Особенности психологической защиты подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – психологические защитные механизмы и копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования – обосновать проблему изучения психологических защитных механизмов и копинг-механизмов у подростков из неблагополучных семей, разработать рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
1.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
2. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Чужой курсач по сходной теме.doc

— 554.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 – Диаграмма, изображающая показатели средних значений уровня напряженности копинг-стратегий подростков из разных семей (методика Р. Лазаруса и С. Фолкман):

где Д – дистанцирование; С – самоконтроль; ПСП - поиск социальной поддержки; ПО - принятие ответственности; Б-И - бегство-избегание; ПРП - планирование решения проблемы; ПП - положительная переоценка.

 

Анализируя  результаты исследования способов совладания по методике Р. Лазаруса и С. Фолкман в группе подростков из неблагополучных семей, мы можем заключить, что в поведении испытуемых преобладают следующие доминирующие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией: бегство-избегание (11,4 балла), планирование решения проблемы (9,6 балла), дистанцирование (9,4 балла), бегство-избегание (8,9 балла), то есть в большинстве своем неэффективные стратегии являются преобладающими для данной группы.

Тогда как в группе подростков из благополучных семей преобладают конструктивные и эффективные копинг-стратегии, такие как: планирование решения проблемы (13,1 балл), самоконтроль (11,2 балла), поиск социальной поддержки (10,6 балла). При этом в данной группе присутствуют и дистанцирование (8,1 балла), что может быть связано с особенностями подросткового возраста. Данная тенденция указывает, что подростки из благополучных семей предпочитают в сложных жизненных ситуациях активнее совершать произвольные, специально предпринятые проблемно-сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В то время как преобладающими для группы подростков из неблагополучных семей являются избегание (перенос) ответственности, дистанцирование от проблемы (откладывание ее решения), хотя они могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, планирование решения проблемы.

Таким образом, можно  говорить, что при высоком уровне благополучия семьи подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания со стрессом.

 

 

2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение

в стрессовых ситуациях»

 

Методика «Копинг-поведение  в стрессовых ситуациях» позволила  определить стратегии совладающего поведения подростков и сравнить его в исследуемых группах.

 

Таблица 3 - Результаты методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в %

Базисная копинг-стратегия

Группа 1 (подростки  из неблагополучных семей)

Группа 2 (подростки  из благополучных семей)

Разрешение  проблем

40,0%

46,7%

Поиск социальной поддержки

13,3%

33,3%

Избегание

46,7%

20,0%


 

Рис. 1– Диаграмма, изображающая показатели стратегий совладающего поведения у подростков по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»

 

При анализе показателей  данной методики в группе подростков из неблагополучных семей было выявлено, что большинство испытуемых стараются решить свои проблемы самостоятельно (40,0%), 46,7% подростков избегают проблем и стрессовых ситуаций, в то время как 13,3% подростков из неблагополучных семей при затруднениях при решении проблем могут обратиться за помощью или социальной поддержкой.

У подростков из благополучных семей стратегии  совладающего поведения распределились следующим образом: 46,7% пытаются решать свои проблемы самостоятельно, 33,3% – ищут социальной поддержки, 20,0% подростков из благополучных семей склонны избегать проблем.

Следовательно, вне зависимости от уровня благополучия семьи большинство подростков склонны  решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. Однако подростки  из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей. Тем не менее, основываясь на данных нашего исследования 13,3% подростков из неблагополучных семей склонны обращаться за помощью, прислушиваться к мнению окружающих, что позволяет предположить необходимость социальной поддержки.

Для проверки достоверности различий по стратегиям совладающего поведения подростков в исследуемых группах используем многофункциональный статистический критерий Фишера (угловое преобразование Фишера), позволяющий сопоставлять доли, выраженные в процентах. Суть критерия состоит в определении того, какая доля испытуемых в данной выборке характеризуется интересующим исследователя эффектом, и какая доля этим эффектом не характеризуется.

Сравним достоверность различий в исследуемых группах, используя угловой критерий Фишера.

