Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам видно, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов и наоборот.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава I.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

Башкирский Государственный  Педагогический Университет

 

 

 

 

                                                                          Кафедра общей экспериментальной психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА №1

на тему

«Исследование взаимосвязи  самооценки и характера межличностных  отношений»

 

 

 

                                         Выполнила: студентка 2 курса 201 группы

                                                            ППО Факультета Психологии

                                                            Насибуллина  Г.М.

                                                            Проверил: Тулитбаева Г.Ф.

 

 

Уфа 2012

                                                           

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………

Глава I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Особенности развития межличностных  взаимоотношений и самооценки в  младшем школьном возрасте»

 

Выполнил: Белова О.Н. ПП-32

 

Проверил: Рубцова Н.Н.

 

Старший преподаватель

 

2008г.

 

 Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего подросткового  возраста

 

1.1 Особенности проявления  межличностных отношений в младшем  подростковом возрасте

 

1.2 Особенности развития  самооценки у детей младшего  подросткового возраста

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего подросткового  возраста

 

2.1 Методы, направленные на  изучение межличностных отношений  и самооценки в младшем подростковом  возрасте

 

2.2 Анализ полученных результатов

 

3. Заключение

 

Список использованной литературы

 

 Введение

 

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые  он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся  друг к другу".

 

Над изучением межличностных  отношений работало немало известных  психологов, как за рубежом(Э. Шорстом, Карнеги, К. Роджерс, Э. Берн), так и  нашей стране(Андреева Г.А., Дубровская Е.М., Кричевский Р.Л., Мясищев В.Н. и  др.). Природа межличностных отношений  в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как  сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так  и усвоенные личностью нормы  и ценности общества. В системе  межличностных отношений человек  реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деятельность являются важнейшим  звеном в системе межличностных  отношений. Вступая в межличностные  отношения самых разнообразных  по форме, содержанию, ценностям, структуре  человеческих общностях - в детском  саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет  себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе  отношений с другими.

 

Ребенок живет, растет и развивается  в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные  отношения, отражающие взаимосвязи  участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных  отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют  общие закономерности их становления  и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных  отношений тем местом, которая  возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных  отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных  отношений заключается в их уровневой  природе - сколько-нибудь сложившаяся  группа имеет определенный уровень  развития, от которого зависит наличие  или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития, к характеристике детской группы. Особенностью самооценки младшего подростка является то, что она определяется через его ведущую деятельность и интимно-личностное общение(Л.С. Выгодский).

 

Цель работы: изучить особенности  взаимодействия самооценки и межличностных  отношений в младшем подростковом возрасте.

 

Гипотеза: дети с низким статусным  положением в группе будут иметь  более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.

 

Предмет исследования: взаимосвязь  самооценки и социального статуса.

 

Объект исследования: младшие  подростки

 

В данной работе решались следующие  задачи:

 

Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

 

На основе анализа источников построить схему исследования межличностных  отношений и самооценки детей  младшего подросткового возраста.

 

Подготовить и использовать методы и методики направленные на исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в  младшем подростковом возрасте.

 

Проанализировать полученные данные.

 

Методы исследования:

 

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика направленная на изучение самооценки качеств личности (Т. Дембо - С. Рубинштейна).

 

Для проведения диагностики  межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса  личности и структуры межличностных  связей в группе (Социометрия).

 

Исследования проводились  в МОУ Наримановской СОШ п. Нариман Светлоярского района Волгоградской  обл. В качестве экспериментальной  группы были выбраны учащиеся 5-го “а”  класса, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 25 человек.

 

 Глава 1. Особенности  развития межличностных взаимоотношений  и самооценки детей младшего  подросткового возраста

 

1.1 Особенности проявления  межличностных отношений в младшем  подростковом возрасте

 

Проблема групп, в которые  объединены люди в процессе своей  жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

 

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными  группами, поэтому для социольно-психологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять  группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают  в человеческом обществе.

 

Одним из таких образований  является малая группа, под которой  понимается немногочисленная по составу  группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов. (Г.М. Андреева)

 

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений  как детей подросткового возраста, так и не только их является выявление  непосредственно самой структуры  таких отношений, их содержания. Это  можно осуществить исходя из анализа  социальной ситуации развития группы.

 

В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные  и личностно - смысловые отношения  между сверстниками.

 

Функционально - ролевые отношения  выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?". Эти  отношения зафиксированы в специфичных  для данной общности сферах жизнедеятельности  детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в  ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны  взрослого. Взрослый санкционирует  те или иные образцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и исполнительным; во время самостоятельной работы на уроке нельзя смотреть в тетрадь  соседа и т.д. Функционально - ролевые  отношения, проявляющиеся в игровой  деятельности, в значительной степени  самостоятельны и свободны от непосредственного  контроля со стороны взрослого. (Д.Б. Эльконин)

 

В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются  два вида отношений: собственно игровые  отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Например, собственно - игровые отношения воспроизводят  социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель  с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении  со сверстниками. Другой тип игровых  отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения  ребенка заключается здесь в  том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются  важные конфликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать  в игру?"; "кто будет главным?". Функционально - ролевое поведение  в группе проявляется и в действиях, соответствующих статусу ребенка  или его конкретным обязанностям: дежурного, командира бригады, старосты класса и т.д. Такое поведение  обнаруживается и в неформальных группах детей и подростков.

 

Рассмотрение эмоционально - оценочных отношений позволяет  ответить на вопросы: соответствует  ли поведение детей в группе социальным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция  эмоционально - оценочных отношений  в детской и подростковой группе - осуществление коррекции поведения  сверстника в соответствии с принятыми  нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные  предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские  привязанности и т.д. Они возникают  в онтогенезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено  чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой  взрослого, либо прошлым опытом общения  с этим ребенком - негативным или  позитивным.

 

Эмоционально - оценочные  отношения являются регуляторами в  ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в  игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях - ориентация на норму очередности  при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и  остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.

 

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в  соответствии с усвоенными социальными  нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими  детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить  норму.

 

Анализ мотивационного плана  совместной деятельности в детской  и подростковой группе открывает  путь к изучению личностно - смысловых  отношений ,те которые отвечают за взаимосвязь  в группе, при которых мотив  одного ребенка приобретает для  других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные  мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно - смысловые отношения  особенно ярко проявляются в тех  случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально  роль взрослого и действует согласно ей.

 

Экспериментальное исследование функционально - ролевых отношений  представлено многими традиционными  приемами: опросниками, беседой, наблюдением, интервью и др. Эмоционально - оценочные  отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему  их предпочтений. Относительно полную картину этих отношений дает социометрический опрос в различных его модификациях. Личностно - смысловые отношения  представляют собой складывающиеся в совместной деятельности необходимые  связи, которые в ней реализуются. При этом мотивом действия каждого  участника таких отношений становится другой человек, тот, ради которого в  конечном счете осуществляется совместная деятельность. Возникая в реальном взаимодействии детей, эти связи  обладают определенной независимостью от непосредственных предпочтений ребенка. Более того, они оказывают существенное влияние на эмоционально - оценочные  отношения, порой меняя их знак на противоположный.

 

На протяжении всей жизни  индивид оказывается включенным в различные социальные группы, в  которых происходит его половая  социализация. Важным инструментом половой  социализации является группа сверстников, которая позже всех "подключается" к этому процессу, но значение которой  трудно переоценить. В этих группах  совместная деятельность и общение "на равных" способствуют объединению  детей. Одновременно происходит противопоставление своей половой принадлежности противоположному полу. Эта оппозиция возникает, утверждается и отстаивается в совместной деятельности, структура которой изменяется с  возрастом. Такое резкое разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые объединения  получило названия "половой сегрегации"(А.В. Петровский).

Информация о работе Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки в младшем школьном возрасте