Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..….……3-4
Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………
1.2 Особенности мотивации учения подростков………………………….
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………
2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя КР.docx

— 100.37 Кб (Скачать файл)

2. Методика изучения направленности на приобретение знаний. Методика предложена Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой [24]. Методика состоит из двенадцати утверждений (см. приложение 2). Инструкция: Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. Обработка производится в соответствии с ключом. Максимальное количество баллов 12. Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

3. Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника, автором которой является Маргарита Викторовна Матюхина. Данная методика позволяет не только выявить ведущие, доминирующие стимулы в мотивационной сфере обучающихся, но и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе, а также изучить учебную мотивацию с нескольких точек зрения (см.приложение 3).

Для обработки  результатов были использованы программы  Excel и Statistica, в частности, метод: t-критерий Стьюдента.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Первичная обработка сырых данных (таблица 1) показывает, что действительно  есть гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно у 63% девочек, принимавших участие в исследовании, внутренний тип мотивации учения, тогда как этот же тип мотивации  лишь у 31% мальчиков. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности

Таблица 1.

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Методика диагностики направленности на получение знаний

Тип мотивации к обучению

Уровень внутренней мотивации

Уровень направленности на приобретение знаний

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Внешняя – 69%

Внутренняя  - 31%

Внешняя – 37%

Внутренняя  - 63%

Низкий – 16%

Средний – 78%

Высокий – 6%

Низкий – 4%

Средний – 85%

Высокий – 11%

Низкий – 16%

Средний – 75%

Высокий – 9%

Низкий – 4%

Средний – 59%

Высокий – 37%




Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте

 

Рис.1. Типы мотивации  учебной деятельности подростков разных полов.

Также данная таблица и график 2. отражают различия в уровне внутренней мотивации у мальчиков и девочек. Если посмотреть процентное соотношение в уровнях внутренней мотивации, то у девочек на 5 – 7% процентов он выше у девочек.

Рис.2. Уровни внутренней мотивации учения у мальчиков  и девочек.

Первичная обработка методики  диагностики  направленности на получение знаний  также показала, что 37% девочек принадлежит  высокий уровень направленности на получение знаний, и всего лишь 9% мальчиков.

Рис.3. Уровень  направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек.

Далее, после  первичной обработки результатов  методик, было подсчитано процентное соотношение  положительных и отрицательных  ответов у мальчиков и девочек  по методике диагностики направленности ученой мотивации (см. Приложение 4).

 По  данной таблице можно сделать  некоторые выводы. Например, девочки  в гораздо большей степени  склонны к поиску дополнительной  литературы по предметам, хотя  периодическое возникновение «нежелания  учиться» на уроках больше  свойственно именно им. Они же  больше обсуждают учебный материал  по некоторым предметам в свободное  время с друзьями.  Для 53% мальчиков  отметка по предметам важнее знаний. Положительный ответ на данное утверждение дали лишь 22% девочек.

Велика  разница(40%) в ответе на утверждение: «Если я плохо подготовлен  к уроку, то особо не расстраиваюсь  и не переживаю». 75% мальчиков ответили «да». Хотя, трудности, возникающие  при изучении какого-то предмета, делают его еще более увлекательным  для мальчиков в большей степени. По данной методике больше мальчиков, чем девочек считают, что активно  работать и выполнять  задания  они могут только под контролем  учителя.

В равной степени, и для мальчиков и  для девочек изучение школьных предметов  дает возможность узнать много важного  для себя, проявить свои способности; некоторые предметы им интересны, и подростки хотят знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им подсказывают и помогают.

Методика  диагностики направленности на приобретение знаний также показала различия в  ответах на некоторые вопросы (см. Приложение 5). Например, большее число девочек, получив плохую отметку, придя домой, сразу садятся за уроки, повторяя и то, что плохо ответили. А мальчики же садятся смотреть тел. или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

Девочки в большей степени считают, что  отметки зависят от тщательности подготовки к уроку и анализируют  после получения низкой отметки, что сделали неправильно.

