Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..….……3-4
Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………
1.2 Особенности мотивации учения подростков………………………….
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………
2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя КР.docx

— 100.37 Кб (Скачать файл)

 

    1. Особенности мотивации учения подростков

«В содержании мотивации учения подростков раскрывается важный показатель его психического развития: с ним связано появление новых средств регуляции поведения. Такими средствами в подростковом возрасте становятся понятия. Именно понятие, - слово, - средство овладения психическими процессами, средство подчинения их своей воле, средство направления их деятельности на разрешение жизненных задач. Слова должны обязательно отражать личный опыт подростков, их переживания и взаимодействия с людьми, которые раскрываются в словесной форме» [1].

Потребности личности в ходе обучения находят  свой предмет в деятельности и, таким  образом, происходит формирование структуры  учебных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавлива-ется личностный смысл деятельности  и отдельных ее аспектов[16].

Первой  особенностью мотивации учебной  деятельности является возникновение  у школьника стойкого интереса к  определенному предмету. Этот интерес  не проявляется неожиданно, в связи  с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этих знаний. При этом, чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает[25].

Удовлетворение учебной деятельностью  возрастает по мере усложнения предмета, увеличения в нем доли творческих компонентов, позволяющих ученику  проявлять личную инициативу, реализовывать  багаж знаний и умений. По мере роста  учебного мастерства ученик начинает видеть пути самовыражения, самоактуализации в деятельности. Учебные неудачи приводят к формированию отрицательной мотивации[29].

Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени  влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, снижению мотивации и активности в обучении [11].

В отличие  от старших школьников, для которых  отметка становится показателем  уровня их знаний, для учащихся средних классов она является знаком поощрения или порицания, выражением общественного мнения и средством завоевания определённой позиции, для многих [5].

Повышение интереса к одному предмету протекает  у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Все это объясняется тем, что у подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок[11].

Главным мотивом поведения и  деятельности учащихся средних классов  в школе является, как считает  Л. И. Божович, стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и тому подобное имеют ту же цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость[6].

Как отмечает М. В. Матюхина, высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения [11].

Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов  является наличие у них «подростковых  установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с  таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической» устойчивостью, передающихся из в года в год от старших подростков к младшим  и почти не поддающихся педагогическому  воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или тем, кто списывает и пользуется подсказкой [20].

 

1.3 Психологические различия мальчиков и девочек

Уже в момент зачатия ребенок  получает главное для того, чтобы  стать мужчиной или женщиной: набор  половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций  на условия развития.

Итак, психологические различия мальчиков  и девочек. Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые  для того, чтобы человек стал способным  иметь собственное потомство[15].

Различия между мальчиками и  девочками можно выявить еще  до рождения: мальчики обычно сильнее  толкают мать (при шевелении плода). Физически (в среднем) мальчики сильнее. Они громче и настойчивее кричат, когда голодны. Они рождаются  с большим весом (на 200-300 г), раньше начинают держать голову в положении  на животе. Уже в раннем возрасте проявляется различие: воспитание девочки  и уход за нею обычно связаны с  множеством мелких забот и беспокойств, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного  времени девочки находятся «при матери» - рядом. Мальчики же по мере взросления склонны удаляться на более значительные расстояния, что порождает беспокойство родителей[15].

С возрастом различия между мальчиками и девочками становятся все более  отчетливыми. Эти различия проявляются  задолго до полового созревания и  не определяются характером воспитания: от него зависит лишь манера их проявления.

Многое зависит от воспитания: девочку  чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют  меньше интереса к домашним делам[15].

Творчество мужского пола в большей  мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола – жизнеутверждающий, упорядочивающий  и декоративный.

Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что  они лучше знают прилегающую  к дому территорию, относительное  расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.

У девочек уже с первых месяцев  жизни наблюдается более высокая  чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько  месяцев раньше мальчиков[15].

Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости  определенных действий. Круг интересов  мальчиков шире, чем у девочек.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов  – историю. Наименее любимы у них  родной и иностранный языки. Девочки  чаще предпочитают гуманитарные предметы – литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов [21].

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами  дома, в непривычной обстановке девочки  быстрее теряются, с трудом находят  себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда  как мальчики находят себе занятие  по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно.

Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко  переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство  в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому[15].

Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышен интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми.

Еще одна особенность женской психики  связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мужчины больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично [28].

Таким образом, мужской и женский  пол психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в  той или иной жизненной ситуации.

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий. Колесов Д.В. считает, что различия мальчиков и девочек необхо-димо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Берн  же считает, что родителям и педагогам  необходимо научиться подходить  к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных  различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности  в педагогике и о том, как с  ней бороться. Предполагает, что  безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером [4].

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния  гендерных различий на учебную мотивацию  подростков.

2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования.

 

Исследования  по особенностям проявления учебной мотивации подростков в зависимости от гендерных различий проводилось в мае 2013 года в основной школе № 13 г. Соликамска на учениках седьмых классов.

Характеристика испытуемых: В исследовании приняли участие 40 учащихся 7 классов. Из них 21 мальчик, и 19 девочек. Возраст испытуемых 13 – 14 лет. Исследование проводилось во время уроков в первой половине дня.

Гипотеза данной курсовой работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

Цель данного исследования – выявить особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий.

Достижение  поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

1.Изучить  литературу по данной теме.

2.Провести  эмпирическое исследование влияния  гендерных различий на учебную  мотивацию подростков.

3.Провести  анализ и интерпретацию результатов  исследования. 

Эмпирическое исследование проявлений гендерных различий на учебную мотивацию подростков имеет ряд следующих этапов:

  1. Определение темы и постановка основной проблемы;
  2. Рассмотрение степени разработанности проблемы по данным литературы;
  3. Уточнение гипотезы, определение зависимой, независимой и внешних переменных;
  4. Выбор методик, которые регистрировали бы зависимую переменную;
  5. Отбор испытуемых. На этом этапе определяется состав выборки исследования, которая должна моделировать генеральную совокупность;
  6. Проведение самого эмпирического исследования, организация процесса взаимодействия с испытуемыми, их мотивирование и инструктирование;
  7. Проведение статистической обработки результатов исследования;
  8. Интерпретация результатов и выводы исследования.

Для проведения данного исследования были использованы две методики.

Описание методик:

1.Методика диагностики направленности учебной мотивации, разработанная кандидатом психологических наук Дубовицкой Т.Д.[10].

Данная  методика может использоваться в  образовательном процессе и служить  основой повышения эффективности  обучения. Цель методики: выявление  направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из двадцати суждений и предложенных вариантов  ответов. Ответы в виде плюсов и минусов  записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения (см. приложение 1). Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с двенадцатилетнего возраста. Инструкция: вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым предметам, проставив напротив номера свой ответ. Полученные в процессе обработки ответов испытуемого расшифровывается следующим образом: 0-10 баллов – внешняя мотивация; 11-20 баллов – внутренняя мотивация. Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы: 0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации; 6-14 баллов – средний уровень мотивации; 15-20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации. Данная методика может использоваться для выяснения причин неуспеваемости, для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения, для исследования эффективности преподавания дисциплин и поиска резервов его совершенствования.

Информация о работе Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий