Особенности психологической защиты подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:32, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – психологические защитные механизмы и копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования – обосновать проблему изучения психологических защитных механизмов и копинг-механизмов у подростков из неблагополучных семей, разработать рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
1.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
2. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Чужой курсач по сходной теме.doc

— 554.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложения

 

Приложение  А

 

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте, «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI)

Инструкция: Внимательно  прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение  и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».

  1. Со мной ладить очень легко
  2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю
  3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим
  4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия
  5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется
  6. Я легко краснею
  7. Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой
  8. Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком
  9. Я легко выхожу из себя
  10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить
  11. Я редко запоминаю свои сны
  12. Меня раздражают люди, которые командуют другими
  13. Часто бываю не в своей тарелке
  14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком
  15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее
  16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих
  17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды
  18. Мне говорят, что я хвастун
  19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве
  20. Почти все мною восхищаются
  21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью
  22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают
  23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни
  24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность
  25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир
  26. Я человек, у которого нет предрассудков
  27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным
  28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими
  29. Очень не люблю недоброжелательных людей
  30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть
  31. Я из тех, кто редко плачет
  32. Пожалуй, я много курю
  33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит
  34. Я плохо помню лица
  35. Я иногда занимаюсь онанизмом
  36. Я с трудом запоминаю новые фамилии
  37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому
  38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей
  39. Люди мне никогда не надоедают
  40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время
  41. Я мало что могу вспомнить из своего детства
  42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей
  43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать
  44. Другие считают меня излишне доверчивым
  45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства
  46. Плохое я стараюсь выбросить из головы
  47. Я не теряю никогда оптимизма
  48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей
  49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры
  50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным
  51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях
  52. Я легко принимаю брошенный другим вызов
  53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы
  54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания
  55. Другие считают, что я равнодушный человек
  56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь
  57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности
  58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль
  59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом
  60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
  61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит
  62. Я грызу ногти
  63. Другие говорят, что я избегаю проблем
  64. Я люблю выпить
  65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство
  66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами
  67. Я не люблю карьеристов
  68. Я много говорю неправды
  69. Порнография вызывает у меня отвращение
  70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера
  71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей
  72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние
  73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения
  74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение
  75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок
  76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам
  77. Покойники меня не «трогают»
  78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания
  79. Многие люди вызывают у меня раздражение
  80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.
  81. Я с трудом произношу непристойные слова
  82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим
  83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным
  84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело
  85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным
  86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых
  87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники
  88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают
  89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет
  90. Я часто влюбляюсь
  91. Другие считают, что я излишне объективен
  92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

Обработка результатов

C помощью опросника  Плутчика–Келлермана–Конте можно  исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью ключа определяется напряженность защиты, которая равна n/N х 100%, где n – число положительных ответов по шкале данной защиты, N – число всех утверждений, относящихся к шкале. Тогда ОНЗ в целом равна Sn/92 х 100 %, где Sn – сумма всех положительных ответов по опроснику. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.

По утверждению  некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными  психологическими защитами являются компенсация  и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

 

Таблица Ключ

Название шкал

Номера утверждений

N

1

Вытеснение

6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92

10

2

Регрессия

2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84

17

3

Замещение

8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89

10

4

Отрицание

1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90

11

5

Проекция

12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88

12

6

Компенсация

3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85

10

7

Гиперкомпенсация

17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86

10

8

Рационализация

4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 9

11


 

 

 

Приложение Б

 

Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ)1988)

 

ОКАЗАВШИСЬ  В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я ...

никогда

редко

иногда

часто

1

... сосредотачивался  на том, что мне нужно было  делать дальше - на следующем шаге 

0

1

2

3

2

... начинал что-то  делать, зная, что это все равно  не будет работать, главное - делать  хоть что-нибудь

0

1

2

3

3

... пытался склонить  вышестоящих к тому, чтобы они  изменили свое мнение 

0

1

2

3

4

... говорил с  другими, чтобы больше узнать  о ситуации 

0

1

2

3

5

... критиковал  и укорял себя 

0

1

2

3

6

... пытался не  сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7

... надеялся  на чудо 

0

1

2

3

8

... смирялся  с судьбой: бывает, что мне не  везет 

0

1

2

3

9

... вел себя, как будто ничего не произошло 

0

1

2

3

10

... старался  не показывать своих чувств 

0

1

2

3

11

... пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12

... спал больше  обычного 

0

1

2

3

13

... срывал свою  досаду на тех, кто навлек  на меня проблемы 

0

1

2

3

14

... искал сочувствия  и понимания у кого-нибудь 

0

1

2

3

15

... во мне  возникла потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16

... пытался забыть  все это 

0

1

2

3

17

... обращался  за помощью к специалистам 

0

1

2

3

18

... менялся или  рос как личность в положительную  сторону 

0

1

2

3

19

... извинялся  или старался все загладить 

0

1

2

3

20

… составлял  план действии

0

1

2

3

21

... старался  дать какой-то выход своим чувствам 

0

1

2

3

22

... понимал, что  сам вызвал эту проблему 

0

1

2

3

23

... набирался  опыта в этой ситуации 

0

1

2

3

24

... говорил с  кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25

... пытался улучшить  свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 

0

1

2

3

26

... рисковал  напропалую 

0

1

2

3

27

... старался  действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 

0

1

2

3

28

... находил новую  веру во что-то 

0

1

2

3

29

... вновь открывал  для себя что-то важное 

0

1

2

3

30

... что-то менял  так, что все улаживалось 

0

1

2

3

31

... в целом  избегал общения с людьми 

0

1

2

3

32

... не допускал  это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33

... спрашивал  совета у родственника или  друга, которых уважал 

0

1

2

3

34

... старался, чтобы  другие не узнали, как плохо  обстоят дела 

0

1

2

3

35

... отказывался  воспринимать это слишком серьезно 

0

1

2

3

36

... говорил о  том, что я чувствую 

0

1

2

3

37

... стоял на  своем и боролся за то, чего  хотел 

0

1

2

3

38

... вымещал это  на других людях 

0

1

2

3

39

... пользовался  прошлым опытом - мне приходилось  уже попадать в такие ситуации 

0

1

2

3

40

... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41

… отказывался  верить, что это действительно  произошло 

0

1

2

3

42

... я давал  обещание, что а следующий раз  все будет по-другому 

0

1

2

3

43

... находил пару  других способов решения проблемы

0

1

2

3

44

... старался, что  мои эмоции не слишком мешали  мне в других делах 

0

1

2

3

45

... что-то менял  в себе 

0

1

2

3

46

... хотел, чтобы  все это скорее как-то образовалось  или кончилось 

0

1

2

3

47

... представлял  себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48

... молился 

0

1

2

3

49

.. прокручивал  в уме, что мне сказать или  сделать 

0

1

2

3

50

... думал о  том, как бы в данной ситуации  действовал человек, которым я  восхищаюсь и старался подражать  ему 

0

1

2

3


 

Интерпретация результатов.

При обработке  полученных данных за каждый вариант  ответа начисляются определенные баллы:вариант  «никогда» — 0 баллов; вариант «редко» - 1 балл;вариант «иногда» - 2 балла; вариант  «часто» — 3 балла.

После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале. Для интерпретации результатов используются тестовые нормы, приведенные ниже в таблице 1.

Низкие значения стратегии, говорят об адаптивном варианте копинга. Средние значения говорят, что адаптационный потенциал личности находится в пограничном состоянии. Высокие значения копинга свидетельствует о выраженной дезадаптации.

 

Таблица 2 - Тестовые нормы опросника WCQ в баллах

Копинг-стратегии

Низкие значения

Средние

значения

Высокие

Значения

1

Конфронтационный  копинг

от 1 до 6

От 7 до 11

от 12 до 17

2

Дистанцирование

от 1 до 6

От 7 до 11

от 12 до 17

3

Самоконтроль

от 4 до 11

От 12 до 16

от 17 до 21

4

Поиск социальной поддержки

от 0 до 7

От 8 до 13

от 14 до 18

5

Принятие ответственности

от 0 до 5

От 6 до 9

От 10 до 12

6

Бегство-избегание

от 3 до 7

от 8 до 13

От 14 до 23

7

Планирование  решения проблемы

от 2 до 10

От 11 до 15

От 16 до 18

8

Положительная переоценка

от 3 до 9

От 10 до 15

От 16 до21




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения предпочитаемой (доминирующей) копинг-стратегии нужно сырые баллы каждой стратегии перевести в процентили по формуле: X = сумма балов / max балл*100. У доминирующей копинг-стратегии (стратегий) будет самой больший показатель по отношению к другим показателям копинг стратегий.

Ключ подсчета баллов:

Конфронтационный  копинг (К)- пункты: 2,3,13,21,26,37.

Дистанцирование (Д) - пункты: 8,9,11,16,32,35.

Самоконтроль (С) - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.

Поиск социальной поддержки (ПСП) - пункты: 4,14,17,24,33,36.

Принятие ответственности (ПО) - пункты: 5,19,22,42.

Бегство-избегание (Б-И) - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.

Планирование  решения проблемы (ПРП) - пункты: 1,20,30,39,40,43.

Положительная переоценка (ПП) - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

 

 

 

Приложение В

 

Методика диагностики  стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника

Фамилия, имя_______________________________________

Возраст___________________________________________________

Класс_____________________________________________________

Инструкция: Мы интересуемся, как люди справляются  с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов  преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.

 

 

 

Да

Скорее да, чем  нет

Нет

1. Позволяю себе  поделиться чувством с другом

1

2

3

2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3

2

1

3. Осуществляю  поиск всех возможных решений,  прежде чем что-то предпринять

3

2

1

4. Пытаюсь отвлечься  от проблемы

3

2

1

5. Принимаю сочувствие  и понимание от кого-либо

3

2

1

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

3

2

1

7. Обсуждаю ситуацию  с людьми, так как обсуждение  помогает мне чувствовать себя  лучше

3

2

1

8. Ставлю для  себя ряд целей, позволяющих  постепенно справляться с ситуацией

3

2

1

9. Очень тщательно  взвешиваю возможности выбора

3

2

1

10. Мечтаю, фантазирую  о лучших временах

3

2

1

11. Пытаюсь различными  способами решать проблему, пока  не найду подходящий

3

2

1

12. Доверяю свои  страхи родственнику или другу

3

2

1

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

3

2

1

14. Рассказываю  другим людям о ситуации, так  как только ее обсуждение помогает  мне прийти к ее разрешению

3

2

1

15. Думаю о  том, что нужно сделать, чтобы  исправить положение

3

2

1

16. Сосредотачиваюсь  полностью на решении проблемы

3

2

1

17. Обдумываю  про себя план действий

3

2

1

18. Смотрю телевизор  дольше, чем обычно

3

2

1

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы  он помог мне чувствовать себя  лучше

3

2

1

20. Стою твердо  и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

3

2

1

21. Избегаю общения  с людьми

3

2

1

22. Переключаюсь  на хобби или занимаюсь спортом,  чтобы избежать . проблем

3

2

1

23. Иду к другу  за советом - как исправить  ситуацию

3

2

1

24. Иду к другу,  чтобы он помог мне лучше  почувствовать проблему

3

2

1

25. Принимаю  сочувствие, взаимопонимание друзей

3

2

1

26. Сплю больше  обычного

3

2

1

27. Фантазирую  о том, что все могло бы  быть иначе

3

2

1

28. Представляю  себя героем книги или кино

3

2

1

29. Пытаюсь решить  проблему

3

2

1

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

3

2

1

31. Принимаю  помощь от друзей или родственников

3

2

1

32. Ищу успокоения  у тех, кто знает меня лучше

3

2

1

33. Пытаюсь тщательно  планировать свои действия, а  не действовать импульсивно под  влиянием внешнего побуждения

3

2

1

Информация о работе Особенности психологической защиты подростков