Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I.
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Башкирский Государственный Педагогический Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА №1
на тему
«Исследование взаимосвязи самооценки и характера межличностных отношений»
Уфа 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Курсовая работа
«Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте»
Выполнил: Белова О.Н. ПП-32
Проверил: Рубцова Н.Н.
Старший преподаватель
2008г.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
1.1 Особенности проявления
межличностных отношений в
1.2 Особенности развития самооценки у детей младшего подросткового возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
2.1 Методы, направленные на
изучение межличностных
2.2 Анализ полученных результатов
3. Заключение
Список использованной литературы
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Над изучением межличностных
отношений работало немало известных
психологов, как за рубежом(Э. Шорстом,
Карнеги, К. Роджерс, Э. Берн), так и
нашей стране(Андреева Г.А., Дубровская
Е.М., Кричевский Р.Л., Мясищев В.Н. и
др.). Природа межличностных
Ребенок живет, растет и развивается
в переплетении различного рода связей
и отношений. В детских и подростковых
группах складываются межличностные
отношения, отражающие взаимосвязи
участников этих групп в конкретно-исторической
ситуации развития общества. Несмотря
на то, что проявления межличностных
отношений в каждой конкретной группе
имеют свою неповторимую историю, на
разных возрастных этапах действуют
общие закономерности их становления
и развития. Первая из них отражает
обусловленность природы
Цель работы: изучить особенности
взаимодействия самооценки и межличностных
отношений в младшем
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социального статуса.
Объект исследования: младшие подростки
В данной работе решались следующие задачи:
Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в младшем подростковом возрасте.
Проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика направленная на изучение самооценки качеств личности (Т. Дембо - С. Рубинштейна).
Для проведения диагностики
межличностных отношений в
Исследования проводились в МОУ Наримановской СОШ п. Нариман Светлоярского района Волгоградской обл. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 5-го “а” класса, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 25 человек.
Глава 1. Особенности
развития межличностных
1.1 Особенности проявления
межличностных отношений в
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных
отношений всегда дана как реальность
отношений между социальными
группами, поэтому для социольно-
Одним из таких образований
является малая группа, под которой
понимается немногочисленная по составу
группа, члены которой объединены
общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения
Важным вопросом при изучении
характеристики внутригрупповых
В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками.
Функционально - ролевые отношения
выступают при изучении "делового"
общения и совместной деятельности,
что позволяет ответить на вопросы:
"в какой конкретной деятельности
разворачиваются эти отношения?
В самой игре, как, впрочем,
и во всех других формах совместной
деятельности детей в группе, проявляются
два вида отношений: собственно игровые
отношения и отношения по поводу
совместной деятельности в игре. Например,
собственно - игровые отношения
Рассмотрение эмоционально
- оценочных отношений позволяет
ответить на вопросы: соответствует
ли поведение детей в группе социальным
нормам, какие эмоции оно вызывает,
что нравится или не нравится им
в сверстниках. Основная функция
эмоционально - оценочных отношений
в детской и подростковой группе
- осуществление коррекции
Эмоционально - оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях - ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.
В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.
Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской и подростковой группе открывает путь к изучению личностно - смысловых отношений ,те которые отвечают за взаимосвязь в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно - смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей.
Экспериментальное исследование
функционально - ролевых отношений
представлено многими традиционными
приемами: опросниками, беседой, наблюдением,
интервью и др. Эмоционально - оценочные
отношения выявляются в непосредственном
взаимодействии детей, отражая систему
их предпочтений. Относительно полную
картину этих отношений дает социометрический
опрос в различных его
На протяжении всей жизни индивид оказывается включенным в различные социальные группы, в которых происходит его половая социализация. Важным инструментом половой социализации является группа сверстников, которая позже всех "подключается" к этому процессу, но значение которой трудно переоценить. В этих группах совместная деятельность и общение "на равных" способствуют объединению детей. Одновременно происходит противопоставление своей половой принадлежности противоположному полу. Эта оппозиция возникает, утверждается и отстаивается в совместной деятельности, структура которой изменяется с возрастом. Такое резкое разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые объединения получило названия "половой сегрегации"(А.В. Петровский).