а) При сопоставлении исследуемых  групп по копинг-стратегии «Разрешение проблем» получаем:

Определяем критическое значение φ* соответствующее процентным долям в каждой из групп, φ*кр (p≤0,05)= 1,369 и φ*кр (p≤0,01)=1,505, в нашем случае φ*эмп = 1,029. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. На основании полученного результата статистически достоверно можно утверждать, что доля подростков, старающихся решить свои проблемы самостоятельно, неблагополучных семей не превышает доли подростков, старающихся решить свои проблемы самостоятельно, из благополучных семей.

б) При сопоставлении исследуемых  групп по копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки» получаем:

Определяем критическое значение φ* соответствующее процентным долям в каждой из групп, φ*кр (p≤0,05)=0,365 и φ*кр (p≤ 0,01)= 1,23, в нашем случае φ*эмп = 2,36. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Следовательно, существуют достоверные значимые различия между группами.

На основании полученного результата статистически достоверно можно утверждать, что подростки из благополучных семей чаще ищут социальной поддержки, чем подростки из неблагополучных семей.

в) При сопоставлении исследуемых групп по копинг-стратегии «Избегание» получаем:

Определяем критическое значение φ* соответствующее процентным долям в каждой из групп, φ*кр (p≤0,05)=0,927 и φ*кр (p≤ 0,01)= 1,51, в нашем случае φ*эмп = 1,58. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. На основании полученного результата статистически достоверно можно утверждать, что подростки из неблагополучных семей склонны чаще избегать проблем, чем подростки из благополучных семей.

 

2.5 Рекомендации по формированию  эффективных психологических

механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из

неблагополучных семей

 

На основании анализа литературы нами разработаны рекомендации для  психологов, социальных педагогов по формированию конструктивных стратегий  совладающего поведения и механизмов психологической защиты у подростков из неблагополучных семей:

1.Систематически и целенаправленно оказывать поддерживающее психолого-педагогическое сопровождение подростков.

2.Использовать  методы активного обучения, направленные на повышение адаптации подростка к сложным ситуациям (например, дискуссии, деловые игры, анализ проблемных ситуаций и др.).

3.Целенаправленно  развивать эффективные стратегии совладающего поведения: компромисс, открытый диалог, совладание без аффекта и др.

4.Работа на укрепление личностного ресурса подростка, т.е. на формирование позитивной адекватной самооценки, развитие креативности, ответственности, оптимистического мировоззрения.

5.Регулярно осуществлять информационное просвещение родителей по воспитанию подростков с учетом их возрастных, гендерных особенностей.

6. Оказание социальной  поддержки подросткам из неблагополучных  семей.

 

Выводы по второй главе

 

Существуют  особенности копинг-стратегий и  механизмов психологических защит  у подростков из разных по благополучию семей:

1. Подростки  из неблагополучных семей склонны  снимать возникшее напряжение  с помощью менее конструктивных  механизмов защиты, таких как  отрицание и замещение, в то  время как для подростков из  благополучных семей в большей  степени характерны конструктивные механизмы, такие как компенсация и интеллектуализация.

2. При высоком  уровне благополучия семьи подростки  чаще стремятся использовать  более конструктивные пути адаптации  по отношению к трудным ситуациям,  связанные с ее изменением  и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания.

3. Вне зависимости  от уровня благополучия семьи  большинство подростков склонны  решать свои проблемы и бороться  со стрессом самостоятельно. Однако выявлены достоверные различия (с помощью углового преобразования Фишера) в том, что подростки из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что высокий уровень семейного благополучия способствует выбору подростком более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, неблагополучие в семье приводит к тому, что подросток чаще выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью.

 

 

 

Заключение

 

Целью дипломной  работы было «изучить психологические  защитные механизмы и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей».

Для достижения данной цели нами были выполнены следующие  задачи:

  1. Рассмотрены проблемы изучения механизмов психологической защиты и копинг-поведения в психологической науке;
  2. Исследованы основные механизмы психологической защиты и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей.
  3. Описано влияние семьи на защитные механизмы и копинг-поведение детей подросткового возраста.
  4. Разработаны рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.

В данном исследовании мы рассмотрели взгляды различных  ученых на проблему формирования механизмов психологической защиты и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей.

В условиях стресса  психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством  двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов.

