Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:32, дипломная работа
Объект исследования – психологические защитные механизмы и копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования – обосновать проблему изучения психологических защитных механизмов и копинг-механизмов у подростков из неблагополучных семей, разработать рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.
Введение
1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
1.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
2. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
Приложения
Вытеснение. З. Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Это механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.
Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.
Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.
Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.
Замещение. Распространенная
форма психологической защиты, которая
в литературе нередко обозначается
понятием «смещение». Действие этого
защитного механизма
Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.
Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.
Наиболее конструктивными психологическими защитами считаются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения внутренних конфликтов, способствует уменьшению тревоги и страхов, связанных с ситуацией фрустрации.
2. Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ) 1988) (приложение Б).
Методика предназначена
для определения копинг-
Испытуемым предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации, необходимо оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Р. Лазарус и
С. Фолкман описывают следующие
ситуативно-специфические
Конфронтационный копинг (К) – характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
Дистанцирование (Д) – когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
Самоконтроль (С) – усилия по регулированию своих чувств и действий.
Поиск социальной поддержки (ПСП) - усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других.
Принятие ответственности (ПО) - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
Бегство-избегание (Б-И) - мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее).
Планирование решения проблемы (ПРП) – произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
Положительная переоценка (ПП) – усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включает также религиозное измерение.
Данные шкалы разделяются на три группы по следующим критериями: планирование решения проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций.
3. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведения в стрессовых ситуациях) (Приложение В).
Методика исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение).
Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Для оценки статистической значимости различий использовался математический критерий – угловой критерий Фишера.
Критерий Фишера
предназначен для сопоставления
двух рядов выборочных значений по
частоте встречаемости какого-
φ* = (φ1 – φ2) √ n1 n2 / (n1 + n2),
где φ1 – угол, соответствующий большей % доле; φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле; n1 – количество наблюдений в выборке 1; n2 - количество наблюдений в выборке 2.
2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-
Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
Для определения преобладающих стилей психологических защит у подростков нами был использован опросник «Индекс жизненного стиля». В таблице 1 представлены уровни психологических защит у подростков из благополучных и из неблагополучных семей.
Таблица 1 - Результаты средних значений индекса напряженности по методике «Индекс жизненного стиля» (%)
МПЗ |
подростки из неблагополучных семей |
подростки из благополучных семей |
% |
% | |
Отрицание |
79,3 |
32,1 |
Вытеснение |
44,3 |
40,5 |
Регрессия |
60,8 |
64,4 |
Компенсация |
33,1 |
74,2 |
Проекция |
41,1 |
44,8 |
Замещение |
68,7 |
44,3 |
Интеллектуа-лизация |
36,2 |
67,5 |
Реактивные образования |
68,7 |
54,4 |
Рис. 1 – Диаграмма, отражающая данные исследования механизмов психологических защиты у подростков
Проведя обследование и проанализировав результаты можно сказать, что характерной особенностью группы из неблагополучных семей является яркая выраженность у большинства обследуемых таких механизмов защиты как «отрицание» (79,3%), «реактивные образования» (68,7%) и замещение (68,7%).
В меньшей степени у них проявляются регрессия (60,8%), вытеснение (44,3%) и проекция (41,1%), в наименьшей степени встречается интеллектуализация (36,2%) и компенсация (33,1%).
Таким образом, подростки из неблагополучных семей для снятия психологического напряжения используют механизм отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.
Объяснимо использование подростками из неблагополучных семей механизма замещения, который проявляется в разрядке подавленных эмоций (враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку (часто к родителю) может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В этой ситуации подросток может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Гиперкомпенсацию (реактивные образования) также можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности у подростков из неблагополучных семей, которые используют асоциальное поведение, агрессивные действия, направленные против личности, для снятия напряжения.
Анализ результатов исследования подростков из благополучных семей показал, что преобладающими механизмами защиты являются «компенсация» и «интеллектуализация», которые встречаются у 74,2% и 67,5% опрошенных соответственно. Компенсация проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством.
Интеллектуализация проявляется в «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Подросток пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций, даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.
Несколько реже
у большинства подростков из благополучных
семей встречается и «
В наименьшей степени в группе подростков из благополучных семей представлены такие механизмы как «замещение» (44,8%), «проекция» (44,3%), «вытеснение» (40,5%) и «отрицание» (32,1%).
Учитывая тот факт, что механизмы психологической защиты, стремясь к быстрому снятию эмоционального напряжения, являются ригидными и искажающими реальность, можно добавить, что подростки из неблагополучных семей к тому же чаще используют деструктивные виды психологической защиты, такие как отрицание и проекция. В то время как у подростков из благополучных семей в большей степени представлены конструктивные виды психологической защиты, например, компенсация и в меньшей степени – интеллектуализия.
Таким образом, подростки из неблагополучных семей склонны снимать возникшее напряжение с помощью менее конструктивных механизмов защиты, таких как отрицание и замещение, в то время как для подростков из благополучных семей в большей степени характерны конструктивные механизмы, такие как компенсация и интеллектуализация.
2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания
Р. Лазаруса и С. Фолкман
Результаты, полученные с помощью опросника способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман, предназначенного для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий, отображены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман (в процентилях)
№\копинг |
Д |
С |
ПСП |
ПО |
Б-И |
ПРП |
ПП |
Группа 1 (подростки из неблагополучных семей) |
9,4 |
7,9 |
11,4 |
8,9 |
9,6 |
6,3 |
7,2 |
Группа 2 (подростки из благополучных семей) |
8,1 |
11,2 |
10,6 |
6,3 |
13,1 |
9,6 |
10,9 |
Информация о работе Особенности психологической защиты подростков