Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы - изучение отношения к материнству у девушек, лишенных родительского попечительства (сирот).
В рамках выделенной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие «материнство» и его функции;
проанализировать феномен девиантного материнства;
выявить особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проблемы материнства 5
2. Материнская депривация и её структурные элементы 9
3. Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проблемы материнства 5
2. Материнская депривация и её структурные элементы 9
3. Особенности
психологического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Материнство - это сложный биологический и социальный феномен природы женщины. В основе материнства заложен процесс сознательных и бессознательных взаимоотношений между матерью и ребенком. Инстинкт материнства существует у женщин на генетическом уровне. Это означает, что женщина рождается с готовой «программой» быть мамой и заботиться о сохранении своего потомства
Исследования позволяют уточнить данный тезис. Запуск «программы материнства» возможен только при наличии благоприятных социально-психологических условий, в которых должна оказаться женщина. При отсутствии таких условий, «программа материнства» нарушается и приобретает уродливые формы, такие как безнадзорность и сиротство.
Сценарий позитивного материнства складывается из чувственного, эмоционального и рационального опыта ребенка, приобретаемого в семье. Девочки-сироты, как правило, не имеют опыта положительных отношений с мамой, а самостоятельно освоить роль «хорошей мамы» им не удается.
Поэтому актуальность данной теми обусловлена, прежде всего, формированием у девочек-сирот материнских качеств и функций, основанных на механизмах эмоциональной привязанности к ребенку.
Теоретической основой работы явились фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии концепции культурно-исторической обусловленности материнства (Э. Эриксон, М. Мид, В.А. Рамих, И.С. Кон, М.С Радионова и др.); психологические концепции материнства (В.И. Брутман, А.И. Захаров, ГХ. Филиппова, СЮ. Мещерякова, НЛ. Коваленко, Д.В. Винвикотг, Д. Пайнз).
Объект исследования - современное материнство, предмет - отношение к материнству у девушек, лишенных родительского попечительства (сирот)
Цель работы - изучение отношения к материнству у девушек, лишенных родительского попечительства (сирот).
В рамках выделенной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие «материнство» и его функции;
проанализировать феномен девиантного материнства;
выявить особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек).
Методы, использованные при написании работы: анализ, который чаще всего использовался в работе, метод аналогий, классификация, наблюдение. Представленные выше методы являются наиболее употребляемыми в ходе написания работы, однако данный список далеко не исчерпывающий.
Информационной базой послужили учебные пособия по данному вопросу, монографии ряда авторов по исследуемой проблеме, данные статистической отчетности.
Проблема материнства сформировалась как самостоятельное направление исследований в Украине относительно недавно. Круг опубликованных работ в отечественной научной литературе по данной теме сравнительно невелик. Но при всем разнообразии существующих направлений и концепций материнства в психологии их можно свести к трем основным подходам (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Подходы к определению феномена материнства
№ п/п |
Наименование подхода |
Суть подхода |
1 |
Культурно-исторический |
В рамках этого подхода институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Материнство – это одна из социальных женских ролей, так как общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения, даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе [1, с.132]. |
2 |
Природно-биологический |
Сторонники второго, природно-биологического подхода исходят из приоритета биологической предрасположенности женщины к определенным образцам поведения. Для этого подхода традиционным является сопоставление данных, полученных на животных и человеке, и основанные на них представления о сущности и механизмах, так называемого, «материнского инстинкта» [2, с.154]. |
3 |
Функционально-личностный |
В русле данного направления
материнство рассматривается |
Однако, по мнению психологов,
изучающих материнство, сегодня
не обеспечен адекватный концептуальный
подход, который бы позволил иметь
целостное представление о
Что касается понятия «материнство», то к настоящему времени оно недостаточно определено в науке и неоднозначно эксплицировано. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач [3, с.187]. .На сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Рассмотрим в табл. 1.2 научные взгляды относительно трактовки данного понятия.
Таблица 1.2
Взгляды учёных на понятие «материнство»
Авторы |
Толкование понятия « |
Словарь русского языка С.И. Ожегова и толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова |
1) материнство – это беременность, роды, кормление – как функция женщины-матери; 2) родственная связь матери
с детьми: материнское чувство;
чувство материнства, инстинкт
материнства, материнская 3) то, что является источником, давшим жизнь кому-чему-нибудь; откуда черпают силу, энергию, жизнеспособность. |
Сексологический словарь |
материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты. |
Филиппова Г.Г. (функциональный подход) |
рассматривает материнство
как психосоциальный феномен: как
обеспечение условий для |
Е.А.Каплан, Э.Оаклей (феминистский подход) |
объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. |
Рамих В.А. |
материнство – исторически сложившийся механизм воспроизводства человека, обусловленный по форме биопсихофизиологически, а по существу являющийся социокультурным феноменом, важным механизмом трансляции культуры |
.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г.А. Сидоров (социологический подход) |
Согласно социологической
точке зрения, возможно определение
материнства как социальной категории,
характеризующей совокупность особых
ролевых и поведенческих |
Продолжение табл. 1.2
Э. Бадинтер, М. Мид |
следует рассматривать материнство как особое социальное явление, особый социальный институт, связанный, с одной стороны, с брачно-семейной сферой, а с другой – с социальной структурой, социальными ролями, социальными функциями, социальными статусами, идеалами, интересами, репродуктивным поведением и деятельностью по индивидуализации, социализации и персонификации социальных объектов. |
Словацкий ученый Ф. Хорват |
материнство - это личностное качество женщины, ее биологические и психофизиологические особенности, которые женщина имеет как бы «в себе», как какую-то художественную способность, вроде «врожденного таланта». |
Таким образом, есть все основания признать: предмет исследования не получил до сих пор конструктивного «рабочего» определения. Анализ же многочисленных аспектов, проблем материнства требует прежде всего его обозначения.
Для воссоздания целостной картины проблемы материнства нужно обозначить функции, присущие матери. Функции матери довольно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.
Филиппова Г.Г., специалист в области психологии, выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную [1, с.138].
К видотипичным функциям матери относятся следующие.
1. Обеспечение стимульной
среды для пре- и
2. Обеспечение условий
(в форме разделения
3. Обеспечение условий
для возникновения прижизненно
формирующихся видотипичных
4. Обеспечение условий
для освоения видотипичных
5. Обеспечение условий
для развития мотивационных
Конкретно-культурные
функции охарактеризовать
К этой группе материнских функций Филиппова Г.Г. относит следующие.
1. Обеспечение матерью
предметной среды и условий
чувственно-практической, игровой деятельности
и общения, которые
2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности;
3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды;
4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
5. Обеспечение условий
для формирования у ребёнка
основных культурных моделей:
ценностно-смысловых
Филиппова Г.Г. отмечает,
что не все эти функции
Материнская депривация возникает
при недостаточной
Информация о работе Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей