Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы - изучение отношения к материнству у девушек, лишенных родительского попечительства (сирот).
В рамках выделенной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие «материнство» и его функции;
проанализировать феномен девиантного материнства;
выявить особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты проблемы материнства 5
2. Материнская депривация и её структурные элементы 9
3. Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей (девушек) 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому. Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и выступает одной из характеристик формы общения. На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в качестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и взаимопонимании.
В таблице 3.1 отражена специфика психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, по ряду параметров.
Таблица 3.1
Специфика психического развития детей, воспитывающихся вне семьи
Параметры |
Параметры Характеристики психического развития |
Интеллект |
Ситуационность, наглядность мышления, классификационное мышление [17, с. 15]. |
Мотивация |
Узость и бедность содержания мотивов, привязанность к ситуации |
Произвольность |
Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю |
Временная перспектива |
Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего |
Продолжение табл. 3.1
Я-концепция |
Неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других, чувство «Мы» |
Идентичность |
Неопределенная |
Гендерная идентичность |
Бедность, схематичность, опора на отрицательный эталон мускулинности-феминности |
Общение |
Недоверие к людям, зависимость, деструктивная агрессия в решении конфликтов |
Рассмотрим психологические особенности детей-сирот младшего школьного возраста.
Исследование показателей
психического развития детей младшего
школьного возраста (1-4 класс) показывает,
что в закрытых учреждениях у
детей обнаруживается преимущественно
средний и низкий уровень психического
развития. Лишь в единичных случаях
отмечается наличие детей, общий
уровень развития которых более
высокий. В этих учреждениях является
весьма значительной группа детей, имеющая
низкий уровень психического развития
- уровень «риска». У учащихся первых
- четвёртых классов
По уровню развития таких
элементов логического
Необходимое условие формирования мышления в возрасте - богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что именно ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей воспитывающихся вне семьи, в детских учреждениях, отрицательно отражается на формировании наглядно-образного мышления, а также сказываются на особенностях восприятия, что проявляется в примитивности рисунка. Для психологии неоспоримо положение о том, что, формируясь в деятельности, любая форма мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.п. Подобная практика, богатая у ребенка, воспитывающегося в семье, чрезвычайно бедна у воспитанников детского дома. [19, с. 211].
Ограниченность практики
решения задач, бедность конкретно-чувственного
опыта приводят к схематичности,
абстрактности, рассудочности мышления
ребенка, когда развитие формальных
сторон интеллекта (классификация, систематизация)
заменяет собой образное, конкретное,
творческое познание мира. На фоне низкого
уровня наглядно-образного и
В тех случаях, когда в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей складывается классификационный тип мышления как доминирующий, он становится очень устойчивым и проявляется на протяжении всего школьного детства в способе усвоения знаний, в особенностях познавательной деятельности [21,с.141]. Характеристика готовности к школьному обучению не ограничивается особенностями интеллектуального развития.
Важное значение имеет
развитие произвольной само регуляции
поведения, благодаря чему ребенок
может самостоятельно выполнять
те или иные задания в соответствие
с определенными требованиями. Для
успешного осуществления
Дети-сироты хорошо справляются
с теми заданиями, в которых достаточно
лишь последовательно выполнять
прямые и элементарные указания взрослого.
Их действия носят пошаговый характер:
выполнение и самоконтроль следуют
непосредственно за указанием педагога.
В тех же случаях когда правило
выполнения задания достаточно сложно
и вводится не пошагово, а формируется
до начала деятельности, а тем более
когда ребенок должен ориентироваться
на несколько таких правил, эффективность
выполнения заданий воспитанниками
школы-интерната становится неудовлетворительной.
Последнее свидетельствует о
сравнительно более низком уровне развития
саморегуляции поведения у
Недостаточная развитость произвольности
поведения у воспитанников
В таких условиях, вынуждающих их быть самостоятельными, следовало, казалось бы, ожидать сравнительно высокого уровня развития у детей умения организовывать себя, планировать свое поведение и т.п. Однако такие элементы развития произвольности, младшеклассников из детского дома сформировано в значительно меньшей степени, чем у их сверстников в семье [22, с. 41].Таким образом, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослых все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и, напротив, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний.
Ребенок, воспитывающийся
в семье, с одной стороны, естественно,
оказывается в менее жесткой
ситуации требований и контроля, а
с другой - участвуя в сложной
разнообразной деятельности вместе
со взрослыми (собирая с дедушкой
конструктор, помогая маме готовить
еду), учится не только выполнять отдельные
операции, но осваивает достаточно
сложные программы
Такого разнообразия взаимодействия
со взрослыми в различных
Важнейшим источником развития произвольности поведения в этом возрасте становится игра, и игра с правилами, ролевая игра развита у них в очень малой степени, т.е. и этот источник развития произвольности оказывается у воспитанников школы-интерната обедненным. Сфера общения со взрослыми детей, как говорилось выше, характеризует напряженные потребности общения.
На фоне стремления общения со взрослым и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно обращает на себя внимание агрессивность младших школьников к взрослым. Это не только подтверждает потребность к общению со взрослыми, но и говорит о неумении взять на себя ответственность за процесс общения, за то, как в нем складываются отношения, а также демонстрирует потребительское отношение к взрослым тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих. Агрессивные, грубые ответы, которые воспитанники школы-интерната адресуют взрослым и говорят о несформированности дистанции в общении. Становлению адекватных форм поведения ребенка в отношение к взрослому способствует нормальное протекание процесса идентификации с родителями, который в этом случае нарушен.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что младшие школьники интерната стремятся в максимальной степени быть дисциплинированными, стараются угодить взрослому. Ведь если в семье ребенок ощущает себя любимым, хорошим, ценным для окружающих, практически в независимости от своего поведения, то в детском учреждении интернатного типа положительное отношение взрослого ребенок должен, как правило, заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками [23, с. 71].
Таким образом, в особенностях
поведения детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся вне семьи,
обнаруживается определенная специфика,
которую стоит определять не как
простое отставание в психическом
развитии, а как качественно иной
характер его протекания. В учреждениях
интернатного типа формируется определенный
тип отклонения, который характеризуется
недоразвитием внутренних механизмов
опосредования, формирования которых
как раз и создает возможность
перехода от реактивного ситуационного
к активному, свободному поведению.
Это недоразвитие внутренних механизмов
опосредования воспитанников
Рассмотрим социально-
Подростковый возраст - последний
период пребывания большинства детей
учреждении интернатного типа. В дальнейшем
они вступают в самостоятельную
жизнь. Воспитанники часто не готовы
к лишению привычных опеки
и образа жизни. Вот почему вопросы
личностной и социальной зрелости 14-15
летнего выпускника интерната имеют
первостепенное значение. Подростковый
возраст, трудный, критический, для
любого человека, таит особые опасности
для воспитанников детских
У воспитанников интернатов
развитие всех аспектов Я (представление
о себе, отношение к себе, образа
Я, самооценка) существенно отличается
от развития этих аспектов у детей
из семьи. Чешские исследователи
И. Лангиейер, 3. Матейчек видят одно
из серьезных следствий в
Первое описание является
«прямым автопортретом», второе - «зеркальным
автопортретом». Содержание образа Я
описывается через систему
Только одна категория Отношения с окружающими людьми - значимо и для учащихся массовой школы и для воспитанников интерната. В остальных случаях у детей, живущих и воспитывающихся в разных условиях, в качестве значимых выделяются разные категории: в интернате - Поведение, Внешность, Отношение к сверстникам противоположного пола, в обычной школе Умения, Интересы, Способности и Самооценка, качество личности.
Все группы высказываний - описание себя, как друга, и своего умения понимать других людей - значительно выражены у школьников и почти не представлены у воспитанников интерната. То есть, значимость именно этих сторон общения для образа Я в наибольшей степени зависит от того, находится ли подросток в семье или в интернате. Странно, что дети из интерната очень мало пишут о себе как о друге: поскольку они живут в ситуации эмоционального дефицита.
Информация о работе Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей