Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение отношения к материнству у девушек, лишенных родительского попечительства (сирот).
В рамках выделенной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие «материнство» и его функции;
проанализировать феномен девиантного материнства;
выявить особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проблемы материнства 5
2. Материнская депривация и её структурные элементы 9
3. Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

теор.часть.docx

— 66.29 Кб (Скачать файл)

Повышенное внимание к  стороне общения - одна из важнейших  характеристик подросткового возраста. В группе воспитанников интерната  обсуждаемая сторона общения  оказывается неразвитой, что может  быть отчасти связано с особыми  условиями общения этих детей  со сверстниками. В школе отношения  со сверстниками носят избирательный  характер. В интернате, постоянно  находятся в ситуации обязательного  общения с достаточно узкой группой  сверстников, поэтому избирательность  для них отходит на второй план, уступая место восприятию контактов  со сверстниками, как стабильных неизбежных, таких, которые сам подросток  по собственной воле изменить не может.

Указание на интересы, увлечение, свидетельствует о том, что данная сфера имеет первостепенное значение. Именно через это он определят  себя, находит свое отличие от других. У школьников это сфера занимает существенное место в образе Я, у воспитанников эта сфера находится на периферии. Это заслуживает особого внимания, так как известно, что развитие интересов, повышение их личностной значимости - существенная характеристика старшего подросткового возраста, непосредственно связанная с потребностью в профессиональном и жизненном самоопределении. Недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе Я воспитанников интерната может предшествовать нормальному протеканию процесса самоопределения важному для формирования личности.

Итак, характеристики образа Я подростков, растущих в семье  и вне семьи, различающихся по ряду существенных параметров, главные  из которых [26, с. 45]:

1) ориентации на собственные  личностные особенности (массовая  школа) - ориентация на внешнее  окружение, на приспособление (интернат);

2) интенсивное становление  образа Я в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных  ценностей (массовая школа) - стабильность  этих сторон образа Я (интернат);

3) яркая выраженность  собственно подростковых характеристик  (массовая школа) - несоответствие  некоторых сторон образа Я  возрастным характеристикам (интернат). Дело не в том, что образ  Я развивается в этих условиях  более медленно, важно, что он  развивается несколько иначе,  по другому пути, чем у подростков  растущих в семье. 

Другое важнейшее психологическое  новообразование подросткового  возраста - обращенность в будущее. Его изучение проливает свет, с  одной стороны на более широкую  проблему становления временной  перспективы личности как существеннейшей  ее характеристики, а с другой - на процесс профессионального самоопределения - сравнительно более узкий, но чрезвычайно  практически значимый в этом возрасте момент личностного развития.

Психологический самоанализ профессионального самоопределения  свидетельствует, что процесс по-разному  осуществляется в интернате и  массовой школе. Суть различия состоит  в том, что в обычной школе  в начале формируются некоторые  идеальные представления о своей  будущей профессии, которые впоследствии сменяются вполне реально, причем в  ряде случаев возникают достаточно сложные, противоречивые отношения  между теми и другими. У воспитанников  школы-интерната, рано складываются реалистические представления о своей будущей  специальности, поэтому отношение  к её выбору у них, как правило, непротиворечивое. В данном случае отсутствие противоречивости в профессиональном определении не может быть оценено  положительно.

Подросток из массовой школы, выбирая «земную», более соответствующую  своим способностям и объективным  обстоятельствам жизни профессию, отказывается от своих детских надежд и мечтаний совершает акт сознательного  самоограничения, необходимого профессиональном самоопределении.

За воспитанника детского дома этот акт совершают другие: профессиональное самоопределение  обусловлено системой общественного воспитания, обучаясь в которых воспитанники могут находиться на полном государственном обеспечении). По существу, акт профессионального самоопределения превращается для воспитанников интерната в профессиональное определение. Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте важнейшая составляющая личностного самоопределения, то очевидно, как неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности.

