Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:32, дипломная работа
Объект исследования – психологические защитные механизмы и копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования – обосновать проблему изучения психологических защитных механизмов и копинг-механизмов у подростков из неблагополучных семей, разработать рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.
Введение
1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
1.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
2. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
Приложения
Рисунок 2 – Диаграмма, изображающая показатели средних значений уровня напряженности копинг-стратегий подростков из разных семей (методика Р. Лазаруса и С. Фолкман):
где Д – дистанцирование; С – самоконтроль; ПСП - поиск социальной поддержки; ПО - принятие ответственности; Б-И - бегство-избегание; ПРП - планирование решения проблемы; ПП - положительная переоценка.
Анализируя результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман в группе подростков из неблагополучных семей, мы можем заключить, что в поведении испытуемых преобладают следующие доминирующие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией: бегство-избегание (11,4 балла), планирование решения проблемы (9,6 балла), дистанцирование (9,4 балла), бегство-избегание (8,9 балла), то есть в большинстве своем неэффективные стратегии являются преобладающими для данной группы.
Тогда как в группе подростков из благополучных семей преобладают конструктивные и эффективные копинг-стратегии, такие как: планирование решения проблемы (13,1 балл), самоконтроль (11,2 балла), поиск социальной поддержки (10,6 балла). При этом в данной группе присутствуют и дистанцирование (8,1 балла), что может быть связано с особенностями подросткового возраста. Данная тенденция указывает, что подростки из благополучных семей предпочитают в сложных жизненных ситуациях активнее совершать произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В то время как преобладающими для группы подростков из неблагополучных семей являются избегание (перенос) ответственности, дистанцирование от проблемы (откладывание ее решения), хотя они могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, планирование решения проблемы.
Таким образом, можно говорить, что при высоком уровне благополучия семьи подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания со стрессом.
2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение
в стрессовых ситуациях»
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволила определить стратегии совладающего поведения подростков и сравнить его в исследуемых группах.
Таблица 3 - Результаты методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в %
Базисная копинг-стратегия |
Группа 1 (подростки из неблагополучных семей) |
Группа 2 (подростки из благополучных семей) |
Разрешение проблем |
40,0% |
46,7% |
Поиск социальной поддержки |
13,3% |
33,3% |
Избегание |
46,7% |
20,0% |
Рис. 1– Диаграмма, изображающая показатели стратегий совладающего поведения у подростков по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
При анализе показателей данной методики в группе подростков из неблагополучных семей было выявлено, что большинство испытуемых стараются решить свои проблемы самостоятельно (40,0%), 46,7% подростков избегают проблем и стрессовых ситуаций, в то время как 13,3% подростков из неблагополучных семей при затруднениях при решении проблем могут обратиться за помощью или социальной поддержкой.
У подростков из благополучных семей стратегии совладающего поведения распределились следующим образом: 46,7% пытаются решать свои проблемы самостоятельно, 33,3% – ищут социальной поддержки, 20,0% подростков из благополучных семей склонны избегать проблем.
Следовательно, вне зависимости от уровня благополучия семьи большинство подростков склонны решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. Однако подростки из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей. Тем не менее, основываясь на данных нашего исследования 13,3% подростков из неблагополучных семей склонны обращаться за помощью, прислушиваться к мнению окружающих, что позволяет предположить необходимость социальной поддержки.
Для проверки достоверности различий по стратегиям совладающего поведения подростков в исследуемых группах используем многофункциональный статистический критерий Фишера (угловое преобразование Фишера), позволяющий сопоставлять доли, выраженные в процентах. Суть критерия состоит в определении того, какая доля испытуемых в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом, и какая доля этим эффектом не характеризуется.
Сравним достоверность различий в исследуемых группах, используя угловой критерий Фишера.
а) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Разрешение проблем» получаем:
Определяем критическое
б) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» получаем:
Определяем критическое
На основании полученного
в) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Избегание» получаем:
Определяем критическое
2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических
механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из
неблагополучных семей
На основании анализа
1.Систематически и целенаправленно оказывать поддерживающее психолого-педагогическое сопровождение подростков.
2.Использовать методы активного обучения, направленные на повышение адаптации подростка к сложным ситуациям (например, дискуссии, деловые игры, анализ проблемных ситуаций и др.).
3.Целенаправленно развивать эффективные стратегии совладающего поведения: компромисс, открытый диалог, совладание без аффекта и др.
4.Работа на укрепление личностного ресурса подростка, т.е. на формирование позитивной адекватной самооценки, развитие креативности, ответственности, оптимистического мировоззрения.
5.Регулярно осуществлять информационное просвещение родителей по воспитанию подростков с учетом их возрастных, гендерных особенностей.
6. Оказание социальной
поддержки подросткам из
Выводы по второй главе
Существуют
особенности копинг-стратегий
1. Подростки
из неблагополучных семей
2. При высоком
уровне благополучия семьи
3. Вне зависимости
от уровня благополучия семьи
большинство подростков
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что высокий уровень семейного благополучия способствует выбору подростком более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, неблагополучие в семье приводит к тому, что подросток чаще выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью.
Заключение
Целью дипломной работы было «изучить психологические защитные механизмы и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей».
Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:
В данном исследовании мы рассмотрели взгляды различных ученых на проблему формирования механизмов психологической защиты и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей.
В условиях стресса
психологическая адаптация
Психологическая
защита – форма эмоционально-
Коппинг-поведение
– использование различных
В результате эмпирического исследования мы выяснили, что у подростков из разных по благополучию семей существуют особенности копинг-стратегий и механизмов психологических защит.
Подростки из неблагополучных
семей склонны снимать
При высоком уровне благополучия семьи подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания.
Вне зависимости от уровня благополучия семьи большинство подростков склонны решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. С помощью углового преобразования Фишера выявлены достоверные различия в том, что подростки из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что высокий уровень семейного благополучия способствует выбору подростком более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, неблагополучие в семье приводит к тому, что подросток чаще выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью.
Анализ теоретической литературы, полученные эмпирические данные и разработанные рекомендации могут использоваться педагогами, психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков из неблагополучных семей с целью формирования у них более эффективных механизмов психологических защит и копинг-стратегий.
Список литературы
Информация о работе Особенности психологической защиты подростков