Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Проблема учебной мотивации существовала, как и раньше, так и будет существовать ещё долгое время. Её нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. Следовательно, она всегда остаётся современной и актуальной.
Воспитывая и обучая детей, родители и педагоги должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой отпечаток на их чувства, сознание и поведение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..….……3-4
Глава 1. Мотивация учебной деятельности подростков и психологические различия мальчиков и девочек
1.1 Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению……………………
1.2 Особенности мотивации учения подростков………………………….
1.3 Психологические различия мальчиков и девочек……....……………
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления гендерных различий в учебной мотивации подростков
2.1 Описание исследования: Цели, задачи, этапы и методы исследования…………………………………………………………………
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………
2.3 Выводы……………………………………………….. ………………..
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

моя КР.docx

— 100.37 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков показало, что для мальчиков характерен внешний тип мотивации учения, девочкам же – внутренний. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности. Далее выявились различия в уровне внутренней мотивации учебной деятельности. И здесь оказалось, что уровень мотивации учения у девочек выше, чем у мальчиков. Методика диагностики направленности на приобретение знаний показала, что уровень направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек различается  и выше у последних.

В данном исследовании было обращено внимание на то, как девочки и мальчики отвечали на вопросы. Девочки в гораздо  большей степени склонны к  поиску дополнительной литературы по предметам, хотя  периодическое возникновение  «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Они же больше обсуждают учебный материал по некоторым  предметам в свободное время с друзьями. Для мальчиков (для девочек в меньшей степени) отметка по предметам важнее знаний.

В равной степени, и для мальчиков  и для девочек изучение школьных предметов дает возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые предметы им интересны, и подростки хотят знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им подсказывают и помогают. Оказалось, что и мальчикам, и девочкам достаточно нелегко втягиваться в учебу после каникул, они особо не жалеют, что не бывает уроков из-за болезни учителя, а, перейдя в следующий класс, получая новые учебники, их одинаково интересует, о чем в них идет речь. Также в равной степени высказались, что учеба – это познание нового.

Статистический  метод, t – критерий Стьюдента подтвердил выдвинутую в данной курсовой работе гипотезу: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.

Итак, проблему мотивации учебной деятельности, а в частности ее гендерный аспект, нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. А также потому, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов. 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 38-45.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб,2002.318 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  4. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. №4. С. 33 – 41.
  5. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник Московского университета. Психология. 2001. №2. С. 16 – 23.
  6. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. №6. с. 132 – 135.
  7. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. с. 42 – 45.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
  9. Ильчукова Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы мотивации учебной деятельности. // Вестник СГУ. 2005.
  10. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.192 с.
  11. Колесов Д. В. Современный подросток: Взросление и пол. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 200 с.
  12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М, 1999. 294 с.
  13. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. М.: Просвещение, 1991. 95 с.
  14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  15. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.//Вопросы психологии. 1987. №5. С. 129 – 141.
  16. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. №5. С. 30 – 35.
  17. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  18. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.694 с.
  19. Психология подр. Полное руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. 432 с.
  20. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М.,1997. 256 с.
  21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.  М., 1986.
  22. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. 210 с.
  23. Шумилин Е.А. Психологич особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. 152 с.
  24. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  25. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  26. Маркова А. К., Матис Т, А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  27. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.

 


Информация о работе Особенности проявления учебной мотивации подростков в зависимости от их гендерных различий