Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:12, курсовая работа
Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение.
Введение ………………………………………………………………..….……3-4
Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………
1.2 Особенности мотивации учения подростков………………………….
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………
2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………
2. Методика изучения направленности на приобретение знаний. Методика предложена Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой [24]. Методика состоит из двенадцати утверждений (см. приложение 2). Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. Обработка производится в соответствии с ключом. Максимальное количество баллов 12. Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
3. Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника, автором которой является Маргарита Викторовна Матюхина. Данная методика позволяет не только выявить ведущие, доминирующие стимулы в мотивационной сфере обучающихся, но и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе, а также изучить учебную мотивацию с нескольких точек зрения (см.приложение 3).
Для обработки результатов были использованы программы Excel и Statistica, в частности, метод: t-критерий Стьюдента.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Первичная обработка сырых данных (таблица 1) показывает, что действительно есть гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно у 63% девочек, принимавших участие в исследовании, внутренний тип мотивации учения, тогда как этот же тип мотивации лишь у 31% мальчиков. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности
Таблица 1.
Методика диагностики |
Методика диагностики | ||||
Тип мотивации к обучению |
Уровень внутренней мотивации |
Уровень направленности на приобретение знаний | |||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Внешняя – 69% Внутренняя - 31% |
Внешняя – 37% Внутренняя - 63% |
Низкий – 16% Средний – 78% Высокий – 6% |
Низкий – 4% Средний – 85% Высокий – 11% |
Низкий – 16% Средний – 75% Высокий – 9% |
Низкий – 4% Средний – 59% Высокий – 37% |
Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте
Рис.1. Типы мотивации учебной деятельности подростков разных полов.
Также данная таблица и график 2. отражают различия в уровне внутренней мотивации у мальчиков и девочек. Если посмотреть процентное соотношение в уровнях внутренней мотивации, то у девочек на 5 – 7% процентов он выше у девочек.
Рис.2. Уровни внутренней мотивации учения у мальчиков и девочек.
Первичная обработка методики диагностики направленности на получение знаний также показала, что 37% девочек принадлежит высокий уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 9% мальчиков.
Рис.3. Уровень направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек.
Далее, после
первичной обработки
По
данной таблице можно сделать
некоторые выводы. Например, девочки
в гораздо большей степени
склонны к поиску
Велика
разница(40%) в ответе на утверждение:
«Если я плохо подготовлен
к уроку, то особо не расстраиваюсь
и не переживаю». 75% мальчиков ответили
«да». Хотя, трудности, возникающие
при изучении какого-то предмета, делают
его еще более увлекательным
для мальчиков в большей
В равной степени, и для мальчиков и для девочек изучение школьных предметов дает возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые предметы им интересны, и подростки хотят знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им подсказывают и помогают.
Методика диагностики направленности на приобретение знаний также показала различия в ответах на некоторые вопросы (см. Приложение 5). Например, большее число девочек, получив плохую отметку, придя домой, сразу садятся за уроки, повторяя и то, что плохо ответили. А мальчики же садятся смотреть тел. или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
Девочки в большей степени считают, что отметки зависят от тщательности подготовки к уроку и анализируют после получения низкой отметки, что сделали неправильно.
Большинство мальчиков отметили, что желание готовить домашнее задание зависит от того, выставляют ли за него отметки. А процент девочек, ответивших положительно на данный вопрос значительно ниже. На вопрос: «Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть», почти все девочки ответили, что учиться, а вот число мальчиков, ответивших также меньше. Как и в первой методике здесь выяснилось, что для мальчиков важнее отметки, а не знания.
Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко втягиваться в учебу после каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя, а перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.
Очень
интересными оказались
Далее для
обработки результатов
Он подтвердил выдвинутую в данной курсовой работе гипотезу. Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста. Все различия оказались значимыми (таблица 2, 3).
Таблица 2.
Направленность учебной мотивации у мальчиков и девочек.
Среднее мальчики |
Среднее девочки |
t-критерий |
df |
Уровень значимости |
Количество мальчиков |
Количество девочек | |
балл |
8.718750 |
11.51852 |
-3.47062 |
57 |
0.000997 |
32 |
27 |
Таблица 3.
Направленность
на приобретение знаний у
Среднее мальчики |
Среднее девочки |
t-критерий |
df |
Уровень значимости |
Количество мальчиков |
Количество девочек | |
балл |
6.312500 |
7.629630 |
-2.39161 |
57 |
0.020097 |
32 |
27 |
Таким образом, и данные таблиц и графики (см. Приложения 7 и Приложение 8) свидетельствуют о подтверждении нашей гипотезы.
2.3 Выводы
1. Эмпирическое
исследование показало, что в
области учебной мотивации
2. Эмпирическое исследование выявило влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков.
3. Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
Заключение
В данной курсовой работе была изучена проблема гендерных различий в уровне мотивации учебной деятельности подростков.
В первой главе была дана общая характеристика учебной мотивации, виды мотивов учебной деятельности, а также факторы, влияющие на формирование положительной учебной мотивации. Здесь же были раскрыты особенности учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков. Здесь указаны цели, задачи, гипотеза, методы, использованные в исследовании, а также описание хода исследования, анализ и интерпретация его результатов.
Таким образом, поставленная цель: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия в уровне учебной мотивации подростков – была достигнута. А также выполнены следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести
эмпирическое исследование
3.Провести
анализ и интерпретацию
Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод:
Во-первых, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем академических успехов. На разных этапах обучения различные мотивы становятся ведущими.
К мотивам учебной деятельности относят: познавательные и социальные мотивы, которые имеют различные уровни, проявления, проходят определённые этапы.
Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
Среди разнообразных мотивов учения выделяют внешние и внутренние мотивы. По Л.М. Фридману, если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности, если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.
А.К. Маркова выделяет следующие факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
Во-вторых, в ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры школьника. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности, трансформируются в учебные; во-вторых, с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов.
Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям, снижению мотивации и активности в обучении
Высокоуспевающие подростки осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения
В-третьих, различия между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения. С возрастом эти различия становятся все более отчетливыми. Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.