Психологическая защита – форма эмоционально-информационных взаимодействий с миром и другими людьми, которая позволяет сохранять неизменной свою самооценку и душевное спокойствие. Чаще всего встречаются следующие виды защит: рационализация – стремление к самооправданию, нахождению ложных обоснований своих поступков; проекции – приписыванию другому своих отрицательных или положительных качеств и подавленных влечений; подавление и вытеснение – перевод проблем на уровень подсознания, замещения – переадресация реакций с одного лица на другое.

Коппинг-поведение  – использование различных стратегий совладания с реальностью вместо попыток исказить реальность или скрыться от нее. Это характерные паттерны защитных механизмов, к которым прибегают здоровые люди.

В результате эмпирического  исследования мы выяснили, что у подростков из разных по благополучию семей существуют особенности копинг-стратегий и механизмов психологических защит.

Подростки из неблагополучных  семей склонны снимать возникшее  напряжение с помощью неконструктивных механизмов защит: отрицания и замещения. Для подростков из благополучных семей в большей степени характерны конструктивные механизмы, такие как сублимация, интеллектуализация.

При высоком  уровне благополучия семьи подростки  чаще стремятся использовать более  конструктивные пути адаптации по отношению  к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания.

Вне зависимости  от уровня благополучия семьи большинство  подростков склонны решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. С помощью углового преобразования Фишера выявлены достоверные различия в том, что подростки из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что высокий уровень семейного благополучия способствует выбору подростком более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, неблагополучие в семье приводит к тому, что подросток чаще выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью.

    Анализ теоретической литературы, полученные эмпирические данные и разработанные рекомендации могут использоваться педагогами, психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков из неблагополучных семей с целью формирования у них более эффективных механизмов психологических защит и копинг-стратегий.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 1994.- №1.- с. 3-19
  2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
  3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: МГУ, 2001. – 400 с.
  4. Богомаз, С.А., Филоненко, А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению / С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психол. журн. - 2002. - 10. - С. 122-126.
  5. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. – 1996. - №4. - с. 64-74.
  6. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М.:Просвещение, 1990.-127 с.
  7. БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
  8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.
  9. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 1998. – 412 с.
  10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций – М.: Речь Психотерапия на практике. - 144 с.
  11. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Знание, 1984. -388 с.
  12. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике - М.: МИР, 1999. – 500 с.
  13. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. – М.: Академия, 2003.
  14. Грановская Р. М. Практическая психология. – СПб., 1997
  15. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
  16. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm
  17. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - 181 с.
  18. Копинг поведение и механизмы психологической защиты.http://webcache.googleusercontent.com/search?
  19. «Копинг-поведение» http://putevodpav.narod.ru
  20. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
  21. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
  22. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание – Кострома: КГУ, 2004. – 245 с.
  23. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения /Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - №2. - С. 5-15.
  24. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. –2005. – № 3. – С. 65-75.
  25. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. Статьи: "Механизмы защиты". С. 227-230, "Сигнал тревоги". С. 459-460, "Символ мнесический". С. 460, "Страх автоматический". С. 508-509, "Страх перед реальностью". С. 509-510.
  26. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций – М.: Смысл, 1999. – 532 с.
  27. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 2000.
  28. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М., 1998. –480 с.
  29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
  30. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 1995. С. 15-38.
  31. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с.
  32. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior » в системе понятий психологии личности // Психол. журн. –1997. –Т. 18. – № 5. – С.20.
  33. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 5- 15.
  34. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. – 600 с.
  35. Останина Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков./ Н.В. Останина // Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции 26-27 марта 2008 г. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 195-208.
  36. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57-63
  37. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / под ред. Л.И. Вассермана. – СПб., 1999. – 49 с.
  38. Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 1998. – 752 с.
  39. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. -366 с.
  40. Романова E.С, Гребенников Л.P. Механизмы психологической защиты. – М., 1996. – 139.
  41. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, - издательский центр «Талант» , 1996. - 144с.
  42. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000. – 656 с.
  43. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. – 2002. – № 5, 6.
  44. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. – Томск : Изд-во ТГУ, 1990. – 36 с.
  45. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.
  46. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993. http://www.psychol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_12.html
  47. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
  48. Харламенкова Н.Е. Психология личности http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
  49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи . – СПб.: Питер, 2008 - 672 с.

Информация о работе Особенности психологической защиты подростков