Большинство мальчиков отметили, что желание  готовить домашнее задание зависит  от того, выставляют ли за него отметки. А процент девочек, ответивших положительно на данный вопрос значительно ниже. На вопрос: «Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть», почти все девочки ответили, что учиться, а вот число мальчиков, ответивших также меньше. Как и в первой методике здесь выяснилось, что для мальчиков важнее отметки, а не знания.

Оказалось, что и мальчикам, и  девочкам достаточно нелегко втягиваться  в учебу после каникул, они  особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя, а перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.

 Очень  интересными оказались наблюдения  в процессе ответов на вопросы  методик. Для девочек свойственно  разрисовывание бланков ответов,  а мальчикам оригинальность в  написании своего пола. Например, некоторые мальчики в графе  пол, вместо мужского писали  «мужик», или «средний», дописывая  далее мужской.

Далее для  обработки результатов использовался  статистический метод: t – критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

 Он подтвердил выдвинутую в данной курсовой работе гипотезу. Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста. Все различия оказались значимыми (таблица 2, 3).

Таблица 2.

Направленность  учебной мотивации у мальчиков  и девочек.

 

Среднее

 мальчики

Среднее

девочки

t-критерий

df

Уровень

 значимости

Количество 

мальчиков

Количество

девочек

балл

8.718750

11.51852

-3.47062

57

0.000997

32

27


 

Таблица 3.

 Направленность  на приобретение знаний у подростков  разного пола.

 

Среднее

 мальчики

Среднее

девочки

t-критерий

df

Уровень

 значимости

Количество 

мальчиков

Количество

девочек

балл

6.312500

7.629630

-2.39161

57

0.020097

32

27


 

Таким образом, и данные таблиц и графики (см. Приложения 7 и Приложение 8) свидетельствуют о подтверждении нашей гипотезы.

 

2.3 Выводы

1. Эмпирическое  исследование показало, что в  области учебной мотивации между  подростками мужского и женского  пола есть различия.

2. Эмпирическое  исследование выявило влияние  гендерных различий на учебную  мотивацию подростков.

3. Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе была изучена проблема гендерных различий в уровне мотивации  учебной деятельности подростков.

В первой главе была дана общая характеристика учебной мотивации, виды мотивов  учебной деятельности, а также факторы, влияющие на формирование положительной учебной мотивации. Здесь же были раскрыты особенности учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек.

Вторая  глава посвящена эмпирическому  исследованию влияния гендерных  различий на учебную мотивацию подростков. Здесь указаны цели, задачи, гипотеза, методы, использованные в исследовании, а также описание хода исследования, анализ и интерпретация его результатов.

Таким образом, поставленная цель: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия в уровне учебной мотивации подростков – была достигнута. А также выполнены следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Провести  эмпирическое исследование влияния  гендерных различий на учебную  мотивацию подростков.

3.Провести  анализ и интерпретацию результатов  исследования. 

Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод:

Во-первых, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем академических успехов. На разных этапах обучения различные мотивы становятся ведущими.

К мотивам учебной деятельности относят: познавательные и социальные мотивы, которые имеют различные  уровни, проявления, проходят определённые этапы.

Если у школьника  в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно  говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

Среди разнообразных  мотивов учения выделяют внешние и внутренние мотивы. По Л.М. Фридману, если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности, если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

А.К. Маркова выделяет следующие факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации  к учебной деятельности:

  1. Содержание учебного материала;
  2. Организация учебной деятельности;
  3. Коллективные формы учебной деятельности;
  4. Оценка учебной деятельности;
  5. Стиль педагогической деятельности учителя.

Во-вторых, в ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры школьника. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности, трансформируются в учебные; во-вторых, с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов.

Степень адекватности самооценки учебных  способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям, снижению  мотивации и активности в обучении

Высокоуспевающие подростки осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения

В-третьих, различия между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения. С возрастом эти различия становятся все более отчетливыми. Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

Информация о работе Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий