Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение отношения к материнству у девушек, лишенных родительского попечительства (сирот).
В рамках выделенной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие «материнство» и его функции;
проанализировать феномен девиантного материнства;
выявить особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проблемы материнства 5
2. Материнская депривация и её структурные элементы 9
3. Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

теор.часть.docx

— 66.29 Кб (Скачать файл)

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной  связи между людьми, которая сохраняется  неопределенное время, даже если эти люди разделены [4, с.24]. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие.

Здоровая привязанность  способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми.

Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии. Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка, но и вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

Длительная разлука с матерью негативно влияет на психическое и физическое развитие детей. Э. Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным для теории депривации, – «базисное недоверие к миру» у ребенка, лишенного материнской любви.

В первые годы жизни развивается параметр социального взаимодействия, положительным моментом которого является доверие, а отрицательным –недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной мере зависит от проявляемой по отношению к нему заботы. Если ее недостаточно, то у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего опыта на последующее развитие. Он считает, что дети, лишенные в младенчестве материнского тепла и любви, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития [5, с. 234].

Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений – от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера.

У таких детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства  тревоги, агрессивности, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными  представлениями о формах общения  в связи с неблагоприятными условиями  в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями, развивается  эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев. Эти  движения быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.

 Портрет личности, формирующейся  у ребенка, оказавшегося с рождения  в условиях материнской депривации [6, с.187].:

- агрессия по отношению  к людям, вещам;

- чрезмерную подвижность;

- чувство собственной  неполноценности;

- постоянные фантазии;

- упрямство;

- неадекватные страхи;

- сверхчувствительность;

- неспособность сосредоточиться  на работе;

- неуверенность в принятии  решения;

- частые эмоциональные  расстройства;

- лживость;

- достижения, не соответствующие  нормам хронологического возраста;

- неадекватная, чрезмерно  завышенная или наоборот заниженная  самооценка;

- говорение с самим  собой и т. д.

- пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка  в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и  т.п. 

- интеллектуальное отставание,

- неумение вступать в  значимые отношения с другими  людьми,

- вялость эмоциональных  реакций,

- агрессивность,

- неуверенность в себе.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях:

– сенсорном (уровне ощущений);

– когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);

– эмоциональном (уровне установления удовлетворения интимных эмоциональных отношений к кому-либо);

– социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) [7, с. 32].

По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом.

Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют и на когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо.

Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в условиях пренебрежения его основными нуждами, меньше ползает, а значит, и менее активно по сравнению с детьми из благополучных семей осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается [8, с. 87]. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное, он склонен к выстраиванию катастрофических моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он это или нет, ребенок трудно вступает с другими взрослыми в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрывается от мира агрессивными переживаниями. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные поступки. К ним относится и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ним что-то случилось [9, с. 51].

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли.

Ребенок, воспитывающийся  в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. Д [10, с.151]. После выпуска из сиротского учреждения многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в криминальных структурах. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, затем становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома.

Дефицит адекватного общения  приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми.

Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам.

Диагностика депривации весьма сложна. Наиболее действенными диагностическими инструментами считаются наблюдение за ребенком и регулярный контроль его развития [11, с. 25]. Кроме того, при помощи тестовых методик диагностируются некоторые психоэмоциональные, личностные (психосоциальные) и интеллектуальные особенности ребенка, которые свидетельствуют о наличии у него депривационной симптоматики.

Для диагностики депривационного синдрома рекомендуется исследовать уровень самооценки ребенка, такие его психоэмоциональные особенности, как тревожность, агрессивность, наличие типичных акцентуаций характера и т. п.

Рекомендуемый набор методов и методик, позволяющий наиболее полно выявить психоэмоциональное состояние ребенка в условиях материнской депривации, может включать в себя стандартизованные тесты-опросники, методики проективной техники, а также малоформализованные клинические методы (наблюдение, беседа, анализ и анализ документов, биографический метод).

К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагопо- лучных обстоятельств их жизни, нарушений в ин- теллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться. Материнская депривация у детей в условиях дома ребенка ведет к разного рода переменам в психическом развитии, которые проявляются в разном возрасте по-разному, но все они имеют потенциально тяжелые последствия для формирования личности ребенка [12,  с. 165].

В связи с этим есть необходимость  как можно раньше определить ребенка из детского дома в приемную семью, если не представляется возможным вернуть его кровным родителям. Проведенное исследование в ходе эксперимента полностью подтвердило выраженную положительную динамику эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития у всех без исключения детей-сирот после помещения их в приемную семью. Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы [8]. Знание этих закономерностей, квалифицированное психологическое сопровождение и поддержка на этапах подбора и становления приемных семей позволяют избежать отказов и неудач, обеспечить менее болезненное и более эффективное становление новой семейной системы. Так как семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модель надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности, а следовательно, и преодоление материнской депривации в большинстве случаев полностью.

Материнская депривация - это  состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичной отсутствие у ребенка привязанности к  взрослому человеку, подрыв доверия  к миру взрослых, оборачивающийся  изменением доверия к внешнему миру [13, с. 189].

 Доверие к миру у  детей переживших материнскую  депривацию может возникнуть  только через эмоциональную теплоту  материнской заботы, а также через  постоянство и повторяемость  эмоционально-теплой заботы о  ребенке. Любовь и тепло, так  необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

3.  Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек)

 

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без  попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и·дальше [14, с. 51].

Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Как было рассмотрено во втором разделе данной работы, лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения» [15, с. 147].Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения  до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей.

Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым  последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни,  также ведет  к печальным последствиям, не поддающимся  реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

В каждом возрастном периоде  выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становления психологических  новообразований, определяющих уровень  развития отдельных психических  процессов личности ребенка в  целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу  развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми  становится возможным усвоение детьми общественно - исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие [16, с. 151].

Информация о работе Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей