Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..….……3-4
Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………
1.2 Особенности мотивации учения подростков………………………….
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………
2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя КР.docx

— 100.37 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных  различий

 

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………..….……3-4

Глава 1. Мотивация  учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек

1.1 Мотивы  учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………

    1. Особенности мотивации учения подростков………………………….

1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков

2.1 Описание  исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………

2.2 Анализ и интерпретация  результатов исследования………………

2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..

Заключение ………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………

Приложение…………………..…………………………………………………….

 

Введение

 

Актуальность проблемы. Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.

Воспитывая  и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.

Проблема  учебной мотивации подростков широко изучена, ей занимались такие авторы как Божович Л. И.[5],[6], Ильин Е. П.[11], Маркова А.К.[18], и др. Их труды и были использованы в курсовой работе.

Проблема  гендерных различий в мотивации  учебной деятельности практически  не изучена. Те авторы, которые пишут  о гендерных сходствах и различиях, только косвенно в своих трудах касаются данной темы.

Гипотеза работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

Цель данной работы: выявление особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков.

Исходя  из выдвинутой цели, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Провести эмпирическое исследование проявления гендерных различий подростков в учебной мотивации подростков.
  3. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.

Методы и методики исследования. Для исследования учебной мотивации было использовано три методики: Методика диагностики направленности учебной мотивации, разработанная кандидатом психологических наук Дубовицкой Т.Д., методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой и методика диагностики структуры учебной мотивации школьника, автором которой является М.В. Матюхина. Для обработки результатов были использованы программы Excel и Statistica, в частности, метод: t-критерий Стьюдента.

База и время исследования. Исследования особенностей проявления половых различий в учебной мотивации подростков проводилось в мае 2013 года в основной школе №13 г. Соликамска на учениках седьмых классов. В исследовании приняли участие 40 учащихся 7 классов. Из них 21 мальчика и 19 девочек. Возраст испытуемых 13 – 14 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.

Практическая значимость заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы в школьной практике, как педагогами, так и родителями подростков для анализа причин неуспеваемости учащихся. В курсовой работе исследованы половые особенности мотивации учебной деятельности подростков. Ознакомление с данными исследования позволит найти подход к обучению мальчиков и девочек.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 31 источника и приложения.

Первая глава –  теоретическая. В ней повествуется о видах мотивации учебной  деятельности подростков, о факторах, влияющих на формирование положительной  учебной мотивации, об особенностях учебной мотивации подростков. Далее  описываются психологические характеристики мальчиков и девочек. Здесь говориться о значимости гендерных различий вообще и лишь немного затрагивает межполовые различия в учении, в связи с не изученностью данной проблемы.

Вторая  глава посвящена эмпирическому  исследованию гендерных различий в подростковом возрасте на уровень учебной мотивации. В ней описываются цели, задачи, этапы и методы исследования, далее идет описание хода исследования: с кем и когда проводилось, анализируются и интерпретируются полученные результаты, и делаются выводы.

 

Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек.

1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению.

 

«Мотив (фр. Motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к действию. Мотив формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. Мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором – стимулом и, как правило, отражает его.

Мотивация – процесс действия мотива, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая её деятельность. Формируется в процессе воспитания » [24,c.70-71].

Учебная деятельность занимает практически  все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии[9].

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Обычно выделяют следующие факторы мотивации учения:

1.Обучение ради обучения, без  удовольствия от деятельности  или без интереса к преподаваемому  предмету.

2. Обучение без личных интересов  и выгод.

3. Обучение для социальной идентификации.

4. Обучение  ради успеха или из-за боязни  неудач.

5. Обучение по принуждению или под давлением.

6. Обучение, основанное на понятиях и моральных  обязательствах или на общепринятых нормах.

7.Обучение для достижения цели в обыденной жизни.

8. Обучение, основанное на социальных целях и ценностях [11].

К видам мотивов можно  отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно  говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах [18].

А.К. Маркова считает, что вышеназванные мотивы могут  иметь разные уровни и проходить  определённые этапы.

Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приёмов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем самосовершенствование). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Названные мотивы проходят ряд этапов: актуализация привычных мотивов, постановка на основе этих мотивов новых целей, положительное подкрепление мотива при реализации этих целей, появление на этой основе новых мотивов, соподчинение разных мотивов и построение их иерархии, появление ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости).

Среди разных мотивов учения выделяют внешние и внутренние мотивы.

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение  учебным материалом служит целью  учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Доминирование внутренней мотивации  характеризуется проявлением собственной  активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при  условии, что овладение содержанием  учебного предмета служит не целью, а  средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания[19].

П. М. Якобсон  предложил свою классификацию мотивов  учебной деятельности. Первый вид  мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал  побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том  случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. д. Вторая разновидность  мотивов учебной деятельности тоже связана с внеучебной ситуацией, но имеющей положительное влияние на учебу. Третий вид мотивации связан с самим процессом учебной деятельности. Учиться побуждают потребности в знаниях, стремление познать новое [12].

А. К. Маркова отмечает, что познавательные мотивы формируются в ходе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, по её мнению, влияющими  на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

1.Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в, то, же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

2. Организация учебной деятельности. А. К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

3. Коллективные формы учебной деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. 

4. Оценка учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

5.Стиль педагогической деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи» и задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

В процессе обучения мотивационная сфера подвергается значительным изменениям. Человек, овладевая  учебной деятельностью, раскрывает в ней все новые аспекты, грани, способные удовлетворить его  потребности. На разных этапах обучения различные мотивы становятся ведущими. Это явление можно назвать  «дрейфом» мотивов. Мотивация организует целостное поведение, повышает учебную  активность, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения. Таким  образом, мотивация оказывает существенное влияние на весь процесс генезиса психологической системы деятельности [29].

Информация о работе Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий