Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:32, дипломная работа
Объект исследования – психологические защитные механизмы и копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования – обосновать проблему изучения психологических защитных механизмов и копинг-механизмов у подростков из неблагополучных семей, разработать рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.
Введение
1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-поведения у детей подросткового возраста из неблагополучных семей
1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен
1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста
1.4 Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и совладающего поведения у подростков
2. Эмпирическое исследование психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
2.3 Анализ результатов исследования по методике способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана
2.4 Анализ результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»
2.5 Рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложения
Приложение А
Опросник Плутчика-Келлермана-
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».
Обработка результатов
C помощью опросника
Плутчика–Келлермана–Конте
По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Таблица Ключ
№ |
Название шкал |
Номера утверждений |
N |
1 |
Вытеснение |
6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 |
10 |
2 |
Регрессия |
2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 |
17 |
3 |
Замещение |
8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 |
10 |
4 |
Отрицание |
1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 |
11 |
5 |
Проекция |
12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 |
12 |
6 |
Компенсация |
3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 |
10 |
7 |
Гиперкомпенсация |
17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 |
10 |
8 |
Рационализация |
4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 9 |
11 |
Приложение Б
Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire; Folkman& Lazarus, (WCQ)1988)
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я ... |
никогда |
редко |
иногда |
часто | |
1 |
... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
... критиковал и укорял себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
6 |
... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
... надеялся на чудо |
0 |
1 |
2 |
3 |
8 |
... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
... вел себя, как будто ничего не произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
10 |
... старался не показывать своих чувств |
0 |
1 |
2 |
3 |
11 |
... пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
0 |
1 |
2 |
3 |
12 |
... спал больше обычного |
0 |
1 |
2 |
3 |
13 |
... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
14 |
... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
15 |
... во мне возникла потребность выразить себя творчески |
0 |
1 |
2 |
3 |
16 |
... пытался забыть все это |
0 |
1 |
2 |
3 |
17 |
... обращался за помощью к специалистам |
0 |
1 |
2 |
3 |
18 |
... менялся или
рос как личность в |
0 |
1 |
2 |
3 |
19 |
... извинялся или старался все загладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
20 |
… составлял план действии |
0 |
1 |
2 |
3 |
21 |
... старался
дать какой-то выход своим |
0 |
1 |
2 |
3 |
22 |
... понимал, что сам вызвал эту проблему |
0 |
1 |
2 |
3 |
23 |
... набирался опыта в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
24 |
... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
25 |
... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
0 |
1 |
2 |
3 |
26 |
... рисковал напропалую |
0 |
1 |
2 |
3 |
27 |
... старался
действовать не слишком |
0 |
1 |
2 |
3 |
28 |
... находил новую веру во что-то |
0 |
1 |
2 |
3 |
29 |
... вновь открывал для себя что-то важное |
0 |
1 |
2 |
3 |
30 |
... что-то менял так, что все улаживалось |
0 |
1 |
2 |
3 |
31 |
... в целом избегал общения с людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
32 |
... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
0 |
1 |
2 |
3 |
33 |
... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал |
0 |
1 |
2 |
3 |
34 |
... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
0 |
1 |
2 |
3 |
35 |
... отказывался
воспринимать это слишком |
0 |
1 |
2 |
3 |
36 |
... говорил о том, что я чувствую |
0 |
1 |
2 |
3 |
37 |
... стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
0 |
1 |
2 |
3 |
38 |
... вымещал это на других людях |
0 |
1 |
2 |
3 |
39 |
... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
40 |
... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
41 |
… отказывался верить, что это действительно произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
42 |
... я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому |
0 |
1 |
2 |
3 |
43 |
... находил пару других способов решения проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
44 |
... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
45 |
... что-то менял в себе |
0 |
1 |
2 |
3 |
46 |
... хотел, чтобы
все это скорее как-то |
0 |
1 |
2 |
3 |
47 |
... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
0 |
1 |
2 |
3 |
48 |
... молился |
0 |
1 |
2 |
3 |
49 |
.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
0 |
1 |
2 |
3 |
50 |
... думал о
том, как бы в данной ситуации
действовал человек, которым я
восхищаюсь и старался |
0 |
1 |
2 |
3 |
Интерпретация результатов.
При обработке полученных данных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы:вариант «никогда» — 0 баллов; вариант «редко» - 1 балл;вариант «иногда» - 2 балла; вариант «часто» — 3 балла.
После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале. Для интерпретации результатов используются тестовые нормы, приведенные ниже в таблице 1.
Низкие значения стратегии, говорят об адаптивном варианте копинга. Средние значения говорят, что адаптационный потенциал личности находится в пограничном состоянии. Высокие значения копинга свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Таблица 2 - Тестовые нормы опросника WCQ в баллах
№ |
Копинг-стратегии |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие Значения |
1 |
Конфронтационный копинг |
от 1 до 6 |
От 7 до 11 |
от 12 до 17 |
2 |
Дистанцирование |
от 1 до 6 |
От 7 до 11 |
от 12 до 17 |
3 |
Самоконтроль |
от 4 до 11 |
От 12 до 16 |
от 17 до 21 |
4 |
Поиск социальной поддержки |
от 0 до 7 |
От 8 до 13 |
от 14 до 18 |
5 |
Принятие ответственности |
от 0 до 5 |
От 6 до 9 |
От 10 до 12 |
6 |
Бегство-избегание |
от 3 до 7 |
от 8 до 13 |
От 14 до 23 |
7 |
Планирование решения проблемы |
от 2 до 10 |
От 11 до 15 |
От 16 до 18 |
8 |
Положительная переоценка |
от 3 до 9 |
От 10 до 15 |
От 16 до21 |
Для определения предпочитаемой (доминирующей) копинг-стратегии нужно сырые баллы каждой стратегии перевести в процентили по формуле: X = сумма балов / max балл*100. У доминирующей копинг-стратегии (стратегий) будет самой больший показатель по отношению к другим показателям копинг стратегий.
Ключ подсчета баллов:
Конфронтационный копинг (К)- пункты: 2,3,13,21,26,37.
Дистанцирование (Д) - пункты: 8,9,11,16,32,35.
Самоконтроль (С) - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
Поиск социальной поддержки (ПСП) - пункты: 4,14,17,24,33,36.
Принятие ответственности (ПО) - пункты: 5,19,22,42.
Бегство-избегание (Б-И) - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
Планирование решения проблемы (ПРП) - пункты: 1,20,30,39,40,43.
Положительная переоценка (ПП) - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Приложение В
Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)
Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника
Фамилия, имя___________________________
Возраст_______________________
Класс_________________________
Инструкция: Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.
|
Да |
Скорее да, чем нет |
Нет |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом |
1 |
2 |
3 |
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему |
3 |
2 |
1 |
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять |
3 |
2 |
1 |
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы |
3 |
2 |
1 |
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо |
3 |
2 |
1 |
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи |
3 |
2 |
1 |
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
8. Ставлю для
себя ряд целей, позволяющих
постепенно справляться с |
3 |
2 |
1 |
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора |
3 |
2 |
1 |
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах |
3 |
2 |
1 |
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий |
3 |
2 |
1 |
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу |
3 |
2 |
1 |
13. Больше времени, чем обычно, провожу один |
3 |
2 |
1 |
14. Рассказываю
другим людям о ситуации, так
как только ее обсуждение |
3 |
2 |
1 |
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение |
3 |
2 |
1 |
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы |
3 |
2 |
1 |
17. Обдумываю про себя план действий |
3 |
2 |
1 |
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно |
3 |
2 |
1 |
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации |
3 |
2 |
1 |
21. Избегаю общения с людьми |
3 |
2 |
1 |
22. Переключаюсь
на хобби или занимаюсь |
3 |
2 |
1 |
23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию |
3 |
2 |
1 |
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему |
3 |
2 |
1 |
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей |
3 |
2 |
1 |
26. Сплю больше обычного |
3 |
2 |
1 |
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе |
3 |
2 |
1 |
28. Представляю себя героем книги или кино |
3 |
2 |
1 |
29. Пытаюсь решить проблему |
3 |
2 |
1 |
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного |
3 |
2 |
1 |
31. Принимаю
помощь от друзей или |
3 |
2 |
1 |
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше |
3 |
2 |
1 |
33. Пытаюсь тщательно
планировать свои действия, а
не действовать импульсивно |
3 |
2 |
1 |
Информация о работе Особенности психологической защиты подростков