Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:12, курсовая работа
Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение.
Введение ………………………………………………………………..….……3-4
Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………
1.2 Особенности мотивации учения подростков………………………….
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………
2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………
«В содержании мотивации учения подростков раскрывается важный показатель его психического развития: с ним связано появление новых средств регуляции поведения. Такими средствами в подростковом возрасте становятся понятия. Именно понятие, - слово, - средство овладения психическими процессами, средство подчинения их своей воле, средство направления их деятельности на разрешение жизненных задач. Слова должны обязательно отражать личный опыт подростков, их переживания и взаимодействия с людьми, которые раскрываются в словесной форме» [1].
Потребности личности в ходе обучения находят свой предмет в деятельности и, таким образом, происходит формирование структуры учебных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавлива-ется личностный смысл деятельности и отдельных ее аспектов[16].
Первой особенностью мотивации учебной деятельности является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этих знаний. При этом, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает[25].
Удовлетворение учебной
Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, снижению мотивации и активности в обучении [11].
В отличие от старших школьников, для которых отметка становится показателем уровня их знаний, для учащихся средних классов она является знаком поощрения или порицания, выражением общественного мнения и средством завоевания определённой позиции, для многих [5].
Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Все это объясняется тем, что у подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок[11].
Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является, как считает Л. И. Божович, стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и тому подобное имеют ту же цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость[6].
Как отмечает М. В. Матюхина, высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения [11].
Особенностью мотивации
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек
Уже в момент зачатия ребенок получает главное для того, чтобы стать мужчиной или женщиной: набор половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития.
Итак, психологические различия мальчиков
и девочек. Во-первых, это различия
в реакциях на окружающую действительность,
в том числе и на общественные
события. Различия в направленности
интересов и склонностей. Во-вторых,
это этапы созревания психики, необходимые
для того, чтобы человек стал способным
иметь собственное потомство[
Различия между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения: мальчики обычно сильнее толкают мать (при шевелении плода). Физически (в среднем) мальчики сильнее. Они громче и настойчивее кричат, когда голодны. Они рождаются с большим весом (на 200-300 г), раньше начинают держать голову в положении на животе. Уже в раннем возрасте проявляется различие: воспитание девочки и уход за нею обычно связаны с множеством мелких забот и беспокойств, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного времени девочки находятся «при матери» - рядом. Мальчики же по мере взросления склонны удаляться на более значительные расстояния, что порождает беспокойство родителей[15].
С возрастом различия между мальчиками и девочками становятся все более отчетливыми. Эти различия проявляются задолго до полового созревания и не определяются характером воспитания: от него зависит лишь манера их проявления.
Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам[15].
Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола – жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.
Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.
У девочек уже с первых месяцев
жизни наблюдается более
Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек.
Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов [21].
В свободное время виды деятельности
у мальчиков более
Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому[15].
Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышен интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми.
Еще одна особенность женской психики связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мужчины больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично [28].
Таким образом, мужской и женский
пол психологически во многом различны,
но в целом равнозначны и
Существует противоположные
Берн же считает, что родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером [4].
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков.
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования.
Исследования по особенностям проявления учебной мотивации подростков в зависимости от гендерных различий проводилось в мае 2013 года в основной школе № 13 г. Соликамска на учениках седьмых классов.
Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 40 учащихся 7 классов. Из них 21 мальчик, и 19 девочек. Возраст испытуемых 13 – 14 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.
Гипотеза данной курсовой работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
Цель данного исследования – выявить особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести
эмпирическое исследование
3.Провести
анализ и интерпретацию
Эмпирическое исследование проявлений гендерных различий на учебную мотивацию подростков имеет ряд следующих этапов:
Для проведения данного исследования были использованы две методики.
Описание методик:
1.Методика диагностики направленности учебной мотивации, разработанная кандидатом психологических наук Дубовицкой Т.Д.[10].
Данная
методика может использоваться в
образовательном процессе и служить
основой повышения