Профессиональная перспектива  может быть полностью сформулирована лишь как часть целостной временной  перспективы будущего. Сюда входят и мотивы общения с другими  людьми (стремление иметь друзей, вступить в брак), и мотивы, связанные с  развитием собственной личности, собственного Я. Эти группы мотивов  временной перспективы также значительно менее выражены у воспитанников интерната. Они представлены незначительно и относятся лишь к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

Другая область психического развития личности - становление психосексvальной идентичности. В подростковом возрасте, в периоде созревания человека эта  область занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные  с полом, психосексуальным поведением и развитием, формированием системы  определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующих представлений  человека о себе, как о мужчине  или женщине, то есть все то, что  составляет основное содержание понятия  «психосексуальная идентичность», выходят на первый план в формировании личности детей данного возраста [27, с. 41].Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина. Их положительная модель в значительной мере расплывчато, не наполнена конкретными бытовыми деталями, хотя и не очень эмоционально насыщена.

Одновременно существует и другой эталон - отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения  не должны быть, какими качествами не должны они обладать. Столкновение двух образов  порождает конфликтную систему  требований: идеализированных и неопределенных с одной стороны, и чрезвычайно  низких ограниченных выполнением элементарных норм поведения - с другой. Школьники  из семьи оценивают мужчин и женщин более разносторонне, их представления  о семье, о взаимоотношениях в  ней вполне реальны и наполнены  конкретным содержанием.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Материнство изучается в  психологии в различных аспектах, в психологических школах и направлениях. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, детской, педагогической психологии и т.д.

Важность материнского поведения  для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как о самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В работе было рассмотрено  и изучено, что психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность  в общении, и потому при благоприятных  условиях возможна сравнительно быстрая  коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и  интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными. Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, детских домах и интернатах, могут  успешно развиваться при условии  хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общение взрослого с ребёнком и расширение рамок индивидуального  опыта последнего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Филиппова Г.Г. Психология материнства М.: Институт психотерапии, 2002
  2. Бердникова Т.В., Степашов Н.С., Сидоров Г.А. Юное материнство в современной семье. Курск, 2000
  3. Брандт Г.А. Природа женщины.  Екатеринбург, 2000.
  4. Менегетти А.  Женщина третьего тысячелетия. М., 2002.
  5. Иванников В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности. // Мир психологии. 2003. №2.
  6. Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007. 197 с.
  7. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
  8. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007. 246 с.
  9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  10. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.
  11. Солнцева Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации. М.: Книга, 2007. 335 с.
  12. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 243 с.
  13. Ослон В. Н., Холмагорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 79–90.
  14. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивного права женщины. // Социс. 2002. №11. С. 92-99.
  15. Караханова Т.М.  Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени. // Социс. 2003. №3. С.74-81.
  16. Карцева Л.В.  Модель семьи в условиях трансформации российского общества. // Социс. 2003. №7. С. 92-100.
  17. Абрамова Е. А. Исследование возможности адаптации матерей-подростков в современных условиях. URL: http//www.socpol.ru/grantprog/doc/abram00_a.doc.
  18. Раньше не значит лучше // МК-Север. 2006. № 15. URL: http://www.arhpress.ru/mks/2006/4/12/5.shtml.
  19. Скутнева С. В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи. Тольятти, 2007.
  20. Авдеева, Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка/ Н. Н. Авдеева.– Москва, 2003.– 173с.
  21. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.– Санкт – Петербург, 2004.– 738с.
  22. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005.– 400с.
  23. Сергиенко, Е. А., Пугачёва, А. Н. Представление о гендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме/ Е. А. Сергиенко, А. Н. Пугачёва// Мир детства, №3, 2002.– с. 40-47.
  24. Шапатина О.В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье. // Диссертация к.псих.н. М. 2001.
  25. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого наказания, 2007.
  26. Фельдштейн Д.И. Проблемы взросления подростков. М., 2008.
  27. Гурко Т. А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 88–91.

Информация о работе Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей