Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:37, курсовая работа
На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
В развитии совр
Введение
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.2. Понятие мнемических способностей
1.3. Сущность понятия «процесс запоминания»
1.4. Место и роль памяти в познавательной деятельности младших школьников
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и выделение уровней развития зрительной памяти
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Отрицательная сторона эмоций заключается в том, что они служат помехой вниманию. Сильные эмоции полностью завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на других предметах.
Человек, охваченный гневом или восторгом, едва ли способен в концентрации мысли. [13, с. 111]
Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека. Люди слабовольные ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. [13, с. 111]
Запоминание - это как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запоминать учебный материал - это значит связать его с прежними знаниями. [13, с. 111]
Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без этих связей или ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность.
[13, с. 111-112]
Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно. При непроизвольном запоминании те или иные события запоминаются случайно, помимо нашего желания, при произвольном же - наша воля и внимание направлены на запоминание определенных явлений. [9, с. 74]
Процесс запоминания сравнивают с творческими процессом.
Запоминание - активный созидательный процесс, во время которого путем сравнения создается нечто новое, что и укладывается в памяти. [ 9, с.74]
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д. [ 28, с. 8]
У каждого человека преобладает какой-то один вид памяти. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения.
"Чистые"
виды памяти в смысле
Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память. [ 19, с.194]
Наконец, можно сделать вывод, что память в жизни человека и познавательной деятельности младших школьников играет большую роль. Человек без памяти не был бы человеком. Если бы не было памяти, - при чтении любого предложения мы уже в конце его не знали бы, о чем идет речь, так как забыли бы начало. Информация от органов чувств стала бы бесполезной, если бы память не сохраняла связь между отдельными фактами.
1.4.
Место и роль
памяти в познавательной
деятельности младших
школьников
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. [26, с.154]
У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы [26, с.154] .
В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. [26, с.154-155]
У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. [ 26, с. 155]
Следует так же отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание, пересказу, [ 26, с.155]
От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше.
Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителями начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала. [ 26, с.155]
В
процессе обучения в начальном звене
школы «память ребенка
Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях.
И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить. [26, с.156]
К
переходу в среднее звено у
учащихся должно сформироваться способность
к запоминанию и
А.А.Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.
[20, c. 107]
Выводы по главе
I
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:
а) Память - это психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Фиксируется и анализируется результативная сторона: объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность.
б) Память в познавательной деятельности младших школьников играет большую роль. Обучение в школе требует сознательного запоминания.
г) Практически у всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.
в) Параметры памяти младших школьников с ЗПР нуждаются в постоянной коррекции и регуляции, в связи с тем, что современные методы обучения рассчитаны на высокий уровень физических функций человека.
Исходя
из выше изложенного, мы сочли необходимым
организовать исследование параметров
зрительной памяти младших школьников
с ЗПР с определением их уровня и выявить
их соответствие особенностям младшего
школьного возраста с нормальным темпом
психического развития.
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1.
Диагностика уровня
развития зрительной
памяти младших
школьников
Зрительная память - это один из подвидов образной памяти. Она связана с сохранением и воспроизведением зрительной образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени "видеть" воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.
В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. [ 19, с. 187]
Память человека можно характеризовать в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти.
Мы говорим у человека хорошая память, если он отличается:
Под готовностью памяти понимают способность припоминать то, что необходимо в нужный момент. [ 12, с. 129]
Корсаков И.А., Немов Р.С. и некоторые другие ученые выделяют еще один параметр памяти - объем.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Средний объем кратковременной памяти ограничен. Это 7 +/- 2 единицы интегрированной информации. Таким образом, выделяются четыре параметра запоминания: объем, скорость (быстрота), точность, прочность.
На данном этапе исследования задача состоит в том, чтобы выявить уровни развития зрительной памяти у младших школьников в познавательной деятельности.
Для этого нам нужно оценить память по названным выше параметрам, применив методики, разработанные учеными.
Проблема оценки по четырем выделенным параметрам в психолого-педагогической литературе почти не разработана. Во многих источниках, начиная с родоначальника научной психологии памяти Г.Эббингауза и до наших дней, рассмотрен в основном только объем кратковременной памяти. Поэтому для диагностики зрительной памяти младших школьников были использованы методики из популярного пособия для педагогов и родителей Л.Ф.Тихомировой [26], Черемошкиной [28] и методика П.А.Киселева [10].
Для проведения констатирующего эксперимента мы выделили 2 группы - экспериментальную (2 "В" класс Авторской школы социальной реабилитации № 24) – дети с ЗПР, и контрольную (2 "А" класс школы № 108) – дети с нормальным темпом психического развития.
Имела
место групповая форма
Первый этап эксперимента посвящен оценке скорости запоминания. Для этого использована методика П.А.Киселева [10, с.132] в течение 2 минут предъявляется лист с изображением различных предметов. Затем лист убирается и в течение 1 минуты дети записывают названия предметов, которые запомнили.
Второй этап - определение объема кратковременной зрительной памяти по методике Л.Ф.Тихомировой. [ 26, с.174-175]
Учащимися предлагается зрительно воспринять слова, записанные в столбик на доске или на плакате: крыса, после, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник. Затем дети записывают те слова, которые они запомнили.
Третий этап - по оценке точности воспроизведения. Использовалась методика Л.Ф.Тихомировой [ 26, с.178-180]. Младшим школьникам предъявлялась одна из строк со знаками в течение 10 секунд. [Приложение 1]. Затем по памяти дети воспроизводили знаки, сохраняя порядок следования. Далее следует вторая часть этого эксперимента. Детям в течение 30 секунд дается возможность познакомиться с плакатом, на котором изображены фигуры и знаки [Приложение 1]. Затем в течение 45 секунд на подготовленных бланках нарисовать что запомнили.