.
  28. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  29. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990.
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения


Информация о работе Особенности проявления процесса запоминания в познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития